Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:57, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы (далее ВКР) является анализ прибыли и рентабельности в организации ГУП «Учалинская городская типография» и разработка мероприятий по оптимизации прибыли организации.
Исходя из поставленных целей, можно сформировать задачи:
- рассмотреть теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
- дать характеристику деятельности, имущества и источников средств организации
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации
5
1.1. Прибыль, как показатель эффективности хозяйственной деятельности организации 5
1.2. Методика анализа прибыли организации 15
1.3. Методика анализа рентабельности организации 22
Глава 2. Анализ формирования и использования прибыли ГУП УГТ 31
2.1. Экономическая характеристика деятельности организации 31
2.2. Анализ формирования и использования прибыли 46
2.3. Анализ рентабельности ГУП УГТ 51
Глава 3. Совершенствование формирования и использования прибыли ГУП УГТ 58
3.1. Мероприятия, направленные на оптимизацию прибыли 58
3.2. Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий 60
Заключение 64
Список используемой литературы 67
Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализации отдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции, себестоимости и среднереализационных цен.
Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы [22, с. 133-134]:
- качество реализуемой продукции;
- рынки сбыта;
- конъюнктура рынка;
- инфляционные процессы.
Если на протяжении года произошло изменение отпускных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации по новым ценам и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период.
Выполнение плана по прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это финансовые результаты, полученные от прочих операций.
Анализ сводится в основном к изучению динамики и причин полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю. Убытки от выплаты штрафов возникают в связи с нарушением отдельными службами договоров с другими предприятиями, организациями и учреждениями. При анализе устанавливаются причины невыполненных обязательств, принимаются меры для предотвращения допущенных ошибок.
Изменение суммы полученных штрафов может произойти не только в результате нарушения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками, но и по причине ослабления финансового контроля в отношении их. Поэтому при анализе данного показателя следует проверить, во всех ли случаях нарушения договорных обязательств были предъявлены поставщикам соответствующие санкции.
Убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности возникают обычно на тех организациях, где постановка учета и контроля за состоянием расчетов находится на низком уровне. Прибыли (убытки) прошлых лет, выявленные в текущем году, также свидетельствуют о недостатках бухгалтерского учета.
В заключение анализа разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на предупреждение и сокращение убытков и потерь от данных видов деятельности.
Выявление причин и их влияние на показатели прибыли – наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа. Рассмотрим методику проведения анализа с использованием модели аудитивного типа для анализа прибыли от продаж.
Суть факторного анализа в выявлении: на сколько каждый из следующих факторов повлиял на изменение прибыли в рублях:
Причем совокупное влияние всех факторов должно соответствовать абсолютному отклонению (графа 5) прибыли от продаж в отчетном году по сравнению с базисным годом. Такой анализ осуществляется в несколько этапов:
1. расчет влияния фактора «выручка от продаж»: проведение такого анализа начинается с учета влияния инфляции. Пояснительная записка в бухгалтерский отчет обычно содержит информацию о том, на сколько выросли цены на продукцию предприятия в среднем за год. Зная этот %, рассчитывают выручку от реализации в отчетном периоде в сопоставленных ценах с базисным периодом. Без достижения такого сопоставления анализ бессмысленен.
где, Всоп. отч - выручка отчетного периода в сопоставимых ценах (ценах прошлого года);
В отч - выручка отчетного периода, приведенная в Форме №2 в ценах отчетного периода;
I ц - индекс цен (индекс инфляции);
из этого следует: выручка от продаж продукции в отчетном году выросла за счет роста цены следующим образом:
ΔВц – изменение выручки от продаж за счет цены (инфляции)
Влияние на сумму прибыли от продаж (Пп) изменения выручки от реализации, исключая влияние изменения цены, можно рассчитать следующим образом:
Рп – рентабельность от продаж.
2. Расчет влияния фактора «себестоимость реализации» (производственная стоимость) (стр.020 Формы №2). Это влияние рассчитывается по формуле:
У с0 и У сб – удельный вес себестоимости выручки в отчетном и базисном годах, %.
