Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 17:45, дипломная работа
Целью настоящей работы является представить комплекс рекомендаций по совершенствованию управления персоналом ООО «Компьютерный мир».
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- оценить систему управления персоналом на ООО «Компьютерный мир», ее проблемы и недостатки;
- рассмотреть российский рынок труда и тенденции управления персоналом на современных предприятиях.
- разработать мероприятия по построению оптимальной системы управления персоналом предприятия.
Введение 3
1 Рынок труда и управление персоналом на современном этапе 6
1.1 Анализ рынка труда 6
1.2 Современные тенденции в управлении персоналом предприятия 20
1.3 Практика решения проблем и организации успешной работы по 27
управлению персоналом на российских предприятиях 27
2 Оценка основных показателей ООО «Компьютерный мир» и системы управления персоналом предприятия 41
2.1 Технико-экономический анализ деятельности ООО «Цифровой мир» 41
2.2 Анализ организации управления на предприятии 51
2.3 Анализ положения предприятия на рынке 61
2.4 Оценка управления персоналом на ООО «Компьютерный мир», проблемы и недостатки 66
3. Проект мероприятий по совершенствованию управления персоналом в ООО «Компьютерный мир» 75
3.1 Мероприятия по совершенствованию процесса отбора кадров и адаптации персонала 75
3.2 Мероприятия по оценке квалификации торгового персонала 86
Заключение 98
Список использованных источников 102
Приложения 106
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность. Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий.
В каждом конкретном случае процесс принятия решения будет уточнен и индивидуализирован.
Эффективность процесса управления зависит от качества трудовых ресурсов предприятия.
Среднегодовая численность персонала предприятия в 2009 г. составила 51 чел. Среди них торгово-операционный персонал – 24 чел., руководители – 10 чел., служащие – 17 чел.
К категории административно-
Из ряда публикаций известно, что для того, чтобы менеджер высшего уровня не был перегружен и имел возможность вникать в дела подчиненных ему подразделений, а также заниматься перспективными вопросами, среднее значение нормы управляемости должно быть 3-6 человек. Авторы межотраслевых методических рекомендаций по совершенствованию организационных структур рекомендуют следующие значения норм управляемости:
На рисунке 2.3 представлены средние нормы управляемости для различных руководителей анализируемого предприятия.
Рисунок 2.3 - Средние нормы управляемости на ООО «Компьютерный мир»
Как видно из рисунка существующие нормы управляемости на анализируемом предприятии вполне соответствуют нормам, что свидетельствует об оптимальности численности управленческого аппарата и равномерном распределении нагрузки на менеджеров предприятия.
Возрастной состав персонала приведен в таблице 2.10.
Таблица 2.10 - Состав персонала предприятия по полу
Годы |
Пол | |
мужской |
женский | |
2007 |
64 % |
36 % |
2008 |
65 % |
35 % |
2009 |
63 % |
37 % |
Персонал Компании достаточно молодой, сотрудники до 40 лет составляют около 70 % от общего числа и только чуть более 30 % сотрудников в возрасте более 40 лет.
Таблица 2.11 - Структура персонала по возрасту
Годы |
Возраст | |||||
До 20 лет |
20-25 лет |
25-30 лет |
30-40 лет |
40-50 лет |
более 50 лет | |
2007 |
0,00 % |
20,00 % |
10,00 % |
30,00 % |
30,00 % |
10,00 % |
2008 |
0,00 % |
18,00 % |
9,00 % |
29,00 % |
34,00 % |
10,00 % |
2009 |
0,00 % |
11,11 % |
11,11 % |
33,33 % |
33,33 % |
11,11 % |
Как видно их таблицы большая часть персонала ООО «Компьютерный мир» это мужчины, от 30 до 50 лет. Как показывают данные таблицы 2.10 и 2.11 за исследуемый период состав персонала по полу и возрасту практически не изменился.
Качественный состав персонала
ООО «Компьютерный мир» характеризуется
общеобразовательным и
Согласно данным таблицы 2.12 образовательный уровень работников предприятия достаточно высок — 33,3 % имеют высшее образование, а 33,3 % — средне-техническое (колледж, техникум).
