Роль системы консолидированного учета и отчетности в функционировании ФПГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 20:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение теоретических аспектов корпоративного управления, роль системы консолидированного учета и отчетности в функционировании ФПГ и оценка динамики корпоративного развития в организации.
Задачи:
1. Изучить материал консолидированного учета и отчетности в функционировании ФПГ
2. Анализ теоретических аспектов корпоративного управления в организации
3. Оценка динамики корпоративного развития компании «Bosch»

Вложенные файлы: 1 файл

ОКУ (S).docx

— 348.31 Кб (Скачать файл)

Правовой основой формирования ФПГ в России являются ФЗ «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г.

Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Примерами уже созданных ФПГ в Российской Федерации могут служить ФПГ: «Уральские заводы», «Русхим», «Сокол», «Драгоценности Урала», «Сибирь» и др. Примером создания ФПГ в рамках СНГ может служить ФПГ «Нижегородский автомобиль», объединившая в своем составе 39 юридических лиц: предприятия, банки, научные организации и страховые компании. Поданным Минэкономики, в начале 1998 г. было зарегистрировано 75 ФПГ и 10 находились в стадии регистрации. Большая часть формирующихся ФПГ предпочитает функционировать без официального статуса (т.е. без государственной регистрации в реестре финансово-промышленных групп). Так, например, в число официально признанных ФПГ не вошли концерн «Газпром», интегрированные нефтяные компании, группы банков «Инкомбанк», «Онэксимбанк», «Мост», «Российский кредит» и многие другие, имеющие важнейшие признаки ФПГ.

Российские ФПГ лишь начинают выходить на мировую сцену, и пока их капитал не может сравниться с капиталом зарубежных ФПГ.

В процессе формирования ФПГ в России сталкиваются с целым рядом проблем. Нередко складывающиеся, оформленные группы представляют собой механическое объединение технологически малосвязанных предприятий. Часто в группе отсутствует реальная единая финансовая политика, способная учитывать различные интересы входящих в группу промышленных и финансовых предприятий. Не решены до конца проблемы налогообложения ФПГ, вопросы их государственной поддержки.

Вместе с тем деятельность ФПГ очень важна для нашей экономики, так как в результате интеграции экономических, организационных, технологических и интеллектуальных потенциалов их участников обеспечиваются реальные механизмы самофинансирования, наращивания инвестиционных ресурсов для новых высокоэффективных производств.

При формировании ФПГ следует руководствоваться рядом объективных критериев — в частности, принципами экономической целесообразности, единства технологической цепочки и т.п. В первую очередь необходимо создавать ФПГ на базе технологически связанных предприятий, которые выпускают сложную наукоемкую продукцию, конкурентоспособную на внутреннем и внешнем рынке, имеющую платежеспособный спрос, а также предприятий, поставляющих продукцию для государственных нужд.

ФПГ могут стать действенным инструментом реализации приоритетов структурной политики, развития перспективных отраслей и производств, особенно экспортной ориентации, реализации достижений научно-технического прогресса, экологических программ - Концентрация в таких группах значительных финансовых ресурсов и промышленного потенциала позволяет осуществлять большие инвестиционные проекты по разработке и производству высокоэффективной и конкурентоспособной продукции.

ФПГ позволяет выигрывать в конкурентной борьбе за счет того, что в ее структуре возможно создание финансовых схем, где достигается такая минимизация налогов и диверсификация рисков, которая не может быть достигнута иным путем.

Принципы ведения сводной (консолидированной) отчетности следующие:

  • показатели активов и пассивов бухгалтерских балансов участников ФПГ складываются;
  • инвестиционная деятельность ФПГ отражается в целом;
  • показатели бухгалтерского баланса и финансовые результаты, отражающие объемы реализации товаров (работ, услуг), обязательства и расчеты между центральной компанией и участниками ФПГ в отчетность не включаются;
  • прибыль и убытки каждого участника ФПГ показываются в отчетности в развернутом виде;
  • показатели бухгалтерской отчетности участников ФПГ включаются в отчетность с даты регистрации ФПГ;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности банков и иных кредитных и страховых организаций, а также инвестиционных институтов (за исключением центральной компании) в отчетность не включаются.

