Пути совершенствования организации деятельности МП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 22:11, курсовая работа

Краткое описание

Основной задачей образовательной политики любого государства является создание такой системы образования, которая бы, с одной стороны, отражала потребности общества и государства, а с другой - органично вписывалась бы в русло международной системы образования, отражая его общечеловеческие потребности и интересы.
Объектом государственной политики в сфере образования является сама система образования в ее целостном виде. Она официально закрепляется в каждом государстве в виде структурных элементов системы образования (начальное, среднее и другие). Можно выделить следующие основные структурные компоненты образовательной политики: государственная образовательная политика; образовательная политика институтов гражданского общества; региональная образовательная политика; муниципальная образовательная политика.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организации деятельности муниципальных учреждений 5 1.1 Сущность и особенности деятельности муниципального учреждения 5
1.2 Функции и виды образования 8 1.3 Государственная политика в сфере образования РФ и РБ 14
1.4 Система образования в зарубежных странах 18
Глава 2. Анализ организации деятельности МП 26 2.1 Общая характеристика деятельности МБОУ СОШ №17 г.Уфа 26 2.2 Анализ системы среднего общего образования РБ 34
2.3 Система дополнительного образования г. Уфа 37
Глава 3. Пути совершенствования организации деятельности МП 41
3.1 Выявление проблем деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфы и пути их решения 41
3.2 Экономическая эффективность деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфа 50
3.3 Стратегические ориентиры развития образования в РБ 54
Заключение 58
Список использованной литературы 60

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование деятельности муниципальных организации и учреждений на примере общего образования (2).doc

— 399.00 Кб (Скачать файл)

На Республиканском  конкурсе «Лучший туристский центр» победителем признан Детский  образовательно-оздоровительный центр  туризма, краеведения и экскурсий  Кировского района г.Уфы.

В Международном конкурсе «Красивая школа-2012», проходившем  в Санкт-Петербурге, Эколого-биологический  центр Орджоникидзевского района занял 2 место.

На республиканском  конкурсе «Лучший образовательный  сайт» в 2012 году ЦДТ «Созвездие»  Октябрьского района занял 2 место.

Участвуя в конкурсах, фестивалях, научных олимпиадах, спортивных соревнованиях, в 2011 - 2012 учебном году воспитанниками учреждений дополнительного  образования детей завоевано  призовых мест на Международных - 182, во Всероссийских - 245, республиканских – 507, городских - 864. Из них завоевано: 1 мест - 676, 2 мест – 589, 3 мест - 532.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МП

3.1 Выявление проблем деятельности МБОУ СОШ № 17 г. Уфы и пути их решения                 

В России на протяжении последних  двух десятилетий происходят глубокие изменения во многих сферах жизни  общества, трансформируются общественные отношения, пересматривается система  ценностей и приоритетов. Ежегодно свыше трех миллионов учащихся заканчивают основную и среднюю общеобразовательную школу. Большинство выпускников не видят для себя ясной жизненной перспективы, страдают от неопределенности. Почти 40 % безработных составляет молодежь, которая не может трудоустроиться после окончания специальных учебных заведений. Одна из причин данной ситуации - несоответствие предназначаемых вакансий на рынке труда специальностям, уровню подготовки молодежи к новым экономическим условиям, неориентированность ее на самозанятость. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют новых подходов в сфере образования. В “Концепции модернизации российского образования” перед системой образования поставлены новые приоритеты. При этом ведущей является подготовка молодого поколения, готового жить и действовать в информационном обществе, способного адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта. Таким образом, перед каждым ОУ встал вопрос: каким быть выпускнику? Поиск целевой установки ОУ связан сегодня не только с осмыслением его предназначения, но и с моделированием образа выпускника. Выпускник должен быть способен к самоопределению и самореализации. Человек, способный к самоопределению, ответственно относится к деятельности, не испытывает неопределенности и дискомфорта, уважительно относится к иному, адекватен ситуации, осуществляет неслучайный выбор.

Готовность к творчески преобразующей деятельности предполагает, что выпускник в условиях меняющейся ситуации способен действовать, анализировать свои действия, находить причину затруднений, построить новый проект своих действий. Все это означает способность человека к рефлексии.

Итак, обозначен ориентир, на который должно быть направлено образование. Становится ясно, что процесс  образования должен не столько строиться по типу передачи предметного знания, предметных умений и навыков, сколько создавать условия для формирования и развития способностей ученика к деятельности, самоопределению, рефлексии, мышлению.

В соответствии с этим, политика образовательного учреждения должна быть направлена не столько на передачу учащимся конкретных знаний из различных областей, сколько на обеспечение условий для их самоопределения и самореализации, на гуманизацию, профилизацию и информатизацию образовательного процесса, на реализацию личностного подхода к обучению и воспитанию школьников.