Причем у 33 % сотрудников — техническое образование, 19,6 % — финансово-экономическое, 17,6 % — гуманитарное, и 7,8 % — иной профиль образования.
Таблица 2.12 - Образовательный уровень работников ООО «Компьютерный мир» в 2010 г.
Образовательный уровень |
Число работников, чел. |
Удельный вес в общем числе, % |
Высшее образование |
17 |
33,33 |
Незаконченное высшее |
6 |
11,11 |
Средне-техническое |
17 |
33,33 |
Средне-специальное |
11 |
22,22 |
Среднее |
- |
- |
Итого |
51 |
100,00 |
Стаж работы в торговых предприятиях имеют 74,2 % сотрудников, 19,8 % — в промышленных предприятиях, 6 % — в других учреждениях.
Сотрудники ООО «Компьютерный мир» имеют высокий образовательный уровень и опыт работы. И, при этом, они достаточно молоды, чтобы развиваться дальше и активно работать.
В заключение определим, насколько эффективна существующая система управления предприятием.
Общая сумма затрат на управление в 2009 г. по сравнению с 2007 г. снизилась с 42565 до 40886,04 тыс. руб. Численность работников управления за анализируемый период не изменилась и составила 13 чел. При этом на 1 работника управления приходится 10771,85 тыс. руб. реализованной продукции, 419,00 тыс. руб. балансовой прибыли.
Параллельно наблюдается снижение доли управленческих расходов с себестоимости товарной продукции с 75 до 65 %. Значение данных показателей свидетельствует об увеличении эффективности управленческого труда. Что подтверждается величиной коэффициента управления.
Таблица 2.13 - Динамика показателей эффективности управления
№ п/п |
Наименование показателей |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Объем реализованной продукции, тыс. руб. |
128942 |
165448 |
140034 |
11092 |
2 |
Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
56691 |
67485 |
62673 |
5982 |
3 |
Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1794 |
9788 |
5447 |
3653 |
4 |
Среднегодовая численность
рабочих промышленно- |
40 |
41 |
38 |
-2 |
5 |
Численность работников управления, чел. |
13 |
13 |
13 |
0 |
6 |
Расходы по содержанию оборудования и управления, тыс. руб. |
76009 |
83605 |
78627 |
2618 |
7 |
Затраты на управление, тыс. руб. |
42565 |
45146,7 |
40886,04 |
-1679 |
8 |
Приходится на 1-го работника управления |
||||
8.1 |
Реализованной продукции (стр.1, стр.5) |
9918,62 |
12726,77 |
10771,85 |
853,23 |
8.2 |
Балансовой прибыли (стр,3, стр,5) |
138,00 |
752,92 |
419,00 |
281 |
8.3 |
Численности рабочих ППП (стр.4, стр.5) |
3,08 |
3,15 |
2,92 |
-0,15 |
8.4 |
Удельный вес затрат на управление в полной себестоимости (стр.7, стр.2)х100 %, в % |
75,08 |
66,90 |
65,24 |
-9,85 |
8.5 |
Удельный вес затрат на управление в расходах по содержанию оборудования и управления (стр.7, стр.6)х100 %, в % |
56,00 |
54,00 |
52,00 |
-4 |
9 |
Коэффициент эффективности управления (стр.7, стр.1)х100 %, в % |
33,01 |
27,29 |
29,20 |
-3,81 |
Объем российского рынка цифровой техники за последние пятнадцать лет увеличился примерно в 15 раз — с $1 млрд в 1990 г. до $14-15 млрд. с учетом компьютерной техники в 2009 году. Спада не ожидается — ведь технологии обновляются все быстрее, а жители России не хотят отставать от прогресса [12, с.8].
До середины 80-х рынок цифровой техники на территории СССР практически на 100 % был занят продукцией отечественных компаний. С началом перестройки страну захлестнула волна неконтролируемого импорта: в Россию хлынул поток техники из стран Юго-Восточной Азии и Польши. Поставки шли через челноков, однако уже в начале 90-х сформировалось новое направление бизнеса: возникли кооперативы по поставке компьютерной техники для государственных структур. Из них впоследствии выросли многие крупные продавцы оптовой техники, например компания R-style.
