Розничная торговая сеть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

В торговле непрерывно происходит процесс обращения товаров, который предполагает наличие определенных средств труда: торговых и складских зданий, оборудования, торговых автоматов, контейнеров, транспортных средств, инвентаря.

Для выполнения своих функций торговля должна располагать определенной материально-технической базой.

Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологического процесса (вне зависимости от ведомственной принадлежности, срока службы и стоимости).

Содержание

Введение



1 Значение розничной торговой сети торговой организации и методические подходы к оценке ее состояния и эффективности ее использования

1.1 Роль розничной торговой сети в развитии товарооборота

1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования розничной торговой сети



2 Анализ эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»

2.1 Экономическая характеристика объемов деятельности ОАО МТК «Полесье»

2.2 Оценка состава, структуры и динамики развития розничной

торговой сети

2.3 Анализ эффективности использования розничной торговой сети



3 Пути повышения эффективности использования розничной торговой сети ОАО МТК «Полесье»



Заключение



Список использованных источников



Приложения


3









6



19









25



36



44



52



65



69



71

Вложенные файлы: 1 файл

работка.doc

— 677.50 Кб (Скачать файл)

1.2 Методические подходы к анализу эффективности использования

розничной торговой сети 

     Для оценки состояния, развития и эффективности  использования материально-технической базы торговли применяются различные показатели, которые можно сгруппировать по отдельным признакам, характеризующим различные стороны ее использования:

     1. Показатели, характеризующие уровень  развития материально-технической базы:

     К ним относят:

     общее количество торговых организаций, в  том числе магазинов;

     размер  общей площади и торговой площади  магазинов;

     средний размер магазина по торговой площади и  розничному товарообороту;

     2. Показатели, характеризующие степень  использования материально-технической базы и уровень технической оснащенности:

     К ним относят:

     общее количество оборудования по отдельным  видам;

     количество оборудования  по отдельным видам в расчете на один магазин;

     отношение числа установленного оборудования к имеющемуся в наличии;

  • коэффициент экстенсивного использования оборудования  (Кэкст.)

     Основной  задачей анализа материально-технической  базы торговли является оценка состояния, развития, эффективности использования и разработка направлений ее дальнейшего совершенствования.

     Для проведения анализа материально-технической  базы торговли используются следующие источники информации:

  1. «Отчет по розничной торговле» (форма №3-торг).
  2. Статистическая отчетность «Отчет о наличии и движении основных средств и других нефинансовых активов» (форма №11).
  3. Бухгалтерский баланс.
  4. «Отчет по труду» (форма №1-т (торг)).
  5. «Отчет о движении основных средств» (приложение к бухгалтерскому балансу, форма №1).
  6. «Отчет о расходах на реализацию товаров» (приложение к бухгалтерскому балансу, форма №3).
  7. «Отчет о прибылях и убытках» (приложение к бухгалтерскому балансу, форма №2) и др.

     Важным  этапом анализа является изучение размеров магазинов и их специализации. При этом анализируют средний размер магазина по объему розничного товарооборота и по торговой площади. Необходимо выявить возможности для улучшения структуры розничной торговой сети, повышения эффективности работы магазинов.

     Значительное место в процессе анализа материально-технической базы торговли занимает анализ  эффективности применения прогрессивных форм торговли: самообслуживания, продажи товаров по образцам, по предварительным заказам, с открытой выкладкой и др. С этой целью необходимо сравнить результаты работы магазинов с прогрессивными формами торговли с показателями магазинов, осуществляющих торговлю традиционным методом, по степени выполнения плана розничного товарооборота, по выработке на 1 м2 торговой площади, по выработке на одного торгового работника, по соотношению темпов роста производительности труда и средней заработной платы, по уровням доходов, текущих затрат, рентабельности и т.п.

     При изучении деятельности магазинов с  прогрессивными формами торговли следует использовать технологические показатели: долю торговой площади в общей торговой площади магазинов, коэффициент установочной и демонстрационной площади, число разновидностей реализуемых товаров и другие; а также социальные: затраты времени покупателей на совершение одной покупки, коэффициент завершенности покупок, количество услуг, оказываемых покупателям и т.д.