При наличии в составе ФПГ двух и более банковских или страховых организаций либо инвестиционных институтов составляется отдельная сводная (консолидированная) отчетность по видам деятельности этих организаций.

 

 

2. Консолидированная  отчетность: экономический и правовой  аспект

Вследствие естественных интеграционных процессов концентрации производства и капитала, реструктуризации экономики и  приватизации в отечественной  хозяйственной практике сложились новые формы объединений коммерческих организаций. Корпоративные формы управления реализуются через различные образования в виде холдингов. Функционирование холдингов связано с развитием акционерной формы собственности и позволяет без прямого слияния различных с точки зрения сфер приложения капиталов осуществлять их функциональное взаимодействие в соответствии с общими целями. В основе управления холдинговыми структурами лежит информация, формируемая на основе консолидированной отчетности, в связи с чем, разработка методик составления консолидированной отчетности с учетом специфики различных отраслей народного хозяйства является важной задачей современного бухгалтерского учета.

В 2004 году была принята к рассмотрению Государственной Думой РФ «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу»  [1], а так же «План мероприятий по ее реализации» [2], и первым пунктом этого плана явился законопроект о консолидированной финансовой отчетности. Данный факт послужил толчком развития нового научно – практического направления – консолидированного учета и отчетности.

Долгое время в теории и практики российского бухгалтерского учета рассматривалось понятие сводной отчетности, так есть ли различия между консолидированной и сводной отчетностью? Или это всего лишь подмена определений?

Необходимость составления сводной бухгалтерской отчетности в российской системе бухгалтерского учета (РСБУ) предусматривается Положением по бухгалтерскому учету и отчетности в Российской Федерации [3]. В нем говорится, что при наличии у организации дочерних и зависимых обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели таких обществ, находящихся на территории России и за ее приделами. Порядок ее составления установлен «Методическими рекомендациями по составлению и предоставлению сводной бухгалтерской отчетности» [4].

По мнению профессора В.С. Плотникова понятие «сводная отчетность» тянется еще с доперестроечной эпохи  [5]. В период плановой экономики, не смотря на все ее недостатки, народное хозяйство шло по пути глобализации производства, создания единой цепи производственных взаимоотношений, тогда, да и сейчас сводные отчеты рассматривались как арифметическое суммирование одноименных элементов бухгалтерских отчетов, более пригодных для статистического анализа.

В Методических рекомендациях дается следующее определение сводной отчетности: «Сводная бухгалтерская отчетность - это система показателей, отражающих финансовое положение на отчетную дату и финансовые результаты за отчетный период группы взаимосвязанных организаций» [4], при этом «Сводная бухгалтерская отчетность Группы» объединяет бухгалтерскую отчетность головной организации и ее дочерних обществ, а также включает данные о зависимых обществах. По отношению к дочерним обществам головная организация выступает как основное общество (товарищество), по отношению к зависимым обществам - как преобладающее (участвующее) общество. Таким образом, сводная отчетность объединяет показатели организаций, являющихся юридически взаимозависимыми.

Понятие консолидированной отчетности вошло в экономическую сферу российских предприятий относительно недавно и является продуктом зарубежной учетной и законодательной практики.

На рубеже XIX—XX вв. первыми применили консолидацию американские компании, a «United States Steel Company», зарегистрированная в Нью-Джерси в 1901 г., стала первой компанией, опубликовавшей консолидированную отчетность. Более быстрое распространение консолидированной отчетности в США по сравнению с другими странами объясняется масштабными процессами концентрации и централизации капитала, появлением холдингов, концернов, отсутствием правовых и других барьеров для внедрения новой учетной методологии.

