Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 16:34, дипломная работа

Краткое описание

История развития казначейской системы России
Казначейство прошло длинный и сложный путь развития. Его история неотделима от истории развития Российского государства в целом.
Зарождение казначейской службы произошло еще во времена Древней Руси, когда появилась должность казначея – должностного лица княжеской или боярской администрации, хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. С расширением границ Российского государства и его укреплением постепенно росла казна, и это требовало дополнительного контроля за сохранностью средств. Все это привело к возрастанию роли казначеев и появлению в XV веке, в период царствования Ивана III, казенных дворов.

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1. Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета………………………………………………………7
История развития казначейской системы России…………….7
Основы казначейского исполнения бюджета…………………13
Особенности казначейской системы исполнения бюджета по расходам, роль единого казначейского счета………………………...16
Глава 2. Анализ казначейского исполнения бюджета по расходам (на примере Отделения по Целинному району Управления Федерального казначейства по Курганской области)……………….28
2.1. Кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета по расходам Отделения по Целинному району УФК по Курганской области……………………………………………………28
2.2. Кассовое обслуживание областного и местных бюджетов……………………………………………………………….45
Глава 3. Совершенствование казначейской системы исполнения бюджета: аспекты расходования средств…………………………….53
3.1. Применение опыта зарубежных стран в работе казначейства России…………………………………………………..53
3.2. Проблемы организации казначейской системы, пути решения…………………………………………………………………61
Заключение……………………………………………………………..67
Список использованных источников и литературы……………. 69
Приложения……………………………………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломная работа(черновик).doc

— 615.50 Кб (Скачать файл)

4) выдача промысловых  свидетельств и бесплатных промысловых  билетов;

5) счетоводство  по всем поступающим в казначейство  доходам и возложенным на них  расходам, а также по порученному  для хранения и продажи казенному имуществу;

6) открытие текущих  счетов, размен денег, уплата процентов  по купонам, перевод денег. 

С 1918 года казначейство было расформировано, и его функции  получили новые финансовые органы. Финансирование всего народного  хозяйства страны и всего советского аппарата, счетно–бюджетная работа, руководство денежным обращением были переданы организованной казначейской финансовой комиссии, а впоследствии - Наркомату финансов и Народному банку РСФСР, а затем – Министерству финансов СССР и союзных республик, Государственному банку СССР и его территориальным органам2.

Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года № 1556 (в принципиальном плане) и постановлением Правительства  России от 27августа 1993 года № 864 (в организационном  плане) был решен вопрос о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации. С этого момента началось возрождение казначейства в России.

В середине 1999 года постановлением Правительства Российской Федерации принимается Федеральная  целевая программа развития органов федерального казначейства на 2000-2004 годы. Основной ее целью является развитие казначейской системы как важнейшего инструмента повышения эффективности управления и контроля за государственными финансовыми ресурсами. Новый импульс в развитии Федеральное казначейство получило в связи с вступлением в действие 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетный Кодекс Российской Федерации решил следующие основные задачи процесса исполнения бюджетов Российской Федерации:

- закрепил казначейское  исполнение бюджетов в Российской  Федерации;

- обеспечил  необходимое соответствие кассовых  расходов нормам, установленным  законом о бюджете на текущий  финансовый год;

- определил,  что объем принятых обязательств, оплата которых осуществляется за счет средств бюджета, должен соответствовать объему доведенных до бюджетополучателя лимитов бюджетных обязательств;

- установил  ответственность Главных распорядителей  и получателей средств федерального  бюджета за целевое использование выделяемых им средств.

В течение 2000-2002 годов было завершено создание вертикальной структуры органов федерального казначейства, включающей 89 управлений федерального казначейства и 2254 отделения  федерального казначейства.

В 2002 году практически  был завершен процесс перевода всех федеральных учреждений, за исключением отдельных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, на обслуживание через органы федерального казначейства.