Всплеск спроса на бытовую технику в 1993 г. привел к массовому формированию сетей. Именно тогда возникли «Диал-Электроникс», «Партия», в то время лидировавшая по объемам продаж на рынке, оптовая компания «СВ», позже создавшая розничный брэнд «Техносила», «МИР», «М.Видео». Основными поставщиками бытовой техники в то время были компании из Польши и Индии. Но уже в 1994 г. рост рынка привлек внимание крупных иностранных производителей бытовой техники, и такие концерны, как Gold Star (LG), Panasonic, Sony, Merloni, Bosch, Samsung, начали сотрудничать с российскими продавцами и создавать в России свои представительства и сервисные центры.
2000 г. стал переломным. Восстановившаяся после кризиса потребительская активность привела к росту объемов продаж, торговые сети стали развиваться и интенсивно, и экстенсивно. Началось время борьбы за покупателей не только за счет цен и ассортимента, но и за счет новых услуг, технологий (самообслуживание, свободная выкладка товара, открытый доступ к технике). Это привело к появлению крупноформатных магазинов — площадью от 1500 кв. м. А насыщение московского рынка в 2002 г. подтолкнуло крупные компании к региональной экспансии.
В настоящее время на рынке бытовой техники и электроники происходят большие изменения: всего за два-три последних года спрос на цифровую технику вырос очень сильно. Сегодня этот процесс продолжается, появляется большое количество новинок техники, и практически все из них оказываются востребованными. Новые технологии становятся все более доступными и, как следствие, — популярными. Сотовый телефон есть практически у каждого жителя России, и все больше людей обзаводятся mp3-плеерами, цифровыми фото — и видеокамерами, карманными персональными компьютерами и прочей цифровой техникой. Все это привнесло в организацию торговли бытовой техникой и электроникой новые особенности и специфику.
Причиной активного роста
Наиболее активно развивается сегмент компьютерной техники. По данным ассоциации РАТЭК, сейчас он растет на уровне 20–25 % в год, в то время как динамика продаж стиральных машин, холодильников и пылесосов раза в два ниже и будет снижаться в дальнейшем [33].
По оценкам аналитиков высокие темпы продаж цифровых устройств — компьютеров и всего, что можно к ним присоединить,— не будут уменьшаться как минимум еще лет пять. Практически все федеральные сети в течение последнего времени увеличили торговые площади, отведенные под цифровую технику, в два раза. Особенно быстро растут продажи ноутбуков, которые из товаров категории люкс уже перешли в разряд массовых. Их прирост сейчас составляет 40 % ежегодно.
Сейчас основными игроками рынка эксперты называют «Эльдорадо», «М.Видео», «МИР», «Техносила». Крупные универсальные сети занимают около 54 % процента рынка торговли высокотехнологичными товарами, электроникой и цифровой техникой.
Специализированные салоны цифровой техники занимают более слабые позиции. Наиболее заметные игроки из этой категории — компании «Позитроника», «Санрайз», «Белый ветер — Цифровой», а также множество небольших фирм. Маржа прибыли у них не сравнима с универсальными сетями, зато сам рынок более динамичный. По оценкам РАТЭК, через цифровые магазины уже сейчас реализуется 10 % компьютерной техники (еще 30–40 % ПК продаются оптом различным корпорациям и госведомствам).
Работающим в регионах
мелким специализированным магазинам
все сложнее выдерживать
На рынке цифровой техники есть еще одна категория игроков — интернет-магазины. В 2009 году их и без того довольно многочисленная армия выросла на 47 %. Однако все они невероятно малы. И это не российская специфика: за рубежом интернет-магазины тоже довольствуются крохами, падающими со столов крупных розничных торговцев. Правда, крохи там покрупнее, чем в России (2 % в США по сравнению с 0,4 % в нашей стране). Интернет-торговля в России пока находится в зачаточном состоянии. Одна из главных причин ее неразвитости — низкий уровень проникновения широкополосного доступа в интернет. Это видно по тому факту, что 61 % всех розничных онлайн-продаж в прошлом году пришелся на Москву, где ситуация с интернетом лучше всего (еще 8,3 % товаров через сеть было продано в Санкт-Петербурге, остальные — в других крупных городах России).
Информация о работе Формирование кадровой политики организации