Совершенствование процесса продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:51, дипломная работа

Краткое описание

Задачи исследования:
Рассмотреть организацию процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле
Изучить особенности торгового обслуживания покупателей в розничной торговле
Рассмотреть организационно-правовой статус предприятия
Изучить динамику основных экономических показателей предприятия
Исследовать особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия
Проанализировать организацию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии
Дать предложения по совершенствованию процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 6
1.ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ 9
1.1.Организация процесса продажи товаров: сущность, содержание и особенности в розничной торговле 9
1.2.Особенности торгового обслуживания покупателей
в розничной торговле 15
2.АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 52
2.1.Организационно-правовой статус предприятия 52
2.2.Динамика основных экономических показателей предприятия 59
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР» ГИПЕРМАРКЕТ «МАГНИТ») 67
3.1.Особенности осуществления коммерческой деятельности и торгово-технологических процессов предприятия 67
3.2.Организация процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 78
3.3.Пути совершенствования процесса продажи товаров и торгового обслуживания на предприятии 82
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 98

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Арстан.doc

— 774.50 Кб (Скачать файл)

Ещё одним показателем  является производительность труда, характеризующая  производительность гипермаркета в  целом (рисунок 10).

Рисунок 10. Динамика производительности труда за 2009-2011 гг., руб.

 

Таким образом, производительность труда растёт, что  непосредственно влияет на экономическое  состояние компании. Резкие скачки в декабре-январе месяцах объясняются  новогодними праздниками, которые заставляют активизировать все имеющиеся ресурсы, в том числе и человеческие, увеличивается продолжительность рабочего дня, покупательский трафик, суммы совершаемых покупок.

Рассчитаем  средний период оборачиваемости  запасов по следующей формуле:

(Запасы/себестоимость  продаж) * 365 дней

 

Динамика среднего периода оборачиваемости отражена в таблице 5.

 

Таблица 5. Динамика валовой рентабельности

 

 

2009

2010

2011

Период оборачиваемости

37

30

28


 

Этот показатель характеризует среднее время от приобретения товаров до их полной продажи, из таблицы видно что оно сокращается, что свидетельствует о совершенствовании закупочной деятельности.

Все эти показатели свидетельствуют о стабильной финансовой устойчивости компании, ГМ «Магнит» продолжает функционировать и развиваться, сохранять равновесие от внутренней и внешней среды в условиях обострения конкуренции на рынке Саратова. Проанализированные показатели являются гарантией платежеспособности и допустимого уровня риска для владельцев бизнеса.

 

 

3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ПРОЦЕССА ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И  ТОРГОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В РОЗНИЧНОЙ  ТОРГОВЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТАНДЕР»  ГИПЕРМАРКЕТ «МАГНИТ»)

 

3.1.Особенности  осуществления коммерческой деятельности  и торгово-технологических процессов  предприятия

 

Ассортимент продовольственных товаров гипермаркета «Магнит» составляет более 8 тысяч позиций. Около 50% товара приходит по дистрибутивным каналам и эксклюзивным договорам. Так, например, обстоят дела с представительством крупнейшей в мире компании «Pepsico Russia». Данная политика, безусловно, влияет на ассортимент магазинов, поскольку заключенные договора подразумевают выполнение дистрибуторских планов.

Все источники  поставок можно условно подразделить на три группы (рисунок 11).

 

 

 


 

 

 

 

 

 

Рисунок 11. Классификация поставщиков ГМ «Магнит»

 

Компания старается  увеличивать долю местных поставщиков, а также долю товаров, проходящих через собственные распределительные  центры. Мясная, молочная, хлебобулочная  продукция поставляется в основном от местных производителей. При этом, на территории Саратовской области действует большое количество оптовых баз разных размеров. Особенно крупными поставками из них отличаются:

  1. «Концерн Дубки»;
  2. «Фамильные колбасы»;
  3. «Михайловская птицефабрика»;
  4. ОАО ПКП «Мередиан»;
  5. ЗАО «Камышинский рыбозавод»;
  6. «Саратовский хлебокомбинат им. Стружкина»;
  7. ОАО «Энгельский хлебокомбинат»;
  8. ОАО «Балтика»;
  9. ООО «Пепсико Холдингс»;
  10. ОАО «Вимм-Билль-Данн»;
  11. «Белая Долина»;
  12. «Саратовский молочный комбинат».

