Роль государства в развитии туристического бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Изучение экономической роли государства – неотъемлемая часть экономиче¬ского образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Роль государства в рыночной экономике
1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5
1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12
Влияние государства на социально – экономическое развитие туризма.
2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20
2.2 Государственные программы развития туризма……………..27
Государственная поддержка туристического бизнеса.
3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36
Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42
Заключение…………………………………………………………………….…46
Список используемой литературы……………………………………………...48

Вложенные файлы: 1 файл

новая курсовая.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

Министерство культуры Российской Федерации

ФГОУ ВПО «Пермский  государственный институт искусства и культуры»

Факультет культурологи

Кафедра управления и  экономики СКС

 

 

 

 

 

Роль государства  в развитии туристического бизнеса

 

 

 

 

 

                                                                              Исполнитель: Честикова Наталья Александровна

студентка гр. МТ-21

Научный руководитель:

 Куцина Вера Николаевна.

 

 

 

 

Пермь

2009

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. Роль государства в рыночной экономике

               1.1 Функции государства в рыночной экономике…………………5

               1.2 Государственное регулирование: особенности и методы…...12

  1. Влияние государства на социально – экономическое  развитие туризма.

                   2.1 Государственное регулирование туризма РФ………………...20

               2.2 Государственные программы развития туризма……………..27

  1. Государственная поддержка туристического бизнеса.

                    3.1 Основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии)…………….……..36

    1. Совершенствование государственной поддержки туризма в России………………………………………………...………….42

Заключение…………………………………………………………………….…46

Список используемой литературы……………………………………………...48

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Изучение экономической  роли государства – неотъемлемая часть экономического образования. Отечественная экономическая наука от почти полного отрицания государственного регулирования экономики, навеянного борьбой с командно-административной системой хозяйствования в начале 90-х гг., в конце 90-х гг. опять была вынуждена обратиться к теме государственного регулирования экономики.

С развитием рыночных отношений и повышением уровня их зрелости, с более полным приведением в действие движущих сил рыночного механизма претерпело изменения и государственное регулирование экономики. Экономические функции государства во все большей мере сосредотачиваются на усилении роли рынка, на смягчении его «провалов», на более полной реализации неуклонно возрастающей взаимосвязи экономических и социальных отношений.

Проблема государственного вмешательства в экономику является,  основной  для  любого  государства,  независимо от того, рыночная ли это  экономика или же распределительная.

В настоящее время  очень популярен вопрос о развитии туристической сферы, так как современная туристская индустрия является одной из высокодоходных отраслей в мировой экономике. Туризм является самой динамично развивающейся отраслью во многих странах мира и его роль в экономике России непрерывно растет. Темпы роста доходов от туризма значительно опережают рост дохода от большинства других отраслей экономики. Отрасль оказывает стимулирующее воздействие на торговлю, строительство, транспорт, промышленность и сельское хозяйство. Россия, несмотря на свой колоссальный туристический потенциал, занимает весьма скромное место на мировом туристическом рынке. Эффективному развитию туризма в России во многом мешает отсутствие четкого государственного регулирования развития туризма, неразвитость инфраструктуры.

Все вышеперечисленные  факторы и обусловили актуальность моего исследования.

Предмет исследования –  роль государства в рыночной экономике.

Объект исследования – туристический бизнес в России и Германии.

Цель состоит в исследование роли государства в развитии туристического бизнеса.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- рассмотреть роль государства в рыночной экономике, его функции и методы государственного регулирования;

- изучить направления влияния государства на социально – экономическое развитие туризма;

- рассмотреть государственные программы развития туризма;

- выявить основные направления государственной поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии);

- определить пути  совершенствования государственной  поддержки развития туристической сферы.

В первой главе рассмотрена  роль государства в рыночной экономике, его функции, а также методы государственного регулирования.

Во второй главе раскрыто влияние государства на социально  – экономическое развитие туризма, дана характеристика государственных программ развития туризма.

В третьей главе определены основные направления государственной  поддержки туристического бизнеса (на примере России и Германии).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

1.1 Функции государства в рыночной экономике.

В современном  мире не существует общества, в котором  не было бы политической власти, т. е. государства. Государство – это субъект  управления, который обеспечивает организацию  и функционирование всех элементов  социально-экономической системы. Выступая как представитель общества в целом, оно устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением [10, 198].

С тех пор, как  человек начал заниматься промышленным производством, по поводу роли правительства в экономике ведутся споры. Вопрос о месте и роли государства в современной экономике является одним из центральных как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются.

Отношение к  государственному вмешательству в  рыночную экономику было различным  на разных этапах ее становления. С  одной стороны, широко известна позиция  либеральных экономистов относительно минимальной роли государства в регулировании экономики. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма впервые наиболее полно обосновал Адам Смит в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». С другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного вмешательства государства в рыночные процессы. Переворот в классических воззрениях на роль государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса. Его работа «Общая теория занятости, процента и денег» была опубликована в 1936 году. Где доказывались невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В теоретическом аспекте идеи Дж. Кейнса способствовали появлению нового раздела экономической теории - макроэкономики. Введенный им инструментарий лег в основу макроэкономического анализа и, постоянно совершенствуясь, успешно служит целям этого анализа [15, 139].

Место и роль государства в экономической  теории и на практике обычно рассматриваются  исходя из его взаимодействия с рыночным механизмом.

Рыночная система – это целостное, системно-организованное, саморазвивающееся пространство экономического характера. Целью, которого является поддержание эффективных условий развития экономики в целом за счет использования механизма свободного выбора экономического агента.

Рыночная система формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет  в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого  процесса лежало развитие общественного  разделения труда и экономическое  обособление производителей в рамках частной формы собственности на средства производства. Этот процесс сделал необходимой и единственно возможной формой связи между экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.

«Рынок» - это экономическая  категория, отражающая определенный тип  отношений в сфере экономики, связанный с процессом взаимодействия производства (продавца) и потребления (покупателя) в заданных определенными  требованиями условиях. Управляющей системой рыночного механизма является свободная (совершенная) конкуренция. Но в некоторых случаях сил одной конкуренции недостаточно для синхронизации всех рыночных процессов. Возникающий дисбаланс расшатывает саморегулирующий механизм (примером может служить «Великая депрессия» 30-х годов), и если не устранены причины сбоя, рынок терпит крах, или, выражаясь экономическими терминами, фиаско. Следовательно, необходимо государственное регулирование экономики в ситуациях, которые именуются “провалами” рынка.

Например, рыночная организация не способна решить следующие экономические проблемы. К первой проблеме относится предоставление так называемых “общественных благ”, распределения ресурсов для их производства. Характерными примерами общественных благ являются: национальная оборона, народное образование, единая  энергетическая система, охрана общественного  порядка, и т. п. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно «Производство» этих товаров и услуг целиком  вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан [12].

Вторая проблема, лежащая  за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними  эффектами». Примером внешних эффектов может служить загрязнение окружающей среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов.

В своей борьбе с негативными  внешними эффектами государство  не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.

Третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного  механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами  личности и, в первую очередь, с правом на труд. Роль государства в этой сфере отношений сводится вовсе не к тому, чтобы любой ценой обеспечить «полную занятость». Это означало бы разрушение самого рыночного механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей воле утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п. [11].

Существуют  и требуют государственного вмешательства  и иные проблемы, которые рынок  также решить не в состоянии. Сюда относятся неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, перераспределение доходов граждан в целях обеспечения социально-экономической и многое другое.

Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.

Согласно общепринятому  определению, государственное регулирование  экономики представляет собой систему  опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов  и тем самым на экономику в  целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

Объекты государственного регулирования экономики – это  сферы, отрасли, регионы, а также  ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдалённом будущем, причём снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности [25].

Основные объекты государственного регулирования экономики:

  • экономический цикл;
  • секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйств;
  • условия накопления капитала;
  • занятость;
  • денежное обращение;
  • платёжный баланс;
  • цены;
  • НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы);
  • условия конкуренции;
  • социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;
  • подготовка и переподготовка кадров;
  • окружающая среда;
  • внешнеэкономические связи.

Информация о работе Роль государства в развитии туристического бизнеса