Совершенствования системы финансового планирования на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность, цели и задачи финансового планирования;
• проанализировать виды и принципы финансового планирования;
• выявить недостатки финансового планирования на предприятии и предложить пути его совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление 
Введение

    При переходе в России к рыночным отношениям планирование оказалось практически  полузабытым. А между тем оно  является одной из важнейших функций  управления любым предприятием. Именно с планирования и начинается как создание, так и функционирование коммерческой организации.

    Многолетний опыт зарубежных фирм и российских предприятий показывает, что недооценка планирования предпринимательской деятельности в условиях рынка, сведение его к минимуму, игнорирование или некомпетентное осуществление зачастую приводят к большим, ничем не оправданным экономическим потерям и, в конечном счете, к банкротству.

    Преуспевающие руководители хорошо знают, что все  великие битвы сначала выигрываются на бумаге после тщательно разработанного плана и только потом – в реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает плановость вообще, он только перемещает ее в первичное производственное звено – предприятия и их объединения.

    Даже  в стране в целом область необходимого планирования не заменяется полностью  невидимой регулирующей рукой рынка. И на Западе, и на Востоке государства формируют стратегические направления своего экономического развития, крупные социальные и научно-технические программы, бюджет страны, расходы на оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальная разработка оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

    В календарных планах (месячных, декадных, квартальных, полугодовых) детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективным и среднесрочным планом. Календарные планы производства включают сведения о заказах, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа. В них также предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, обучение работников и др.

    В рыночных условиях план дает возможность:

  • максимально использовать конкурентные преимущества, предотвращать возможные ошибки;
  • отслеживать новые тенденции и использовать их в своей деятельности;
  • смягчить влияние слабых сторон деятельности предприятия;
  • своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;
  • оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия.

    План  является руководством к действию, исполнению. Он используется для обоснования  идей, целей, для управления предприятием и прогнозирования результатов  деятельности.

Цель  курсовой работы - исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации.

Задачи  курсовой работы:

• раскрыть сущность, цели и задачи финансового  планирования;

• проанализировать виды и принципы финансового планирования;

• выявить  недостатки финансового планирования на предприятии и предложить пути его совершенствования.

 

1 Основные понятия  и содержание планирования   
деятельности предприятия
1.1 Сущность и функции планирования

    Прежде  чем говорить о плане и планировании на предприятии, приведем их общепринятые определения. При этом предприятие будем рассматривать как некоторую социально-экономическую систему, целью функционирования которой является получение прибыли на основе выпуска товара, пользующегося на рынке платежеспособным спросом.

    План  экономический системы – это описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом, в данном случае, предприятия, компании. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых результатов (рубежей), необходимые для этого ресурсы.

    Планы делятся на перспективные (долгосрочные, сроком на 10 – 15 лет и среднесрочные – на 3 – 5 лет) и текущие (краткосрочные на период до 1 года). Различают планы директивные, подлежащие строгому исполнению, и индикативные, то есть советующие планы, близкие к прогнозам. Планы разрабатываются на уровне всего хозяйства страны, по отдельным отраслям и регионам, на уровне предприятий и фирм.

    Планирование – это одна из составных частей управления (менеджмента), заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Выделяется планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, финансовое планирование, социальное планирование. Планирование в директивной форме присуще централизованно управляемой экономике, где ведущую роль играют государственные планы. В экономике рыночного типа более распространено бюджетное планирование, планирование на уровне компаний, фирм, а также государственное планирование, которое преимущественно носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами.

    Планирование  можно трактовать как умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения поставленных целей.

    В то же время, планирование – это  систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и  действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

    Использование планирования на предприятии создает  следующие преимущества:

    - выявление возникающих проблем;

    - стимулирование руководителей и менеджеров в реализации своих решений;

    - улучшение координации действий  в организации;

    - рациональное распределение ресурсов;

    - улучшение контроля в организации.

    Цель  планирования – составление проекта стратегий, действий и решений для будущего развития организации. Планирование является рациональным образом действий по сравнению с интуицией и импровизацией.

    Задачи планирования:

    - определение места организации  в настоящее время;

    - анализ ресурсов и результатов  деятельности организации;

    - систематический поиск действий  по реализации цели и задач  организации;

    - изучение альтернативных предложений  по развитию организации и выбор из них наиболее эффективных.

