Совершенствование процесса продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:51, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Рассмотреть организацию процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле
Изучить особенности торгового обслуживания покупателей в розничной торговле
Рассмотреть организационно-правовой статус предприятия
Изучить динамику основных экономических показателей предприятия
Исследовать особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия
Проанализировать организацию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
Дать предложения по совершенствованию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1.Организация процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле 9
1.2.Особенности торгового обслуживания покупателей
в розничной торговле 15
2.АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1.Организационно-правовой статус предприятия 52
2.2.Динамика основных экономических показателей предприятия 59
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР» ГИПЕРМАРКЕТ «МАГНИТ») 67
3.1.Особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия 67
3.2.Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 78
3.3.Пути совершенствования процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 82
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Арстан.doc

— 774.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, реклама, размещаемая на уличных  щитах, должна привлекать к себе внимание, быть краткой, без труда читаемой на ходу, понятной.

Следует обратить внимание на то, как воспринимаются плакаты и афиши на уличных щитах в пасмурную, дождливую погоду, не заслоняются ли они автомобилями, кустами, деревьями и т. д.

Транспаранты  – временное средство рекламы. Их размещают над входом в магазин  или на уличных столбах во время  проведения рекламных кампаний, выставок-продаж или в связи с открытием нового магазина. Транспарант, на котором размещается текст с обращением посетить магазин, должен выглядеть красочно. С этой целью используют, как правило, ткани белого, желтого или красного цветов, на фоне которых буквы выглядят более ярко.

Существует  несколько типов текстов рекламных  сообщений: информационные, напоминающие, внушающие и убеждающие. Информационные тексты должны быть простыми и лаконичными, напоминающие – краткими, внушающие  – содержать многократное повторение названия товара. Убеждающие тексты в эмоциональной форме сосредоточивают внимание на достоинствах товара.

Основными элементами рекламных объявлений, как на щитах, так и в листовках, являются текст  и изображение, посредством которых  реклама доводит до человека определенную идею, информацию. Текст излагает существо предложения, а изображение дополняет его зрительным образом, ни в коем случае не повторяя его содержания. К элементам рекламных объявлений относятся шрифт и цвет, придающие рекламе эмоциональную окраску, усиливающие ее воздействие. На рекламных щитах могут использоваться отдельные или все вместе взятые элементы.

Успешной реализации товаров и повышению эффективности  коммерческой деятельности способствует интерьер магазина. У магазина должны быть какие-то собственные притягательные черты, как бы определяющие «фирменное лицо». Современный магазин рассматривается не только как место непосредственной продажи товаров, но и как средство их рекламы.

Интерьер магазина занимает важное место в привлечении новых и закреплении постоянных покупателей. Покупатель, как известно, не всегда заходит в магазин с оформившимся намерением приобрести определенный товар.

В интерьере  современного магазина основное внимание покупателей обращается на товары, размещаемые на торговом оборудовании. Наиболее распространенными видами торгового оборудования являются прилавки, свободно стоящие витрины, стенды-горки, полки, кассовые кабины, корзины, вешала для различной одежды и белья, лотки. Эстетические качества торгового оборудования позволяют организовать художественно оформленный интерьер магазина [6].

Важнейшее требование, предъявляемое к современному торговому  оборудованию, заключается в том, что оно должно быть менее заметным, не отвлекать внимание покупателя от выставленных на нем товаров, более того, представлять товар в лучшем виде. Для показа товаров в магазинах широко применяется унифицированное торговое оборудование, сборно-разборные детали которого можно легко собирать и разбирать, менять его конфигурацию, переставлять, а при необходимости изменять планировку торгового зала или технологию обслуживания покупателей в предельно короткое время (в течение одного-трех дней).

Унифицированное торговое оборудование в основном состоит  из каркасных стоек с набором  плоскостных, стержневых и объемных элементов. Оно применяется как самостоятельно, так и комплексно в блоке.

Широко используются навесные (настенные) каркасы, отдельно стоящие опоры из профилированного элемента, стойки, частично встроенные в пол, потолок и стену. Это позволяет максимально использовать площадь торгового зала, увеличивая экспозиционное пространство. Универсальные опоры создают возможность маневра при применении навесов разных видов. Принцип конструкции обеспечивает разнообразие стоек, простоту соединений элементов, их легкость удобство транспортировки. Они свободно заменяются при изменении нагрузки и технологического назначения.

