Товарные запасы непродовольственной группы: анализ состояния, влияние на результаты деятельности и пути ускорения их оборачиваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение анализа товарных запасов непродовольственной группы и товарооборачиваемости в торговле, по итогам, которого необходимо изыскать пути их оптимизации и ускорения.
В соответствии с установленной целью в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
изучена сущность товарных запасов и товарооборачиваемости, отражено их значение;
отражена методика анализа исследуемых показателей;
представлена экономическая характеристика района и объемов деятельности Брестского райпо;

Содержание

Введение

Экономическая сущность товарных запасов в торговле, методика их экономического анализа
Экономическая сущность товарных запасов, классификация,
показатели состояния и эффективности использования
Методика и последовательность анализа товарных запасов

Комплексный экономический анализ состояния и
эффективности использования товарных запасов
непродовольственной группы Брестского райпо
2.1 Экономическая характеристика района и объемов деятельности Брестского райпо
Анализ состояния товарных запасов непродовольственной группы и их товарооборачиваемости
Анализ факторов, влияющих на товарные запасы
непродовольственной группы, и скорость их обращения

3 Пути оптимизации товарных запасов непродовольственной группы и направления ускорения их оборачиваемости в Брестском райпо

Заключение

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 11 файлов

3 глава +.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

3 Пути оптимизации товарных  запасов непродовольственной группы и направления ускорения их оборачиваемости в Брестском райпо

 

 

Наряду с увеличением абсолютного размера товарных запасов в Брестском райпо нужно проводить  работу, связанную с поиском резервов ускорения оборачиваемости товаров путем устранения недостатков в управлении товарными ресурсами.

Недостатки в нормализации товарных запасов, завоз товаров без учета спроса населения и объема реализации, отсутствие налаженной системы регулирования товарной массы по торговым организациям приводят к неравномерному размещению товаров по магазинам.

Следует отладить механизм взаимоотношений кооперативной торговли с поставщиками товаров, повысить эффективность службы изучения спроса, искоренить ошибки в обосновании заказов. Нужно отработать организационно-хозяйственный механизм маневрирования товарными ресурсами по торговым организациям и магазинам с учетом изменения спроса населения, состояния товарных запасов.

Чтобы избежать образования неходовых и залежалых товаров следует хорошо наладить систему распродаж. Надлежащая реклама и хорошее оформление помогут в этом. Тем самым можно избежать больших потерь, возникающих при уценке товаров устаревших фасонов и моделей.

Следовало бы установить  предельные сроки нахождения товаров в магазинах (дифференцированные по магазинам и товарам), после чего они должны изыматься  из розничной сети. Маневрирование товарными ресурсами в целях лучшего удовлетворения спроса жителей отдельных населенных пунктов и нормализации товарных запасов – важная задача райпо.

Подготовка аналитического материала обуславливает целесообразность внедрения в практику современной вычислительной техники.

Необходимо плановой и коммерческой службам ориентироваться не только на обеспечение высоких темпов развития розничного товарооборота, но и рациональное использование всех ресурсов. Возможности потребительской кооперации велики. Она, развиваясь, будет способствовать наращиванию товарных ресурсов, лучшему удовлетворению спроса населения, повышению его благосостояния. Необходимо использовать все источники и возможности для увеличения собственных товарных ресурсов потребительской кооперации, особенно за счет закупок сельскохозяйственной продукции и сырья, производства товаров в организациях кооперативной промышленности и в подсобных сельских хозяйствах. Приоритетное значение имеют продовольственные ресурсы. Задача состоит в том, чтобы не снизить, а где это, возможно, повысить долю собственных ресурсов в розничном обороте по продовольственным товарам.

Магазинам Брестского райпо необходимо  ориентироваться на расширение продажи товаров, пользующихся спросом у населения, улучшения их качества и расширения ассортимента.

Решение продовольственной проблемы во многом зависит от того, насколько заинтересованно люди подходят к своему делу. Достижение высоких результатов будет способствовать широкое внедрение прогрессивных форм организации труда.

Торговым работникам нужно проявлять больше инициативы и предприимчивости по изысканию и вовлечению в товарооборот дополнительных товарных ресурсов.

Чем чаще завозятся товары в магазины, тем с меньшими запасами можно осуществить товарооборот, и наоборот. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения розничных и оптовых организаций, размещения производственных организаций, транспортных условий. Чем ближе расположены промышленные организации, оптовые базы к районам потребления, тем чаще может производиться завоз товаров в магазины и тем меньше времени затрачивается на их доставку. Вместе с тем нужен комплексный подход для обоснования периодичности поставки товаров, совокупный учет хозяйственных интересов и показателей эффективности товародвижения.