    Планирование, как процесс практической деятельности, включает несколько этапов (стадий):

    - формирование плановых проблем;

    - обоснование выдвигаемых стратегий,  целей и задач;

    - планирование основных средств  достижения поставленных целей и задач;

    - определение потребности в ресурсах;

    - проектирование внедрения разработанных  планов и контроль за их  выполнением.

    Представленная  последовательность планирования используется на американских фирмах. Немецкие экономисты предлагают такой порядок планирования: 

    Планирование  ––  Принятие решения  ––  Реализация  ––  Контроль. 

    В отечественной практике используют 3 этапа планирования:

    - составление планов, принятие решений  о будущих целях организации  и способах их достижения;

    - организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятий;

    - контроль и анализ конечных  результатов, корректировка фактических  показателей и совершенствование  деятельности предприятия.

    План  – это предвидимая и подготовленная на данный период времени программа социально-экономического развития предприятия.

    Процесс планирования и разработка планов осуществляются на определенной методологической базе, связанной с менеджментом и основанной на системном, процессном и ситуационном подходах.

    Рыночное  планирование в настоящее время  призвано обеспечивать не только производство пользующейся высоким спросом у покупателей новой продукции, но и всеми необходимыми экономическими ресурсами, а также способствовать их полной занятости и достижению возможного объема производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, что, в свою очередь, предполагает рациональное использование человеческого потенциала, производственных фондов, материальных запасов, рабочего времени, технологических методов, денежных средств, информационных возможностей и многих других факторов.

    Таким образом, сущность внутрифирменного планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании на предприятиях или фирмах предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов  
и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению ожидаемых в будущем качественных  
и количественных результатов
.

    На  нынешнем этапе развития большинства  наших предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. А основными средствами для ее достижения могут быть выбраны два известных способа роста доходов предприятия: за счет экономного расходования применяемых ресурсов и на основе приращения используемого капитала. Первый путь ориентирует производителей на планирование снижения затрат, второй – на повышение результатов производства.

    Любой план, как текущий, так и перспективный, должен быть осуществимым, жизнеспособным и гибким к внутренним и внешним изменениям производственной рыночной системы и ее окружения. Рыночный план развития предприятия должен быть наилучшим из возможных в данных условиях вариантов, способным легко претерпевать любые предстоящие изменения внутрифирменной деятельности. Он может непрерывно пересматриваться под влиянием новых рыночных требований, вновь полученной нормативной информации, приобретения научных знаний и производственного опыта, появления новых плановых проблем и выбора новых экономических целей.

    Планирование в условиях рынка также служит основой осуществления множества разнообразных экономических, организационных, управленческих, социальных и многих других функций, характеризующих степень развития современного производства. Механизм их взаимодействия требует объединения в общий комплексный план или единую плановую систему соответствующих целей и средств их достижения. Для современного отечественного рынка или производства эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

  • экономический рост, означающий желание предприятий обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг, а, следовательно, и более высокий уровень жизни людей;
  • полная занятость, предполагающая возможность подходящего занятия всем работникам, кто желает и способен трудиться;
  • экономическая эффективность, характеризующая максимальную отдачу всех имеющихся ограниченных производственных ресурсов при допустимом минимуме издержек на их использование;
  • стабильный уровень цен, не допускающий значительного колебания общего уровня действующих цен, а значит, инфляции и дефляции;
  • экономическая свобода, позволяющая всем специалистам и исполнителям обладать в своей сфере деятельности высокой степенью самостоятельности и творчества;
  • справедливое распределение доходов, предусматривающее соответствующее вознаграждение всех категорий персонала.

    Основные  экономические функции и предстоящие цели каждого предприятия должны быть в процессе планирования его развития тесно связаны с избранной хозяйственной деятельностью и достаточно полно отражаться как в краткосрочных, так и в долгосрочных планах.

    Планирование  внутрифирменной деятельности является на предприятии важной функцией управления производством. Применяемая в современном менеджменте классификация общих управленческих функций была впервые сформулирована его основателями Ф. Тейлором, А. Файолем, Г. Эмерсоном и дополнена многими зарубежными и отечественными учеными. Она представляет систему организационно-управленческих функций, каждая из которых непосредственно относится к плановой деятельности всех фирм и предприятий: обоснование цели, формирование стратегии, планирование работы, проектирование операций, организация процессов, координация работ, мотивирование деятельности, контроль хода работ, оценка результатов, корректировка цели, изменение планов и т. п.

Информация о работе Совершенствования системы финансового планирования на примере организации