Сумма поставки может варьироваться от 50 тысяч  рублей («Фамильные колбасы» – за счёт глубокого и широкого ассортимента поставляемых товаров) до 10 тысяч рублей («Царь-продукт» – намного более узкий, около 5-7 позиций).

Тем не менее, нельзя не отметить, что с точки зрения компания местоположение не играет значения, более важным является цепочка товародвижения, с этой точки зрения различают местных поставщиков и РЦ. Поставки  в гипермаркет осуществляют три РЦ (рисунок 12).

Распределительный центр – основной поставщик для  ГМ «Магнит», на него распространяются специальные условия, такие как например, отсутствие штрафных санкций за опоздание и просроченный товар. Компания стремится к повышению доли РЦ в поставках.

 


 

 

 

Рисунок 12. РЦ работающие с ГМ «Магнит»

 

В договорной работе ГМ «Магнит» выделяют девять видов договоров. Прежде чем перейти к рассмотрению наиболее важны, дадим анализ договорной работе предприятия. Указанные ниже договора не применяются для сделок с органами исполнительной власти и муниципальными органами. Всё указанные договора предоставляются копиях, заверенных подлинным оттиском печати организации контрагента с надписью «копия верна» с указанием должности, ФИО, подписи лица заверяющего документ. Копия паспорта лица, подписывающего договор, счета-фактуры – желательны, но нет законных оснований требовать их. Ответственность за проверку личности подписанта и достоверности его подписи лежит на специалисте службы, исполняющей договор.

Одним из основополагающих договоров, на котором мы остановимся  более подробно является договор  поставки. Прежде всего договор поставки касается поставки товаров, его основными условиями являются количество, цена, обязанности и права сторон. Согласно типовому договору, ГМ «Магнит» вправе вернуть товар поставщику, если на нём нет маркировки сроков годности, если он имеет нетоварный вид, если он не прошёл ветеринарный контроль, либо если сроки годности истекли более чем на 60%. Также ГМ «Магнит» вправе не принимать перевоз товара, вправе требовать довоза продукция следующей партией.

При заключении данного договора различают юридические лица и ИП, каждый из них обязан предоставлять определенный набор документов:

    1. Юридическое лицо – устав, выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о регистрации, свидетельство о постановке на налоговый учёт, решение о назначении договора, доверенность представителя (если действует представитель), лицензия (при осуществлении лицензионного вида деятельности), свидетельство на товарный знак; 
    2. ИП – доверенность представителя, свидетельство ИНН, свидетельство о регистрации в качестве ИП, лицензия (при осуществлении лицензионного вида деятельности), в случае если поставщик находится на упрощённой системе налогообложения, необходимо предоставить  уведомление ИФМС о возможности применения упрощённой системы.

Помимо договора поставки, в коммерческой деятельности ГМ «Магнит» используются следующие договора:

    1. Договор на оказание рекламных, информационных и маркетинговых услуг;
    2. Договор на оказание услуг на ремонт автотранспорта;
    3. Договор на техническое обслуживание, монтаж и ремонт оборудования;
    4. Договор на оказание риэлтерских услуг, агентский договор;
    5. Договор на оказание услуг по охране;
    6. Договор на оказание услуг по страхованию;
    7. Договор аренды недвижимого имущества, заключённый на срок до одного года.