Практикой определены наиболее удобные размеры основных элементов: глубина полок – 32, 40, 56 и 64 см, высота верхних полок – 175 – 180 см над уровнем пола.

В каждом магазине следует устанавливать однотипное торговое оборудование. В противном  случае снижается эффект выкладки товаров, отвлекается внимание покупателей  от представленного для продажи  товара.

Интерьер торгового  зала должен отличаться элегантностью, высоким художественным уровнем. Следует  избегать неоправданной пестроты в  окраске стен и потолков, излишнего  количества зеркал, украшений, громоздких конструкций витрин, дверей, оборудования, делающих интерьер аляповатым, безвкусным.

Важное значение в интерьере торгового зала имеет  цвет стен, который помогает покупателю составить достаточно полное представление  о цвете, фактуре и форме товара. Стены магазинов чаще окрашивают в мягкие тона, причем не обязательно одинаковые. Удачное сочетание цветовых тонов дает интересный колористический эффект. Хорошо соответствуют розоватые и зеленоватые, фиолетовые и желтые тона.

Определенную  роль в интерьере магазина играют пол и потолок. Пол должен быть нарядным, удобным для передвижения покупателей, способствовать поглощению излишнего шума, возникающего в торговом зале. Потолки также должны поглощать излишний шум и обеспечивать рациональное расположение светильников.

Как бы ни были удачны композиции товарной выкладки и подбор выставленных товаров, они не будут производить нужного впечатления, пока свет не станет компонентом оформления интерьера магазина. Освещение решает задачи не только декоративного оформления интерьера, оно призвано обеспечить необходимые условия технологического процесса продажи товаров и наряду с этим должно быть гармонично увязано с архитектурой интерьера магазина.

Поэтому декоратору необходимы определенные сведения в  области светотехники, в частности, знание характеристик осветительной  аппаратуры. К решению проблемы освещения торгового зала и внутримагазинных витрин рекомендуется привлекать светотехника, который сможет учесть не только эстетические, но и чисто технические требования.

В магазинах, как  правило, используется как естественное, так и искусственное освещение. Естественным освещением пользуются, если соблюдается достаточный геометрический световой коэффициент, т.е. нормальное соотношение площади окон к площади пола.

Это соотношение (световой коэффициент) определяется по следующей формуле:

 

KС = SЗП * SП, (2)

 

где КС – коэффициент  световой естественной освещенности торгового  зала магазина;

SЗП – площадь  застекленной поверхности (окон);

SП – площадь  пола торгового зала.

Показатель  степени естественного освещения  должен составлять не менее 0,125 или в соотношении 1:8.

Для освещения  торговых помещений широко применяется  искусственное освещение с использованием электроламп накаливания и ламп люминесцентного излучения –  натриевых и ртутных. Последние  являются более экономичными, позволяют  получать свет любых оттенков и поэтому в случае их применения отпадает необходимость в цветовых фильтрах.

Искусственное освещение должно применяться в  соответствии с установленными нормами. Уровень освещенности в пределах этих норм достигается системой общего, местного и комбинированного освещения. Общей является такая система освещения, при которой световые потоки создают равномерную освещенность всего помещения. Ее целесообразно применять в тех случаях, когда специфические свойства товаров не требуют большой освещенности, рабочие места и товарные выставки размещены близко друг от друга.

При поисках  окончательной схемы освещения  объектов торговой рекламы необходимо испробовать несколько вариантов, переставляя приборы, изменяя направление  их действия, а в ряде случаев, если это позволяет конструкция световых приборов, изменяя и характер создаваемого ими светового потока. Однако при этом следует соблюдать требования противопожарной безопасности, поскольку перегрев световых приборов может явиться причиной пожара. Кроме того, световые потоки большой мощности могут привести к выцветанию и порче товаров.

При поисках  окончательной схемы освещения  объектов торговой рекламы необходимо испробовать несколько вариантов, переставляя приборы, изменяя направление  их действия, а в ряде случаев, если это позволяет конструкция световых приборов, изменяя и характер создаваемого ими светового потока. Однако при этом следует соблюдать требования противопожарной безопасности, поскольку перегрев световых приборов может явиться причиной пожара. Кроме того, световые потоки большой мощности могут привести к выцветанию и порче товаров.