Например, по хлебу и хлебобулочным изделиям установлен ежедневный завоз в магазины, который определяет и норматив товарных запасов в размере одного дня по этой группе товаров. С удлинением сроков завоза товаров величина товарных запасов соответственно увеличивается.  На частоту завоза товаров в торговую сеть, в свою очередь, влияет большое число факторов, в том числе удаленность торговой сети от баз снабжения (в глубинные организации товар завозится реже), организация централизованной доставки и кольцевого завоза товаров, состояние дорог и наличие транспортных средств и их эффективное использование, состав торговой сети (в крупные и специализированные магазины товар завозится, как правило, чаще, чем в мелкие и смешанные), а также другие факторы. При определении оптимальной частоты завоза необходимо применять системный подход к расчету экономической эффективности торговли в зависимости от ускорения товарооборачиваемости, рационального использования транспортных средств и других факторов.

При комплексном подходе обоснования периодичности поставки важное значение имеет коэффициент комплектности поставок. Он представляет собой отношение количества разновидностей товаров, поступающих в одной партии, к общему количеству товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным минимумом. Необходимо стремится к тому, чтобы коэффициент комплектности поставок приближался к единице. Это позволит определить оптимальную периодичность поставки товаров в магазины, так, например, магазин “Товары повседневного спроса” реализует товары 200  наименований, а в одной партии поступает 60 наименований, т. е. коэффициент комплектности составляет 60/200=0,3, таким образом, потребуется 3 партии поставки товаров, чтобы обновился весь ассортимент, при этом время обращения, связанное с частотой завоза, должно увеличится в три раза. Если увеличить число наименований товара в одной партии до 100, то коэффициент комплектности составит 0,5. При этом потребуется поставка лишь двух партий  товара, чтобы обновился весь ассортимент, а среднее время обращения товаров, связанное с частотой завоза при этом увеличится лишь в два раза. Тогда товарные запасы будут минимальны, снизятся затраты на транспортировку и  потери, связанные с содержанием товарных запасов.

Для этого необходимо отладить механизм взаимоотношений кооперативной торговли с поставщиками товаров, повысить эффективность службы изучения спроса, искоренить ошибки в обосновании заказов. Нужно отработать организационно-хозяйственный механизм маневрирования товарными ресурсами по торговым организациям и магазинам с учетом изменения спроса населения, соотношения товарных запасов.

Значительное влияние на оборачиваемость товаров оказывает размер товарооборота. Группировка кооперативных организаций по объему товарооборота показывает, что в крупных организациях, как правило, относительно меньший размер товарных запасов и ускоренная товарооборачиваемость. Это связано с тем, что по сравнению с мелкими, как правило, ассортимент товаров шире и предложение их более полно соответствует покупательскому спросу.

На размер товарных запасов и время товарного обращения влияет также целый ряд других факторов: состояние материально-технической базы торговли, размещение товарных запасов между оптовой и розничной торговлей, внедрение комплексной рационализации торговли и др.

Таким образом, все намеченные мероприятия должны способствовать выбору оптимального метода планирования товарных запасов, а также их оптимизации в Брестском райпо.

Ускорение оборачиваемости должно достигаться при  наличии рационального объёма и структуры товарных запасов. Одним из путей ускорения товарооборачиваемости, а, следовательно, и снижения расходов на реализацию, является нормирование товарных запасов, т. е. установление норм товарных запасов в днях по каждой товарной группе и определение на этой основе среднего норматива товарных запасов в днях и в сумме в целом по торговой организации. Задача нормирования товарных запасов состоит в том, чтобы обеспечить оптимальный их размер, позволяющий вести бесперебойную торговлю при наименьших затратах на доставку и хранение.

Важным направлением ускорения оборачиваемости является улучшение коммерческой работы по закупкам товаров. А эффективность коммерческой деятельности по закупкам товаров зависит от правильного выбора поставщика. Существует много условий, определяющих выбор партнёра при закупках, но можно выделить некоторые общие положения, которыми следует руководствоваться в коммерческой работе.

Одним из важных принципов, из которого необходимо исходить при выборе поставщика, является его деловая характеристика, отношение к выполнению своих обязательств, т. е. на первый план выдвигается степень добросовестности поставщика при выполнении договорных обязательств – надёжность партнёра.

Важным фактором при выборе партнёра является его финансовое положение. Устойчивое финансовое положение свидетельствует о стабильной работе предприятия. Такой поставщик может предложить более выгодные условия договора.

При выборе поставщика предпочтение отдаётся тем, с кем уже заключались договоры и установились взаимовыгодные отношения, устраивающие обе стороны.

Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание на объём поставки и ассортимент. Целесообразно выбирать тех поставщиков, которые могут максимально удовлетворить потребность в товарах по объёму и по  ассортименту и

которые могут отгружать их нужными партиями и в нужные сроки. Важным условием при выборе поставщики и заключении договора поставки является условие оплаты товара. В настоящее время применяются следующие условия оплаты: предоплата, по факту поставки (в день поставки или в течение трёх банковских дней), оплата с отсрочкой платежа на любое количество дней. Для торговой организации наиболее приемлемыми являются два последних условия.

Поэтому Брестскому райпо рекомендуется усилить коммерческую работу по изысканию дополнительных товарных ресурсов за счёт децентрализованных источников снабжения, что будет способствовать расширению ассортимента реализуемых товаров, более полному удовлетворению потребностей населения в продуктах питания, росту на этой основе товарооборота, а, следовательно, и снижению расходов на реализацию.

Ускорению товарооборачиваемости Брестское райпо способствует хорошо организованное изучение спроса покупателей и использование материалов изучения при составлении заказов поставщикам на поставку товаров. Спрос населения можно определить, прежде всего, по объёму реализации того или иного товара. С целью более детального изучения  потребностей населения и обеспечения на этой основе более полного удовлетворения спроса, необходимо организовать в организации учёт реализации конкретных групп, подгрупп и разновидностей товаров в разрезе магазинов и их отделов.

Более полному удовлетворению спроса покупателей и ускорению на этой основе товарооборачиваемости  способствует и расширение ассортимента реализуемых товаров. Расширения торгового ассортимента и более полного удовлетворения спроса покупателей можно добиться, главным образом, за счёт расширения производственного ассортимента агропромышленных организаций, а также за счёт увеличения разновидностей продукции собственного производства.

Формирование ассортимента должно идти не только с учётом спроса покупателей, но и с учётом обеспечения его рентабельности. Этому способствует правильное соотношение в ассортименте товаров различной затратоёмкости и приносящих неодинаковый доход. Определение дифференцированных уровней расходов позволит выявлять рентабельность райпо не только в целом, но и по отдельным группам товаров. За счёт снижения в товарообороте удельного веса менее рентабельных товаров и повышения удельного веса высокорентабельных товаров организация сможет сформировать оптимальный ассортимент товаров, обеспечивающий  высокую рентабельность при наименьших затратах.

Брестскому райпо следует эффективнее использовать все источники резервов увеличения объема розничного товарооборота. К ним относятся:

  • привлечение дополнительных товарных ресурсов;
  • заключение договоров по прямым связям, на условиях   консигнации;
  • увеличение времени работы магазинов;
  • увеличение численности потенциальных покупателей;
  • распродажа неходовых и залежалых товаров;
  • проведение ярмарок и аукционов;
  • изменение структуры товарооборота в сторону увеличения продажи непродовольственных товаров.

На размер товарных запасов и время товарного обращения влияет также целый ряд других факторов: состояние материально-технической базы торговли, размещение товарных запасов между оптовой и розничной торговлей, внедрение комплексной рационализации торговли и др.

Торговые организации ежегодно сталкиваются с необходимостью выбирать товары для реализации из большого количества наименования. При этом, чем более разнообразным будет ассортимент, тем лучше будет  удовлетворен спрос населения на товары, т.е. покупатель заинтересован в возможности широкого выбора товаров. В торговом зале и в товарных запасах всегда должны присутствовать товары с разным уровнем прибыли в единице продукции.

Отметим, что предложенные пути ускорения товарооборачиваемости по Брестское райпо, позволят последнему обеспечивать бесперебойную торговлю разнообразными предметами потребления в соответствии с покупательским спросом при наименьших вложениях и затратах средств по формированию и содержанию запасов товаров.

Оптимизация товарных запасов, рационализация товародвижения, постоянное улучшение торгового обслуживания населения обеспечиваются в значительной степени системой планирования и нормирования запасов.

Имеются различные методы нормирования запасов: опытно-статистический, технико-экономический, экономико-математический.

Оптимизация товарных запасов обеспечивается также оперативным их регулированием. Оперативное использование данных анализа в повседневной практической деятельности позволит рационально разместить торговые запасы по розничным торговым организациям, постоянное соответствие фактических товарных запасов установленному ассортиментному перечню.

В новых  условиях хозяйствования повышается ответственность за обоснованность формирования товарных запасов, их размещения по торговой сети, за оборачиваемость средств, вложенных в товарные запасы.

введение+.doc

— 52.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Заключение+.doc

— 72.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Копия литература+.doc

— 44.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Приложения.doc

— 26.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.doc

— 33.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Таблица 12.doc

— 109.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

таблица 8.doc

— 120.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

титульный.doc

— 32.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Товарные запасы непродовольственной группы: анализ состояния, влияние на результаты деятельности и пути ускорения их оборачиваемости