3. Расчет влияния фактора «цена»:
4. Расчет фактора «коммерческие расходы»
У кр.отч. и баз – графы 6 и 7 формы 2 «отчета о прибылях и убытках)
5. Расчет фактора «управленческие расходы»
где Ууро и У ур — соответственно уровни управленческих расходов в отчетном и базисном периодах
6. Расчет совокупности
влияния всех факторов на
Факторы, влияющие на прибыль |
Сумма влияния, руб. |
1. Выручка от продаж 2. Себестоимость реализации 3. Цена 4. Коммерческие расходы 5. Управленческие расходы |
|
6. Итого |
ΔПпв - ΔПпс +ΔПпц -ΔПпкр. -ΔПпур |
Сумма «Итого» должна быть равна абсолютному отклонению по строке 050 Формы №2 (графа 5). Если это не так, то расчеты ошибочны и дальнейший анализ не имеет смысла [ 35, с. 88-92].
1.3.Методика анализа рентабельности организации
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- показатели, рассчитанные на основе прибыли (дохода);
- показатели, рассчитанные на основе производственных активов;
- показатели, рассчитанные на основе потоков наличных денежных средств.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы организации; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал:
Несовпадение уровней и рентабельности по этим показателям характеризует степень использования организацией финансовых рычагов для повышения доходности долгосрочных кредитов и других заемных средств.
Данные показатели специфичны тем, что отвечают интересам всем участников бизнеса организации. Например, администрацию организации интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов - отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей - доходность акции и так далее.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Рассмотрим следующую очевидную зависимость:
Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов, рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов. Экономически связь заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности. При низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.
Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности:
Как видно, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала. Изучение подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала [19, с.88-98].
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организации:
Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного и отчетного периодов по каждому из показателей прибыли. Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом
Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.
где ЧПДС - чистый приток денежных средств.
Данные показатели дают представление о степени возможности организации расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием денежного притока. Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств более приоритетна потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, являются существенным признаком благополучного состояния организации [18, с.60-64].
Результаты деятельности организации оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования промышленной организации. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы организации, но и оценить другие стороны ее деятельности.
Рентабельность выручки от продажи товаров, услуг отражает зависимость между прибылью и выручкой и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара, услуги. Поскольку бухгалтерский учет хозяйственных операций ведется в денежном выражении, то коэффициент рентабельности продаж, умноженный на 1000, показывает, какая прибыль была получена с 1 тыс. руб. проданных товаров, услуг. Чем больше прибыль, тем выше рентабельность товарооборота. Показатель рентабельности выручки называют коммерческой маржой. Выражается она в процентах, и ее величина колеблется от 5% до 30% в зависимости от характера и объема деятельности организации.
Коэффициент прибыльности продаж характеризует долю прибыли в выручке. По соотношению чистой прибыли и выручки можно более точно судить о финансовом результате деятельности промышленной организации. Оценка чистой рентабельности продаж имеет долгосрочный характер, поскольку определяет решение инвестора о вложении средств в капитал организации путем покупки ее ценных бумаг.
Рентабельность производственных фондов организации определяется по соотношению суммы прибыли (от продаж, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100.
Если организация работает в арендуемых помещениях, зданиях или сдает в аренду некоторые объекты основных фондов, то средняя величина основных средств определяется путем вычитания из суммарной стоимости собственных и арендуемых основных фондов стоимости объектов основных фондов, сданных в аренду [14, с. 23-28].
Уровень рентабельности, исчисленной отношением суммы прибыли от реализации товаров к сумме себестоимости, показывает эффективность текущих затрат. Увеличение или сокращение себестоимости обращения непосредственно влияет на уменьшение или рост прибыли. Этот показатель рентабельности определяет эффективность производства товаров.
Рентабельность, рассчитанная по отношению к численности занятых в организации работников, характеризует эффективность использования рабочей силы и показывает размер полученной прибыли в расчете на одного работника. Чем меньше численность персонала организации, тем, больше прибыли приходится на одного работника, что свидетельствует о повышении эффективности использования рабочей силы. Здесь непосредственно проявляется принцип: с меньшей численностью работников - больший эффект. Кроме того, имеется возможность определить зависимость достигнутых результатов хозяйственной деятельности организации от результата труда каждого работника.
Отношение прибыли от реализации товаров к величине производственной площади организации характеризует размер полученной прибыли в расчете на 1 метр квадратный площади цехов. Этот показатель свидетельствует об эффективности использования помещений и основного капитала промышленной организации. Рациональное использование производственных фондов позволяет повысить размер прибыли.