     Использование материально-технической базы торговли непосредственно связано с режимом работы магазинов. В процессе анализа следует изучить сменность работы магазинов, время начала и окончания рабочего дня, время обеденного перерыва, количество выходных и санитарных дней. При необходимости изменения времени начала и окончания работы магазинов следует провести хронометраж рабочего времени и подсчитать выручку в отдельные часы работы, изучить потоки покупателей в отдельные часы рабочей смены и по дням рабочей недели.

     Большое внимание должно уделяться анализу  показателей эффективности использования материально-технической базы торговли: фондоотдаче, фондоемкости, фондорентабельности. Анализ данных показателей проводят в динамике, что позволяет выявить тенденции их изменения, определить причины снижения фондоотдачи и фондорентабельности, а также рассмотреть их влияние на розничный товарооборот и прибыль.

     При анализе фондовооруженности труда следует сопоставить темпы ее изменения с темпами изменения производительности труда:

     I пт > I фв > 1,

     где I пт — индекс изменения производительности труда; I фв — индекс изменения фондовооруженности труда.

     Завершается анализ материально-технической базы торговли разработкой мероприятий по реализации выявленных резервов развития и повышения эффективности ее использования, улучшения обслуживания покупателей.

     Повышению эффективности использования материально-технической  базы способствует развитие прогрессивных форм торговли (самообслуживания, продажи товаров по заказам, образцам, с открытой выкладкой и др., доставки товаров на дом). В торговых залах магазинов самообслуживания можно разместить и реализовать на 20-30% больше разновидностей товаров, чем в магазинах с традиционными формами торговли.

     Анализ  материально-технической базы кооперативной  торговли имеет важное значение как средство для выявления резервов по дальнейшему развитию, совершенствованию и эффективному использованию розничной и складской сети, а также как одна из необходимых предпосылок для ее планирования.

     В непосредственную задачу анализа входит прежде всего установление выполнения плана развития розничной и складской сети. При этом проверяется выполнение плановых заданий по вводу в эксплуатацию вновь построенных и реконструируемых торговых предприятий, их торговой площади. По материалам анализа разрабатываются мероприятия по устранению выявленных недостатков, а также распространению передового опыта в строительстве и реконструкции торговых предприятий. Своевременный ввод в эксплуатацию торговых предприятий прямо влияет на выполнение плана и развитие розничного товарооборота в кооперативных организациях.

     Важной  задачей анализа является выявление  степени обеспеченности торговой площадью обслуживаемого населения и изменение этого показателя в динамике. В настоящее время планирование и учет магазинов производятся по показателям количества торговых предприятий и их торговой площади. В системе потребительской кооперации разработаны нормативы обеспеченности торговой площадью (в квадратных метрах) на 1000 жителей. Эти нормативы в зависимости от различных условий дифференцированы по областям , районам и в районах по типам населенных пунктов (райцентр, местные кустовые центры, рядовые населенные пункты) . В процессе анализа необходимо выявить соответствие фактической торговой площади установленным нормативам как в целом по кооперативной организации, так и по отдельным населенным пунктам, которые обслуживаются данной кооперативной организацией.

     Глубокий  анализ должен быть проведен по изучению качественного состава торговой сети. Положительным является увеличение в динамике доли магазинов в общем количестве торговых предприятий, укрупнение торговой сети (размер торговой площади, приходящейся в среднем на один магазин), повышение удельного веса универсальных и специализированных магазинов в общем их числе (по количеству предприятий и торговой площади), развитие развозной торговли, повышение уровня технического оснащения магазинов и складов современным оборудованием и механизмами, увеличение доли магазинов,   применяющих   прогрессивные  методы    обслуживания населения, соблюдение утвержденной номенклатуры типов магазинов и ассортиментной политики и пр. Для того чтобы более широко и аргументированно оценить количественные и качественные показатели состояния торговой сети в данной кооперативной организации, необходимо их сравнить с соответствующими показателями в других организациях, находящихся в сходных условиях работы, а также со средними показателями вышестоящих организаций.

     Существенным  фактором развития розничного товарооборота в кооперативных организациях является повышение эффективности использования материально-технической базы торговли. Анализ эффективности использования розничной и складской сети производится отдельно по зданиям, оборудованию, механизмам и т. п., а также в целом по основным средствам торговли.

     Одним из главных показателей эффективности  использования торговой сети служит размер розничного товарооборота на 1 м2 торговой площади магазина. В системе потребительской кооперации разработаны и утверждены примерные нормативы товарооборота на 1 м2 торговой площади по типам магазинов. Эти нормативы дифференцированы в зависимости от размера товарооборота на одного человека по населенному пункту и по четырем экономическим зонам страны. В процессе анализа данные о фактическом товарообороте на 1 м2 торговой площади по типам магазинов необходимо сопоставить с нормативами и сделать соответствующие выводы.

     Более быстрый темп роста розничного товарооборота  в кооперативной организации по сравнению с увеличением торговой площади в квадратных метрах (в результате чего повышается объем товарооборота на 1 м2 торговой площади) свидетельствует об улучшении использования торговой площади магазинов. Резкие колебания в размере товарооборота на 1 м2 торговой площади по одним и тем же типам магазинов в различных населенных пунктах служат основанием для вывода о неравномерном территориальном размещении торговой сети и необходимости устранения этого недостатка при разработке плана развития торговой сети.

     Резервом  повышения эффективности использования  торговой сети, в том числе увеличения товарооборота на 1 м2 торговой площади, является прежде всего массовый перевод магазинов на прогрессивные методы торговли, применение современного торгового оборудования, внедрение островной, выставочной и комбинированной форм планировки секций, увеличение площади выкладки товаров и т. д.

     Важным  фактором повышения эффективности использования зданий торговых предприятий служит установление оптимального режима  работы  магазинов.  В  настоящее время около 60% кооперативных магазинов работают в одну смену и только '/з — на непрерывной рабочей неделе. В кооперативных организациях в связи с этим ставится задача повысить коэффициент сменности работы магазинов (отношение количества часов работы магазина в день к количеству часов работы смены) и коэффициент непрерывности (отношение числа рабочих дней магазина в году к календарному числу дней).

     Резервами повышения эффективности использования  торговой сети являются также увеличение площади торгового зала за счет уменьшения подсобных помещений, укомплектование штата работников магазина (в том числе продавцов, кассиров и др.), наличие ассортимента товаров в соответствии с покупательским спросом и другие факторы.

     К числу путей повышения эффективности  основных фондов оптовой торговли необходимо отнести увеличение использования емкости складов за счет повышения высоты укладки товаров, ускорение оборачиваемости товарного запаса в результате совершенствования технологического процесса и внедрения рациональной схемы складской обработки грузов и другие факторы. В основе более эффективного использования основных фондов в оптовой торговле лежат оснащение оптовых баз современным складским оборудованием и механизмами, электронно-вычислительной техникой, внедрение автоматизированной системы управления торгово-технологическими процессами.

     Эффективность использования оборудования и механизмов в розничной и складской сети связана с продолжительностью их использования во времени (сменностью работы) и величиной нагрузки по сравнению с номинальной производительностью. Наличие в кооперативных организациях неустановленного оборудования и механизмов прямо влияет на снижение показателей их использования.

     Обобщающими показателями эффективности использования основных фондов как в целом по кооперативной торговле, так и в отдельных кооперативных организациях могут служить следующие.

  1. Фондоотдача — отношение  суммы  товарооборота  к среднегодовой  стоимости  основных  фондов,  т.  е.  сколько    рублей товарооборота приходится на  1  руб. основных фондов. Увеличение  этого  показателя  при  прочих  равных  условиях    свидетельствует   о   более     эффективном     использовании     основных фондов торговли в целом по организации   (предприятию).
  2. Фондоемкость — частное   от  деления   среднегодовой   стоимости  основных фондов  на  сумму    товарооборота.    Измеряется  этот  показатель  в  копейках  стоимости  основных  фондов на 1 руб. товарооборота и является обратным показателем фондоотдачи. Повышение эффективности использования основных фондов отражается на уменьшении данного показателя.

     3. Фондовооруженность характеризует сумму основных фондов, приходящуюся на одного работника. Положительным является рост данного показателя, поскольку он свидетельствует, как правило, о повышении уровня механизации торговых процессов, о создании условий для увеличения производительности труда, улучшении качества торгового обслуживания и означает в целом возрастание затрат овеществленного труда во всех затратах груда.

Информация о работе Розничная торговая сеть