МБОУ СОШ № 17 г. Уфы постоянно находится в режиме развития. Освоение новых педагогических технологий, информатизация учебного процесса, профилизация, психологическое сопровождение обучения и воспитания и другие инновации - постоянно в зоне внимания педагогического коллектива.

Если говорить о достижениях  и успехах школы в том или  ином направлении, будет уместным обозначить ряд проблем:

По направлению “Самоопределение” в школе созданы определенные условия: существует система работы классных руководителей и педагогов-психологов по этому вопросу. Недостатком является то, что система эта касается большей частью профессионального самоопределения, но и при этом носит периодический характер, связанный с разовыми мероприятиями и не затрагивает вопросы творческого и личностного самоопределения.

По направлению “Самореализация” в школе существует система дополнительного образования, включающая кружковую, секционную, предметную деятельность по нескольким направлениям. В настоящее время в школе работает 15 кружков и секций, хотя в 1 полугодии их было 21, соответственно общий охват учащихся дополнительным образованием снизился с 444 чел ( 59%) до 379 чел ( 50 % ). Учитывая запросы учащихся и их родителей, требования современного общества, в школе отсутствуют такие кружки и секции, как компьютерный дизайн, клуб ораторского мастерства или художественного слова, кружки прикладного творчества и моделирования и т.д.

По направлению “Гуманизация”, то есть переориентация на личностную направленность, как процесс и результат развития и самоутверждения личности и как средство ее социальной устойчивости в школе создаются условия для воспитания гражданина, личностно-ориентированный подход провозглашен в обучении и воспитании. Однако, на практике даже личностно-ориентированный подход реализуется ситуативно, а такие проблемы как правовые знания, воспитание ответственности, проблема правонарушений и преступлений остаются нерешенными.

По направлению “Профилизация” разработаны локальные акты по профильному обучению, принимаются учебные планы с учетом профильной направленности классов, ведется разъяснительная работа с родителями и обучающимися по формированию профильных классов. В текущем учебном году велением времени внедрен социально – экономический профиль, где обучение ведущим по профилю предметам ведется на договорной основе преподавателями ВЭГУ. Однако, сегодня в школе нет возможности учесть и удовлетворить потребности всех и каждого.

По направлению “Информатизация” большое внимание уделяется укреплению материально-технической базы, все больше кадров самостоятельно принимают решение о необходимости владения компьютером, информационно-коммуникативные технологии все чаще и чаще применяются и в обучении и в воспитании. В школе на сегодняшний день имеется 32 компьютера, из них в обучении используются 23, компьютерными технологиями владеют 49 педагогов, из них 36 прошли обучение на пользование интерактивной доской. Но с приобретением каждого нового компьютера растет вероятность замены живого общения на работу с машиной, а это ведет к проблемам со здоровьем и учащихся, и педагогов.

Ведущим фактором социализации личности ребенка является семья, осуществляющая первичную (базисную) ее социализацию. В школе обучается 729 учащихся из них:

малообеспеченных  семей – 38, т.е. 5,2%

многодетных семей  – 24, т.е. 3,2 %

неполных семей  – 180; т.е 24 %

неблагополучных семей, состоящих на учете в ОДН  – 6, т.е. 0,8 % ;

дети – сироты – 9, т.е. 1,2 %

дети – инвалиды – 13, т.е. 1, 7 %

дети, состоящие на внутришкольном учете – 8, т.е. 1%

дети, состоящие  на учете в ОДН – 3, т.е. 0, 4 %

дети, требующие  повышенного внимания – 54, т.е.7,4%

по социальному  статусу родителей

2% - безработных

4% - владельцы  частных предприятий;

21% служащие  и интеллигенция;

24% с высшим  образованием;

23% не имеют  специального образования;

41% - со средним  специальным образованием.

Теперь становится понятно, что не каждая семья способна выполнить свою ведущую функцию  – первичную базисную социализацию личности ребенка – в силу различного рода причин или социальных дефицитов, то необходимо влияние на нее из вне с определенной целью: внести необходимые коррективы в ее функционирование. В этом случае начинается социально – педагогическая работа, оказывая помощь, способствуя гуманизации общества.

Вряд ли можно  предположить, что только знания, умения, навыки смогут обеспечить достойную  подготовку учащихся к вхождению  в новую жизнь в условиях рынка, т.е. подготовка должна вестись в  деятельной парадигме, которая является приоритетной по отношению к ЗУН. Только в деятельности учащийся может оценить, совпадает ли его самоопределение с его сущностью. Успешное решение этой задачи непосредственно связано с уровнем деловой правовой и экономической подготовки учащихся, их конкурентноспособностью на рынке труда. В этой связи обучение основам предпринимательской деятельности является одним из актуальных направлений специального образования. Предпринимательство в широком смысле слова - образ мышления. Ведь предприниматель может быть в любой сфере деятельности. Под прибылью в предпринимательской деятельности (в отличие от бизнеса и коммерческой деятельности ) может подразумеваться не только финансовая прибыль, но приращивание ресурсов разного типа (организационных, управленческих, интеллектуальных и других).