В Европе консолидированная отчетность стала составляться позже. В законодательстве Великобритании первое упоминание о консолидированной отчетности относится к 1947 г., в Западной Германии — к 1965-му, а во Франции — к 1986 г. Однако первые публикации по данному вопросу появились в Великобритании еще в 20-х годах, а Лондонская фондовая биржа стала требовать представления консолидированной отчетности в 1939 г. Лишь 22 французские компании опубликовали консолидированный баланс в 1967г., но только в 1986 г. требования к такой публикации стали во Франции обязательными. В еще меньшей степени консолидированная отчетность распространена в других европейских странах — Испании, Италии, Греции. Эта проблема особенно обострилась в результате интеграционных процессов в Западной Европе и в связи с принятием Седьмой директивы ЕС.

Международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности (МСФО) дают следующее определение: «Консолидированная  финансовая отчетность (Consolidated Financial Statement) - финансовая отчетность группы, представленной как единая хозяйственная организация. При этом в группу входят не только материнская компания, дочерние и зависимые организации, но и другие подконтрольные организации» [5], при этом контроль определяется, как способность проводить финансовую и коммерческую политику с целью получения выгоды.

Более того, многие зарубежные и отечественные исследователи, такие как Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф., Плотников В.С., Бурлакова О.В., считают, что в основе консолидации лежит категория общей собственности.

Таким образом, понятия консолидированной и сводной отчетности различаются не только терминологией, применяемой в системах делового оборота отечественного и зарубежного бизнеса, но и некоторыми принципиальными отличиями. Несмотря на понятийную схожесть и общую методологию составления, определение консолидированной отчетности более широкое, чем сводной отчетности.

До недавнего времени основным нормативным актом, регулирующим составление консолидированной отчетности, являлись «Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности», утвержденные приказом Минфина РФ от 30 декабря 1996 г. N 112, «Положение о консолидированной отчетности», утвержденное ЦБ РФ 30.07.2002 г. для кредитных организаций.

В процессе реформирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ был принят Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208- ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [6], что придало консолидированной отчетности законодательный статус.

Данный ФЗ распространяется на  кредитные организации, страховые организации, холдинговые организации, чьи ценные бумаги обращаются на торговых фондовых биржах, и которые должны будут впервые представить консолидированную отчетность за 2015 год.

В соответствии с вышеупомянутым законом консолидированная финансовая отчетность составляется по МСФО. В системе МСФО в настоящий момент проблеме составления консолидированной отчетности посвящены 7 стандартов 22 «Объединение компаний»; 25 «Учет инвестиций»; 27 «Консолидированная и индивидуальная отчетность»;  28 «Учет инвестиций в ассоциированные компании». Кроме того, некоторые вопросы консолидированной отчетности рассмотрены в стандартах: 14 «Финансовая отчетность по сегментам»; 21 «Влияние изменения валютных курсов»; 31 «Финансовая отчетность об участии в совместной деятельности». Следует отметить, что с годовой отчетностью 2013 г. вступит в силу новое МСФО 10 «Консолидированная финансовая отчетность», которое заменит предыдущее руководство по контролю и консолидации, приведенное в МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и индивидуальная отчетность» и SIC-12 «Консолидация - компании специального назначения». МСФО (IAS) 27 получил новое название «Отдельная финансовая отчетность». Применять международные стандарты для составления консолидированной отчетности можно будет только по утвержденным официальным переводам, чем в настоящее время и занимается Министерство финансов РФ.

Согласно федерального закона «О консолидированной отчетности» не кредитные организации должны представлять консолидированную отчетность  участникам компании, в т.ч. акционерам и в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (перечень этих федеральных органов будет представлен дополнительно). Кредитные организации, как и в настоящее время, должны представлять консолидированную отчетность в ЦБ РФ.

 Консолидированная отчетность  представляется пользователям на  русском языке, подписывается руководителем  организации, представляется до  проведения общего собрания участников, но не позднее 120 дней после  окончания отчетного периода.

В соответствии с принятым законом годовая консолидированная отчетность подлежит обязательному аудиту, в связи с чем, будут разработаны и утверждены новые стандарты аудита, посвященные этой проблеме.

Так же законом предусмотрена обязательная публикация консолидированной отчетности не позднее 30 дней после ее предоставления.

Информация о работе Роль системы консолидированного учета и отчетности в функционировании ФПГ