Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2014 в 18:52, курсовая работа
Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практиче-ской. В первой части, раскрыт вопрос ценообразование в современном предприятии. Подробно рассмотрены такие вопросы как: цели принципы и методы ценообразования. Во второй части курсовой работы рассчитаны и выполнен анализ основных технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия на планируемый год.
Цель теоретической части курсовой работы изучить ценовую политику на предприятии, её формирование и направления ее совершенствования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучить задачи ценовой политики на предприятии;
- разобрать формирование цены и проведение ценовой стратегии на предприятии;
- рассмотреть направления совершенствования ценообразования в современных условиях;
- сделать анализ методики ценообразования в ОАО «АвтоВАЗ»;
Введение 2
1. Организация ценообразования на предприятии и направления ее совершенствования 6
1.1 Цели, принципы и методы ценообразования. 6
1.2 Совершенствование подходов к системе ценообразования 17
1.3 Особенности ценообразования на предприятии ОАО «АвтоВАЗ» 19
2. Расчет и анализ технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия 30
2.1 Исходные данные для расчетной части курсовой работы 30
2.2. Выполнение расчетов 37
2.2.1. Расчет трудоемкости годовой производственной программы 37
2.2.2 Расчет потребности в основных производственных средствах 39
2.2.3 Расчет потребности в трудовых ресурсах 44
2.2.4 Расчет потребности в материальных ресурсах 48
2.2.5 Расчет годовых затрат на производство продукции (по экономическим элементам) 49
2.2.6 Расчет затрат на единицу продукции (по статьям калькуляции) 51
2.2.7 Проверка правильности произведенных расчетов 55
2.2.8 Расчет отпускных цен 58
2.2.9 Сводные экономические показатели 59
2.2.10 Анализ безубыточности 62
Заключение 65
Список литературы 68
Улучшение использования и применение новых видов сырья и материалов приведет к рациональному использованию и переориентацию на отечественных производителей сырья. Использование научно-технических достижений и передового опыта поможет оттеснить часть конкурентов и увеличить долю рынка.
Снижение себестоимости может произойти при создании автоматизированных систем управления, использовании ЭВМ, совершенствовании и модернизации существующей техники и технологии. Уменьшаются затраты и в результате комплексного использования сырья, применения экономичных заменителей, полного использования отходов в производстве. Большой резерв таит в себе и совершенствование продукции, снижение ее материалоемкости и трудоемкости, снижение веса машин и оборудования, уменьшение габаритных размеров и др.
Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.
Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства, например, развития поточного производства, упорядочения подсобно-технологических работ, улучшения инструментального хозяйства, совершенствования организации контроля за качеством работ и продукции. Значительное уменьшение затрат живого труда может произойти при сокращении потерь рабочего времени, уменьшении числа рабочих, не выполняющих норм выработки. Дополнительная экономия возникает при совершенствовании структуры управления предприятия в целом. Она выражается в сокращении расходов на управление и в экономии заработной платы и начислений на нее в связи с высвобождением управленческого персонала [6, 7].
Строительство Волжского автозавода началось в 1967 г. Его размах поражал: за четыре года предстояло построить само предприятие, Автозаводский район Тольятти и тепловую электростанцию. Надо заметить, что даже ТЭЦ ВАЗа была крупнейшей в Европе на момент постройки. Задумка считалась амбициозной: согласно плану, мощности «АвтоВАЗа» были рассчитаны на производство 660 тыс. автомобилей в год, а именно столько с учетом грузовиков и автобусов ежегодно выпускалось во всем СССР в середине 60-х. Волжский автозавод стал не только одним из крупнейших промышленных проектов десятилетия, но и градообразующим предприятием города Тольятти.
За основу первой машины была взята модель Fiat 124, которая завоевала в 1965 г. титул «Автомобиль года» в Европе. В апреле 1970 г. с главного конвейера сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули». Ходовые качества первенца считались по тем временам достаточно хорошими, а капитальный ремонт машине мог потребоваться только после покрытия расстояния, равного десяти путешествиям от Москвы до Владивостока. Примерно через год, в июле 1971 г., уже был выпущен 100-тысячный автомобиль марки ВАЗ, а в декабре 1973 г. – миллионный. Всего же за 14 лет из заводского цеха выкатилось около 3 000 000 «копеек».
В последующие годы автогигант регулярно обновлял свой модельный ряд. Несмотря на то, что автомобили ВАЗ были рассчитаны преимущественно на внутренний рынок, они хорошо продавались и за рубежом. К примеру, в 1979 г. за границу было отправлено около 40% вазовских малолитражек.
Даже во времена радикальных и драматических преобразований, в конце 80-х – начале 90-х, на фоне разваливающейся российской экономики «АвтоВАЗ» держался на плаву, производя практически единственный отечественный продукт, который россияне были готовы покупать (не считая оружия, чтобы отбиваться от бандитов). В то время за контроль над предприятием разразилась ожесточенная криминальная война. Многочисленные посредники, наживавшиеся на разнице отпускных и рыночных цен, не желали уступать свою долю рынка.