Торговый зал магазина должен обеспечить покупателю такие  удобства, которые позволяют ему  внимательно ознакомиться с товарами. Торговое оборудование также должно создавать условия, не только облегчающие труд продавца, но и обеспечивающие рекламный показ товаров с учетом требований эстетики.

Рекламная функция торгово-оперативного процесса во многом зависит от того, насколько рационально организована выкладка товара.

Покупатели должны иметь  возможность рассмотреть сам  товар, его фирменный знак, ознакомиться со способами его использования. При этом учитываются особенности  и характер спроса на товары. Так, товары частого спроса размещают на полках на уровне глаз покупателей, на тележках и поддонах с колесиками в торговом зале, малоизвестные товары — на самых видных местах (торцовые части горок, корзинки у касс).

Для рекламы новых товаров  в магазинах с универсальным  ассортиментом товаров рекомендуется  создавать информационные уголки, размещают их обычно у входных дверей или на широких площадках лестничных клеток магазина. Информационный уголок может быть в виде витрины с выставленными товарами-новинками, снабженными специальными картами с краткой аннотацией. Если речь идет о продуктах, то рядом с ними рекомендуется разместить рекламные листовки, проспекты.

Мелкие товары можно выставлять в специальных кассетах-ящичках, перегороженных на небольшие ячейки, или под стеклом прилавка.

От характера и вида упаковки товаров также зависит их выкладка, которая призвана представить товар покупателю. Например:

- товары в пакетах и  пачках размещают на полках  рядами или штабелями;

- товары в бутылках  выставляют в несколько рядов  по ширине полок, иногда в  ящиках;

- консервы в жестяных  банках выкладывают в корзины навалом или в охлаждаемых прилавках-витринах;

- консервы в стеклянных  банках — на полках рядами  по две, три, четыре банки  в высоту;

- товары в сетках и  пакетах располагают в корзинах  или ящиках навалом [7].

Рекламную выкладку товаров рекомендуется организовывать исходя из соблюдения принципов их группировки. Правильная группировка помогает покупателю найти и выбрать нужный товар. Существуют два принципа группировки товаров: по отраслевому (товарному) признаку и по способу употребления.

В современных продовольственных  магазинах большое значение имеет  правильная выкладка сопутствующих  непродовольственных товаров. К  таким товарам относятся: столовые металлические приборы (ложки, вилки, ножи), кастрюли, чайники, кофейники, соковыжималки и другие предметы домашнего обихода, стиральные порошки и т. п.

Особый вид группировки  товаров связан с комплексностью спроса. Суть его состоит в том, что подбираются товары, предназначенные  для удовлетворения определенного  комплекса потребностей. В промтоварных магазинах это могут быть потребительские комплексы: «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Все для дома», «Все для отдыха» и т. д.

В торговых залах магазинов  самообслуживания и торгующих по образцам вся выкладка товаров –  средство демонстрационной рекламы. В этих магазинах с помощью рекламной выкладки решаются две задачи:

- информация покупателей  о товарах, имеющихся в продаже;

- наглядная агитация качества, способов применения и особенностей  конструкции товара.

В зависимости от этих задач  рекламную выкладку товаров можно разделить на два вида: выкладку-информацию и выкладку-консультацию. И тот, и другой вид выкладки сочетается с применением изобразительно-словесных средств рекламы: плакатов, художественно оформленных ценников, карточек с текстом.

Выкладка-консультация дает покупателям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы  относительно качества, конструктивных особенностей товара, соответствия его  существующей моде и т.п. С этой целью  одни и те же предметы следует демонстрировать в различных вариантах: в упаковке и без нее, в собранном и разобранном виде, в комплекте с сопутствующими товарами. Наиболее необходим подобный показ при торговле технически сложными изделиями (радио- и электротовары, фото- и культтовары). Благодаря такой выкладке покупатели сами знакомятся с особенностями товаров и реже обращаются к продавцам за разъяснениями и справками.

Рекламная выкладка в магазинах  самообслуживания представляет собой  художественно оформленную экспозицию товаров, расположенную вдоль стен торгового зала, в специальных уголках или на островках. Иногда такая экспозиция размещается в нишах, вокруг колонн или занимает пристенное пространство вестибюлей магазинов и переходов из одного торгового помещения в другое.

Информация о работе Совершенствование процесса продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле