Статистические методы управления качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 21:54, реферат

Краткое описание

Актуальность темы состоит в том, что в современном бизнесе конкурентоспособность компании зависит от качества менеджмента организации. В России с каждым годом все большее число руководителей видят стабильность своих предприятий в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления конкуренции со стороны иностранных компаний. Задача руководителей российских компаний и проста и сложна одновременно - «не изобретать велосипед», а постепенно и целенаправленно перенимать более чем полувековой опыт управления у зарубежных компаний, учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах отечественных предприятий-лидеров.

Содержание

Введение
Глава I. Статистические методы управления качеством продукции
1.1 Общая характеристика статистических методов управления качеством
1.2 Обзор статистических методов управления качеством
Глава II. Характеристика управления качеством на основе статистических методов на примере ОАО «ТГК-1»
2.1 Краткая характеристика ОАО «ТГК-1»
2.2 Общая характеристика энергетической политики организации и предполагаемые мероприятия по энергоменеджменту
2.3 Особенности развития энергетической отрасли и сертифицирования её деятельности
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)
  • Содержание 
  • Введение
  • Глава I. Статистические методы управления качеством продукции
  • 1.1 Общая характеристика статистических методов управления качеством
  • 1.2 Обзор статистических методов управления качеством
  • Глава II. Характеристика управления качеством на основе статистических методов на примере ОАО «ТГК-1»
  • 2.1 Краткая характеристика ОАО «ТГК-1»
  • 2.2 Общая характеристика энергетической политики организации и предполагаемые мероприятия по энергоменеджменту
  • 2.3 Особенности развития энергетической отрасли и сертифицирования её деятельности
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

Актуальность  темы состоит в том, что в современном  бизнесе конкурентоспособность  компании зависит от качества менеджмента  организации. В России с каждым годом  все большее число руководителей  видят стабильность своих предприятий  в отлаженной системе управления, отвечающей мировым стандартам. Проблема качества менеджмента тем более  актуальна в свете планируемого вступления России в ВТО и появления  конкуренции со стороны иностранных  компаний. Задача руководителей российских компаний и проста и сложна одновременно - «не изобретать велосипед», а постепенно и целенаправленно перенимать более  чем полувековой опыт управления у зарубежных компаний, учитывая национальную специфику, а также учиться на примерах отечественных предприятий-лидеров.

Вплоть до середины 60-х  годов в компаниях ведущих  стран мира применялись традиционные методы обеспечения качества, которые  лишь ограничивались контролем и  отбраковкой дефектных изделий. Суть принципа отбраковки достаточно проста и сводилась к тому, что  произведенное рабочими изделие (его  параметры) проверялось контролерами на соответствие заданным стандартам и нормативам. Изделие соответствующее  стандартам отправлялось потребителю, несоответствующее - на доработку, переделку  или в утилизацию. При данном подходе  в обеспечении качества ответственность  за брак ложилась как на рабочих, которые  его допустили, так и на контролеров, которые его пропустили. При этом главная роль отводилась контролю.

Сегодня арсенал инструментов совершенствования бизнеса достаточно велик и продолжает пополняется  все новыми подходами: 6-Сигма, стандарты  ИСО серии 9000, сбалансированная система  показателей (Balanced Scorecard), структурирование функций качества (Quality Function Deployment), анализ характера и последствий  отказов (Failure Mode and Effect Analysis), модели самооценки организации Т. Конти, Дж. Далгаарда, Д. Клеммера, бенчмаркинг и другие. Подавляющее большинство предлагаемых подходов основаны на принципах всеобщего  управления качеством. Аббревиатура TQM уже знакома российским менеджерам, однако для большинства из них TQM так и остается аббревиатурой. Безусловно, это явление временное - еще 10-12 лет  назад мало кто в России различал понятия «менеджмент» и «маркетинг», а сегодня это неотъемлемые атрибуты деятельности любого российского предприятия, от крупного до малого.

Самооценка организации - это эффективный инструмент, прочно занимающий свое место среди современных  подходов к управлению. Однако в  России самооценка не реализовала и  малой части своего потенциала. Кроме  финансовых показателей, российские руководители мало, что оценивают в организации. Причин тому несколько. Во-первых, отсутствие критериев для оценки или незнание методик самооценки. Во-вторых, происходит серьезное искажение данных при  вовлечении в процесс самооценки менеджеров среднего звена и работников. - Желание приукрасить существующее положение дел, чтобы угодить  руководителю, боязнь указать на ошибки и просчеты, а также русская  народная мудрость «инициатива наказуема» - все это мешает объективной оценке организации. В-третьих, руководители компаний крупного бизнеса перекладывают  всю деятельность по оценке качества на соответствующие подразделения  компании, в малом же бизнесе руководители знают области для первоочередных улучшений и не видят смысла в  «бесполезной, на их взгляд, трате времени  и сил».