Что касается технологической сферы, несмотря на наличие спроса и относительно высокие объемы производства, выход новых автомобилей задерживался. Ситуация усугублялась несовершенной системой сбыта продукции: вырученные деньги оседали в карманах посредников, а на модернизацию средств не оставалось.
В начале 2000-х конъюнктура российского автомобильного рынка начала резко меняться, заметно выросла конкуренция. Иностранные автозаводы принялись активно разворачивать в России свои производства. При поддержке правительства «АвтоВАЗ» создает совместное предприятие с GeneralMotors, начинается выпуск автомобиля ChevroletNiva. Однако даже такой масштабный проект не смог радикально изменить ситуацию на предприятии.
В 2005 г. автозавод перешел под контроль «Рособоронэкспорта», а затем интегрировался в госкорпорацию «Ростехнологии», которая назначила для него антикризисный менеджмент. В 2008 г. блокирующий пакет акций «АвтоВАЗа» был продан французскому концерну Renault за 1 млрд долларов.
Приход крупного западного партнера ознаменовался для завода долгосрочными вложениями в развитие производства и новыми технологическими решениями. В марте 2010 г. был одобрен бизнес-план до 2020 г., согласно которому планируются ежегодный выпуск до 1,2 млн автомобилей, а также инвестиции в предприятие в размере до 3 млрд евро.
Значительные изменения должен претерпеть модельный ряд. К февралю 2012 г. самым массовым автомобилем на конвейере «АвтоВАЗа» стала LadaKalina, второй результат показала LadaPriora, на третьем месте – LadaGranta. Все три модели созданы при участии высококлассных европейских инженеров, дизайнеров и маркетологов.
На сегодняшний день «АвтоВАЗ» – крупнейший автозавод в Восточной Европе, способный ежегодно выпускать более 900 тыс. машин и автокомплектов. Это в полтора раза больше, чем мечтали советские руководители, когда завод существовал еще только на бумаге. Группа «АвтоВАЗ» объединяет 270 дочерних предприятий, работающих в 17 странах мира. Холдинг активно проявляет себя в таких областях, как телекоммуникации, энергетика и строительство, а также оказывает финансовые и страховые услуги, но его профильной сферой, конечно же, остается автопром.
Общая численность сотрудников автогиганта составляет более 66 000 человек. На территории завода площадью 400 га можно без проблем разместить два княжества Монако. Общая длина конвейерных линий в сборочных цехах превышает 300 км, что эквивалентно трем МКАДам. От работы флагмана отечественного автомобилестроения зависит благополучие миллионов россиян [13].
Как и на любом промышленном предприятии на «АвтоВАЗе» имеется и своя система ценообразования, зависящая от многих факторов и учитывающая различные особенности того рынка на котором представлено данное предприятие. В системе образования цен на продукцию Волжского автозавода заложены следующие принципы:
В конце каждого года на «АвтоВАЗе» составляется и утверждается маркетинг-план на следующий год. Основой для составления этого документа служат данные о госбюджете, который принимается Государственной думой, прогнозы изменения курса доллара. По примеру предыдущих лет специалисты определяют, какой может быть динамика изменения денежной массы у населения, какая ее часть может быть израсходована на покупку автомобилей. Прогноз на этот год составляется по месяцам и по каждой модели. Это объясняется тем, что существуют сезонные спады и подъемы спроса на те или иные модификации. Мы пришли к определенной цифре, которая изменяется вместе с темпами инфляции. Если отследить изменения цен и изменения денежной базы, то выясняется, что они повторяют друг друга с небольшой задержкой: появились деньги у людей - пошли вверх цены, стабильна масса "налички" - держатся и цены. Как правило, цены на автомобили с отставанием на 30-40 процентов следуют за инфляцией. При разработке политики ценообразования, «АвтоВАЗ» считает важным также учитывать, что цены на автомобили должны расти медленнее инфляции. Дельта между отпускной ценой, розничной ценой и прогнозируемой должна выполнять ряд задач:
Достаточно интересно проходят процессы ценообразования на «АвтоВАЗе» в кризисные года. Но для начала хотелось бы напомнить об некоторых терминах в наименований цен. Отпускные цены – цены, по которым автомобили отпускаются дилеру с «АвтоВАЗа». Рекомендованные цены – цены, по которым «АвтоВАЗ» рекомендует продавать автомобили дилерам в розницу. Розничные цены – цены, по которым дилер торгует автомобилями в розницу. Для примера возьмем «Классику»: ВАЗ-2105 в базовой комплектации. На 15 января 2010 года минимальная отпускная цена составляла 152 875 рублей, рекомендованная 163 576 рублей, минимальная розничная 155 000 рублей. Спустя четыре месяца цены на 15 мая 2010 года повели себя так: отпускная 160 211 рублей, рекомендованная 171 426 рублей, минимальная розничная 180 000 руб. Как видно из данного примера, розничная цена "не слушается" ни отпускных, ни рекомендованных цен, а живет сама по себе. Другими словами дилеры торгуют в розницу по ценам, которые диктует рынок, но ни как не завод-производитель. Почему? Потому, что антимонопольная служба (ФАС) на стороне именно рыночного формирования цен, и «АвтоВАЗ» к дилеру не может предъявить официальные санкции по такому ценообразованию [12].