Операции по внебюджетным средствам федеральных  учреждений также были взяты под контроль органов федерального казначейства. С 1 января 2002 года счета по учету внебюджетных средств 33 тысяч федеральных учреждений открыты в органах федерального казначейства.

Новым этапом в  развитии системы органов федерального казначейства стало проведение административной реформы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

В результате проведения данной реформы с 1 января 2005 года Федеральное казначейство было выделено из состава Министерства финансов Российской Федерации и преобразовано в федеральную службу с подчинением Министерству финансов Российской Федерации.

В соответствии с данными преобразованиями правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета перешли от Министерства финансов Российской Федерации к Федеральному казначейству, а также функция составления отчета об исполнении федерального бюджета и об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.

Постановлением  Правительства Российской Федерации  от 01 декабря 2004 года № 703 «О Федеральном  казначействе» было утверждено Положение о Федеральном казначействе. На современном этапе перед органами Федерального казначейства стоят следующие основные задачи:

- проведение  кассовых операций, осуществляемых  в ходе исполнения федерального  бюджета;

- осуществление  предварительного и текущего  контроля за соблюдением бюджетного  законодательства участниками бюджетного  процесса;

- распределение  (по законодательно установленным нормативам) доходов, поступивших в бюджетную систему, между бюджетами разных уровней;

-осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

- своевременное  и качественное составление отчетности об исполнении федерального бюджета3

-

 

 

    1. Основы казначейского исполнения бюджета

В мировой практике известны следующие системы исполнения бюджетов:

- казначейская, при которой на специальные  органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управление их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений;

-   банковская, когда функцию организации исполнения бюджетов  выполняет центральный банк (возможен вариант участия и коммерческих банков);

-  смешанная, для которой характерно обслуживание бюджетных счетов как казначейством, так и центральном банком.

В России в настоящее время используется казначейская система исполнения бюджета (КСИБ). Рассмотрим сущность понятия «казначейское исполнение бюджета». В современной научной литературе встречаются различные трактовки данного понятия. Так, Иванова Н.Г. и Маковник Т.Д. дают следующее определение понятия «казначейская система исполнения бюджета»: «…при казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств».4 Данное определение является неточным, поскольку не в полной мере раскрывает сущность казначейского исполнения бюджета, которое не только «осуществляет платежи за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги…», то есть ограничено рамками расходных операций, а также осуществляет управление доходами федерального бюджета, осуществляет контроль за бюджетными потоками и др.

Прокофьев С.Е. рассматривает понятие «казначейское исполнение бюджета» как «…организационно-финансовую категорию управления государственными финансами и бюджетным процессом, как способ организации государственной казны, кассового исполнения бюджета по расходам и доходам и осуществления бюджетно-финансового контроля».5 Акперов И.Г. выделяет три системы исполнения бюджета, в том числе и казначейскую, «…при которой на специальные органы министерства финансов (казначейства) возложены организация исполнения бюджетов, управления их счетами и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассиром для всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи от имени и по поручению бюджетных учреждений». 6Большинство практических работников финансовых структур, в том числе органов Федерального казначейства, в своих публикациях стараются избегать четкого определения понятия «казначейское исполнение бюджета». Они рассматривают этот процесс через функции, задачи, принципы. Так, Федоров В.В. под казначейской системой исполнения бюджета понимает «систему всеобъемлющего учета движения бюджетных средств, начиная от их поступления в государственную казну», и далее он рассматривает основные функции казначейства. Рыбакова Р.Ю. процесс казначейского исполнения бюджета описывает так: «…Исполнение бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов казначейства…».7 Безденежных А.В. и Начинкин Д.Б. суть КСИБ сводят к тому, что «…казначейство принимает на себя обязательства бюджетных учреждений и напрямую осуществляет по ним платежи на счета поставщиков и производителей. Соответственно у казначейства появляется возможность четкого контроля над расходами…». Нестеренко Т.Н. говорит, что «казначейское исполнение – это такое исполнение бюджета, при котором все участники бюджетного процесса открывают свои номинальные счета (или лицевые счета) на едином счете органа, организующего исполнение соответствующего бюджета…».Именно на этом счете «ведутся учетные регистры участников бюджетного процесса (лицевые счета) и главной книги, в которой последовательно отражаются бухгалтерские записи обо всех экономических событиях, связанных с исполнением бюджета». 8