Одним из самых  продуктивных методов в предпринимательской  подготовке учащихся является ОДИ. (игры по организации деятельности). Методики применения игр по организации деятельности сложны в усвоении, транслируются  только в коммуникации, а значит, требуют для массового внедрения длительного времени, значительных средств и усилий. Примером такой деятельности в нашей школе является организация Дня Самоуправления.

Образовательный процесс предпринимательской подготовки учащихся включает в себя не только теоретическую часть, но и практическую, которая состоит из отдельных игровых акций, объединенных единой организационно – смысловой программой. Примером может служить проектная деятельность учителя технологии Экономовой О.Ю. в организации деятельности учащихся по подготовке моделей одежды из бумаги, а затем их показ на подиуме. В ходе подготовки и проведения таких мероприятий обучающиеся становятся исполнителями, соавторами, ведущими, костюмерами, музыкальными оформителями, а иногда и просто зрителями, т.е. в них воспитывается как чувство исполнительской так и зрительской культуры. Через проведение таких мероприятий ребенок имеет возможность испытать радость успеха в том, что он лучший модельер, исполнитель, ведущий, оформитель, т.е. происходит повышение самооценки, самореализация участника проекта. При разработке принципиально отличного от традиционного содержания образования необходима не инструкция «Что дать ученикам», а установка на творческое сотрудничество с ними при решении взаимозначимых задач.

Развитие экономики, динамика политической жизни невозможны без правового регулирования. Без  глубоких правовых знаний немыслимо  активное участие людей в рыночной экономике, политической деятельности. Общество заинтересовано в компетентной и ответственной личности, принимающей грамотные самостоятельные решения и способной нести ответственность за свои поступки, использующей правовые знания как механизм бесконфликтной реализации своих интересов, ориентирующейся в правовой среде. Правовые знания нужны человеку, чтобы правильно строить свое поведение. Неотъемлемым элементом современной общественной жизни становится участие граждан в выборах, и без запаса правовых знаний не обойтись Тренинги, групповая деятельность, учебно – правовые проекты и деловые игры, имитирующие различные правовые ситуации такие как «Я – избиратель», «Глобализация, за и против», «Я – предприниматель» пробуждают практический интерес учащихся к праву как основе существования современного общества, способствуют формированию критического мышления.

Миссия  школы - воспитание интеллектуально развитой, конкурентоспособной личности, подготовленной к продолжению образования и творчески преобразующей деятельности в социуме через интеграцию личностно- ориентированного пространства.

Для достижения соответствия программы развития, существующих моделей выпускника, реальным потребностям и запросам учащихся и их родителей с одной стороны и возможностям педагогов с другой стороны при подготовке к педсовету было проведено анкетирование среди педагогов школы. Цель анкетирования педагогов: вычленить проблемы, стоящие перед школой в организации процесса подготовки учащихся к творчески преобразующей деятельности в социуме

В анкетировании  приняло участие 18 педагогов.

1. Педагоги школы  оценили уровень микросоциума следующим образом:

70% считают уровень  образования микросоциума низким ,

62% считают уровень  общей культуры низким,

84% педагогов  считают в микросоциуме большое  количество неблагополучных семей;

61% педагогов  считают в микросоциуме наличие  малообеспеченных семей,

7% педагогов  считают в микросоциуме наличия  семей, достаточно ответственно  относящихся к родительским обязанностям,

7% педагогов  считают в микросоциуме наличие  наличие семей, активно сотрудничающих  с ОУ,

69% выделяют  как проблему наличие семей, мало занимающихся вопросами воспитания ребенка.

2. Сегодня в  ситуации привлечения родителей  к деятельности школы 100 % педагогов  понимают важность изучения запросов  потребителя.

3. При этом  почти 61 % убеждены, что уже сейчас  школа обеспечивает образовательные потребности микросоциума.

4. 47 % из опрошенных  педагогов считают, что школа  недостаточно конкурентоспособна  и престижна в удовлетворении  образовательных потребностей микросоциума.

5. 100 % опрошенных  убеждены, что творческий поиск  прогрессивных педагогических технологий способствует повышению конкурентоспособности школы

6. Около 95 % опрошенных  отмечают высокую степень важности  наличия широкого спектра инновационных  учебных программ в удовлетворении  образовательных потребностей микросоциума.

7. Несмотря на существующие проблемы 85% педагогов оценили уровень гуманизации образовательного процесса как высокий.

8. Около 90 % педагогов  считают наличие уровневой дифференциации  в обучении средством достижения  высокого уровня обученности  и качества знаний учащихся.

Информация о работе Пути совершенствования организации деятельности МП