Таким образом, договорная работа отражает виды деятельности ГМ «Магнит», как основные – поставка товара и его реализация, а также дополнительные услуги, например, оказание маркетинговых услуг. Это ещё раз подчёркивает масштабность деятельности гипермаркета, чья деятельность тесно связана с различными торгово-технологическими процессами.

       Более подробно рассмотрим организацию доставки товаров. В ГМ Магнит действует три схемы товародвижения (рисунок 13).


 

 

 

 

 

Рисунок 13. Схемы товародвижения ГМ «Магнит»

 

Дадим краткую  характеристику каждому из них:

  1. Прямая (Поставщик – ММ/ГМ) – форма товародвижения от производителя напрямую в ГМ Магнит;
  2. Складская (Поставщик – РЦ – ММ/ГМ) – форма товародвижения от производителя в места продажи через одно складское звено посредников;
  3. Транзитная (Поставщик – транзитный РЦ – РЦ – ММ/ГМ) – форма товародвижения от производителя в места продажи через несколько складских звеньев посредников.

Таким образом, каждая форма товародвижения отличается в последовательности этапов передачи товаров, единый только конечный этап – отгрузка товара в магазин.

С момента доставки и приёмки, товар доставляется в  места хранения. Далее будут перечислены  основные места хранения и дана их характеристика:

    1. Зона дебаркадера – место хранения скоропортящейся продукции и продукции, требующей специальный режим хранения. Товар хранится в низкотемпературных (до - 18) и среднетемпературных (0 – +4) камерах;
    2. Торговый зал – место хранения так называемых непрофильных товаров и товаров, не требующих особых режимов хранения (макароны, снеки, кондитерские изделия) на баффер-стоках. В ГМ Магнит различают высокий баффер-сток (продукция отбирается в нерабочее время магазина посредством специального оборудования) и легкодоступный баффер-сток – позволяет пополнять полки в течении дня. Продукция на баффер-стоке хранится на паллете;
    3. Производственный цеха – как правило, содержат на хранении ингредиенты и продукцию, идущую на нужды производства, такая продукция хранится отдельно от продукции для покупателей. В ГМ «Магнит» используется лифт для подъёма муки и сахара на второй этаж, на котором расположена пекарня;
    4. Склад временного хранения – используется для возврата товара поставщику, перераспределения на ГМ;
    5. Резервный склад – используется в случае, когда документы по приходу есть, реальная операция есть, а товара нет;
    6. Брак/утиль – используется для перемещения товара, который подлежит последующему списанию.

К основным требованиям  при хранении товаров относятся:

    1. Соблюдение товарного соседства;
    2. Ротация по срокам годности;
    3. Соблюдения чистоты и порядка;
    4. Обеспечении лёгкодоступности хранимого товара;
    5. Обеспечение наглядности.

Помимо этого  товары хранятся непосредственно на местах продаж, например в бонетах, холодильных камерах, на паллетах.

Торгово-технологический  процесс в магазине представляет собой комплекс взаимосвязанных  торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

Работа ГМ «Магнит» построена на торгово-технологических  процессах, среди которых наиболее важными являются:

  1. Приёмка;
    1. Процесс приёмки товаров;
    2. Процесс списания товаров.
  2. Расчётно-кассовый центр (РКЦ);
    1. Процесс работы РКЦ;
  3. Торговый зал;
    1. Процесс работы мерчандайзеров;
    2. Процесс пополнения мест выкладки.

Помимо вышеперечисленных  процессов, выделяют процесс товародвижения от поставщика к покупателю.

Все вышеперечисленные  торгово-технологические процессы строятся на основе следующих основных принципов:

  1. Обеспечение комплексного подхода к их построению;
  2. Создание максимальных удобств для покупателей;
  3. Достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;
  4. Создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;
  5. Обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

Соблюдение  отмеченных принципов в организации  торгово-технологических процессов  повышает конкурентоспособность предприятия  и обеспечивает его рентабельную работу.

Информация о работе Совершенствование процесса продажи товаров и торгового обслуживания в розничной торговле