Давайте рассмотрим плюсы и минусы ценообразования, при котором дилер не придерживается рекомендованных цен производителя. Плюсы дилера очевидны – при возникновении спроса, дилер не упускает возможности заработать и поднимает розничные цены. При меньшем спросе, дилер цены снижает. Вроде все логично и что тут еще можно добавить – рынок. Однако, "задранные цены" из-за сиюминутной выгоды, могут привести к резкому спаду спроса и, как следствие, к затариванию складов товаром. Так уже было. И не раз. Ведь дилер формирует цены, опираясь, прежде всего, на покупательский спрос, количество автомобилей на его площадке, сроки и ассортимент модельного ряда следующей отгрузки, условия автокредита. «АвтоВАЗ» же при формировании рекомендованных цен опирается на общие объемы производства, анализ и прогноз спроса на каждую модель и комплектацию. Учесть это в условиях разных интересов к марке LADA в разных регионах страны не просто. У «АвтоВАЗа» и дилера подходы к формированию конечной цены для потребителя различны. Какие же отношения по ценообразованию производителей и их дилеров других марок автомобилей? Подавляющее большинство российских дилеров иномарок продают автомобили по единой рекомендованной цене. Отступ от правил грозит санкциями со стороны головного дистрибьютора [14].
Вернемся к Тольяттинским автомобилям и причинам роста цен на них. Программа утилизации сильно увеличила спрос на модели «АвтоВАЗа»: до старта программы (до 8 марта 2010г.) цены держались примерно на одном уровне, а буквально через месяц, то есть в середине апреля 2010 года, розничные цены подскочили вверх. Таким образом, с начала 2010 года розничные цены на продукцию «АвтоВАЗа» увеличились от 16 до 50 тысяч рублей. Связано это в первую очередь с дефицитом автомобилей в автосалонах и увеличением спроса, по причине отгрузки немалой доли автомобилей под программу утилизации.
Что же касается очередного повышения цен, то с 15 февраля 2010 г. повысились цены на автомобили на 0,5-3% в зависимости от комплектации, сообщили ИА РБК ряд дилеров, работающих с автозаводом. Как пояснил вице-президент предприятия по продажам и маркетингу Максим Нагайцев, «АвтоВАЗ» в течение последнего года активно занимался изменением и улучшением машин, соответственно, менялись и затраты на производство. "Мы стали использовать больше импортных комплектующих, металлизированные краски", – уточнил он. Максим Нагайцев подчеркнул, что "никакого общего повышения цен нет – каждое семейство Lada рассматривается отдельно. Есть модели, на которые изменение цены составило доли процента".
С точки зрения экономики предприятия, повышение отпускных цен в связи с удорожанием стоимости материалов является следствием применения затратного подхода при ценообразовании. При этом «АвтоВАЗ» не утруждает себя анализом рынка, маркетинговыми исследованиями и расчетами точки безубыточности. Наблюдается прямая зависимость "затраты-цена товара" [14].
Однако, рассмотрев ситуацию с учетом сегодняшних экономических реалий, видно, что повышение цен вызвано не ростом стоимости материалов, а рядом проведенных мероприятий по стимулированию спроса, таких как:
- получение с помощью Правительства РФ заемных средств в размерах, позволяющих обеспечить платежеспособность предприятия даже в условиях резкого падения производства и продаж;
- введение Правительством РФ таможенных ограничений в виде увеличения пошлины и введения дополнительных условий для автомобилей, экспортируемых из других стран (искусственно созданный дефицит на рынке);
- внедрение программы утилизации старых автомобилей Правительством РФ;
- внедрение Правительством РФ программы субсидирования процентной ставки при покупке новых автомобилей, произведенных на территории РФ.
Вышеперечисленные факторы способствовали увеличению спроса на продукцию Тольяттинского завода и позволили компании, на основании проведенных маркетинговых исследований осуществить некоторое увеличение отпускной цены. Однако достаточно частое повышение цены может сыграть и злую шутку. Постоянное повышение цен на продукцию «АвтоВАЗа» приведет к тому, что россияне откажутся от покупки вазовских машин и пересядут на иномарки. По оценкам экспертов, ожидается очередная коррекция розничных цен в салонах дилеров отечественного автомобильного гиганта.