Как видно, в специальной научной литературе, а также многочисленных публикациях отсутствует достаточно полное научное определение содержания понятия «казначейское исполнение бюджета». Наиболее точным и полным будет следующее определение: Казначейское исполнение бюджета – это регламентированный государством процесс формирования и расходования средств государственной казны, в том числе бюджетных фондов, в рамках проводимых бюджетных, налоговых, денежно-кредитных, социальных и политических реформ, в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на текущий финансовый год, а также контроль за своевременным доведением и целевым использованием бюджетных средств, их учет, мониторинг и управление ими.

 

    1. Особенности казначейской системы исполнения                           

          бюджета  по расходам, роль единого казначейского счета

 

      Управлению Федерального казначейства дано право за счет доходов, собранных в регионе, осуществлять финансирование расходов. Порядок финансирования определен совместно Министерством финансов РФ, Министерством РФ по налогам и сборам и Центральным банком РФ.

Основанием  для расходов является закон о  бюджете на соответствующий год. При этом если доходная часть бюджета  – величина планируемая, то расходная  часть формируется расчетно и  при исполнении полностью зависит  от доходов.

Расходы федерального бюджета сформированы исходя из потребности  содержания и развития экономики  по следующим принципам:

- территориальный  – расходы для субъектов РФ;

-отраслевой  – расходы министерств и ведомств;

-функциональный  – расходы на социальные, научные, конверсионные, экологические и другие целевые программы.

Исключительно из федерального бюджета финансируются  следующие  функциональные виды расходов:

-обеспечение  функционирования законодательных,  представительных и исполнительных  органов власти федерального уровня, а  также их территориальных органов;

-функционирование  федеральной судебной системы;

- осуществление  международной деятельности в  общефедеральных интересах;

- национальная  оборона и обеспечение безопасности  государства;

- государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

- государственная  поддержка атомной энергетики;

- фундаментальное  исследование и содействие научно-техническому  прогрессу;

-исследование  и использование космического  пространства;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- реализация  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  других уровней;

- осуществление  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

- финансовая  поддержка субъектов Российской  Федерации.

Финансирование  отдельных видов расходов может  проводиться из бюджетов разных уровней. Распределение и закрепление  расходов между бюджетами осуществляются по согласованию органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

На основе закона о федеральном бюджете на соответствующий  год Правительство издает постановление  о мерах по реализации этого закона, где конкретизированы механизм и порядок расходования средств федерального бюджета и поставлены задачи министерствам и ведомствам по исполнению бюджета.

Бюджет по расходам исполняется с применением последовательно     осуществляемых процедур санкционирования и финансирования расходов. Санкционирование расходов бюджета включает следующие обязательные этапы, после выполнения которых можно проводить финансирование:

 1) составление и утверждение бюджетной росписи;

 2) утверждение и доведение до распорядителей  и получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов;

 3) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

 4) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств;

          1. Составление и утверждение бюджетной росписи.

Министерство  финансов РФ составляет сводную бюджетную  роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок  ее исполнения и доводит годовой  объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств;

2. Утверждение  и доведение до распорядителей  и получателей бюджетных средств  уведомлений о бюджетных ассигнованиях,  лимитах бюджетных обязательств, а также утверждение им смет доходов и расходов.

Главные распорядители  на основе установленных им объемов  бюджетных ассигнований и лимитов  бюджетных обязательств доводят  распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают права бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств.

Информация о работе Роль органов казначейства в системе исполнения бюджета