Бенчмаркинг или эталонное  сопоставление за последние десять лет стало одним из эффективных  и признанных инструментов совершенствования  организации в современном бизнесе  и на протяжении последних лет  входит в тройку самых популярных среди топ-менеджеров крупных компаний инструментов управления. В России появляются фирмы, использующие бенчмаркинг, но пока таких компаний единицы, и  в основном это представители крупного бизнеса, имеющие деловые контакты с зарубежными партнерами. Для большинства руководителей малых и средних предприятий России «бенчмаркинг» - это незнакомое слово, а эталонное сопоставление воспринимается не как метод управления, а как обычный анализ конкурентов или маркетинговое исследования. Кроме того, развитию бенчмаркинга в России мешает «комплекс засекреченности» отечественного бизнеса.

Цель работы состоит в  выявлении особенностей статистических методов управления качеством в  конкурентной борьбе.

В соответствии с поставленной целью задачи работы следующие:

1. характеристика сущности  и содержания статистических  методов управления качеством;

2. анализ основных статистических  методов управления качеством;

3. характеристика процесса  применения статистических методов  управления качеством на примере  ОАО «ТГК-1»

Глава I. Статистические методы управления качеством продукции

1.1 Общая характеристика  статистических методов управления  качеством

Последние годы отмечены беспрецедентным  ростом внимания к проблеме качества. Мировой опыт показывает, что научно-технический  прогресс во многих странах был определен  прорывом именно в качестве продукции.

Проблема качества актуальна  для нужд всего народного хозяйства. Назрела необходимость взглянуть  на нее в тесной ее взаимосвязи  с новой экономической реальностью. Настало время, когда производители  продукции поняли, что путь их выживания  и благополучия в рыночной среде -- это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как  на внутреннем, так и на внешнем  рынках. Предприятия любой формы  собственности, не уделяющие должного внимания проблеме качества, будут  просто разорены, им не помогут никакие  протекционистские меры государства, а специалист, не имеющий основательной  методологической подготовки, не может  должным образом ориентироваться  в непрерывно обновляющемся мире проблем качества даже в отдельной  области, не говоря уже о межотраслевых  задачах Большаков А.С. Современный  менеджмент. СПб: Питер, 2004 - С.188.

Серьезная конкурентная борьба в странах с развитой рыночной экономикой обусловила разработку программ повышения качества. Возникла необходимость  выработки объективных показателей  для оценки способности предприятий  производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти  характеристики подтверждаются сертификатом соответствия продукции. Многие предприятия-производители  имеют системы качества, соответствующие  международным стандартам.

В настоящее время именно сертификат, подтверждающий соответствие продукции международным стандартам качества, служит решающим фактором для  заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта является главным источником существования любого предприятия.

Качество в понимании  производителя и качество в понимании  потребителя в системе управления качеством взаимосвязаны. Основное их различие определяется условиями  командно-административной и рыночной экономики.

В условиях командно-административной экономики качество трактуется с  позиции производителя. В рыночной экономике качество рассматривается  с позиции потребителя. Качество изделия может проявляться в  процессе потребления. Понятие качества продукции с позиции его соответствия требованиям потребителя сложилось  именно в условиях рыночной экономики.

Повышение качества способствует повышению эффективности использования  продукции, приводя к снижению затрат и увеличению доли рынка.

В теории и практике управления качеством выделены две проблемы: качество продукции и менеджмент качества. Обеспечение качества требует  немалых затрат. До недавнего времени  основная доля в затратах на качество приходилась на физический труд. Но сегодня высока доля интеллектуального  труда. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Должно быть, гармоничное  сочетание всех составляющих профессионального  влияния на качество.

Качество непосредственно  связано с обеспечением функционирования предприятия, зависящего от качества руководства  и управления (планирование, анализ, контроль). Степень ответственности  руководства за качество определяют международные стандарты ИСО 9000. Руководство предприятия отвечает за разработку политики в области  качества, за создание, внедрение и  функционирование системы управления качеством, что должно четко определяться и оформляться документально. В  обязанности руководства входят подбор специалистов и выделение  необходимых ресурсов для производственного, контрольно-измерительного и испытательного оборудования, программного обеспечения  ЭВМ. Руководство должно устанавливать  требуемый уровень компетенции, следить за своевременностью повышения  квалификации персонала. Руководители предприятий обязаны выявлять те показатели качества продукции, которые  влияют на рыночную устойчивость. Руководство  отвечает и за определение целей, которые обусловливают решение  о производстве новых товаров  или предоставлении новых услуг  потребителям. Выпуск новых товаров  и предоставление дополнительных услуг  связаны с подготовкой новых  программ качества, за что также  ответственно руководство предприятия.

От качества планирования (разработки стратегии, системы планов и т. п.) зависят достижение поставленных целей и качество работы предприятия. Именно руководство высшего звена  должно исходить из стратегии, что предприятие  способно на большее по сравнению  с прошлым. В организационной  структуре предприятия могут  быть предусмотрены специальные  подразделения, занимающиеся координацией работ по управлению качеством. Распределение  специальных функций управления качеством между подразделениями  зависит от объема и характера  деятельности предприятия. Призывы  к повышению качества реализуются, когда руководители подразделений  относятся к качеству как к  образу жизни Эштон Р.Х., Мюллер Ф. Структура американской программы  повышения квалификации менеджеров в Европе //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6, с.103-108.

Предприятия, функционирующие  в рыночной экономике, формулируют  политику в области качества таким  образом, чтобы она касалась деятельности каждого работника, а не только качества предлагаемых изделий и услуг. В  политике четко определяются уровни стандартов качества работы для конкретного  предприятия и аспекты системы  обеспечения качества. При этом продукция  заданного качества должна быть поставлена потребителю в заданные сроки, в  заданных объемах и за приемлемую цену.

Таким образом, качество -- это  не только совокупность свойств продукции, интересующих потребителя. Это характеристика, которую необходимо использовать в  оценке экономического положения страны.

Значение повышения качества достаточно многообразно. Решение этой проблемы позволит установить новые  и прогрессивные пропорции между  отраслями и внутри отраслей, например, между металлургической промышленностью  и машиностроением.

В конечном счете, низкий уровень  качества наносит ущерб экономике  в национальном масштабе и напрямую влияет на уровень жизни населения.

Статистические методы оценки качества - методы прикладной статистики, применяемые при определении  значений показателей качества продукции  и процессов, влияющих на ее качество; планировании качества; разработке нормативов, закладываемых в технические  требования, оценки поставщика и др.

Современные требования к  проверке, аудиту качества продукции, сформулированные в СТ ИСО 9004, сводятся к следующему. Технический контроль и испытания готовой продукции  должны проводиться в определенных точках производственного процесса. Проверка должна проводиться в тех  точках, где возникает контролируемая характеристика производимой продукции.

Контроль может включать проведение следующих проверок:

· наладка и технический  контроль первой детали;

· технический контроль или  испытание, проводимые станочником;

· автоматический технический  контроль и испытания;

· контроль в определенных точках через определенные интервалы  в течение всего производственного  процесса;

· несистематический (летучий) контроль, проводимый инспекторами, отвечающими  за выполнение отдельных операций.

· Для окончательного контроля готовой продукции СТ ИСО 9004 рекомендует  принять один или одновременно два  метода: приемочный контроль или испытание, подтверждающие соответствие единиц продукции  или партии эксплуатационным требованиям  и другим характеристикам качества. Может иметь место сплошная проверка, выборочный контроль по партиям или  непрерывный выборочный контроль;

· проверка качества готовой  к отправке продукции методом  выборочного контроля из партии готовой  продукции как непрерывной, так  и на периодической основе.

Приемочный контроль и  проверка качества продукции могут  быть использованы для обеспечения  быстрой обратной связи с целью  корректировки как готовой продукции, так и производственного процесса. В то же время, статистический контроль качества в ряде случаев единственно  возможный метод контроля (если контроль связан с разрушением продукции). Эштон Р.Х., Мюллер Ф. Структура американской программы повышения квалификации менеджеров в Европе //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 6, с.103-108

В системе управления качеством  продукции важнейшую роль играют статистические методы анализа и  управления качеством продукции. Однако к этим методам нужно предъявлять  несколько требований: процедуры  сбора статистических данных должны быть достаточно простыми и не требовать  для их использования специальных  знаний; результаты обработки и анализа  полученной информации должны позволить  специалистам оперативно анализировать  и совершенствовать производственный процесс с достаточной точностью  и быстротой.

Информация о работе Статистические методы управления качеством продукции