Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 19:01, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Экономика организации".
50.Экономическая роль государства в рыночной экономике. Роль гос-ва в рыночной экономике проявляется через функции: а) создание правовой основы для принятия эк. решений. Гос-во разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада пр-ва, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Гос-во организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хоз-ва, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.; г) обеспечение соц. защиты и соц. гарантии. Гос-во гарантирует минимум зар. платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
В действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на эк. ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.
Главные формы и методы вмешательства гос-ва в экономику: прямое вмешательство через расширение гос. собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер эк. политики.
Во всех промышленно развитых странах существуют значительный по своим масштабам гос. сектор экономики. Его размеры могут служить критерием эк. роли гос-ва. Гос-во обладает капиталами в самых разнообразных формах, предоставляет кредиты, принимает долевое участие, является собственником предприятия. Это делает гос-во владельцем части общественного капитала.
51.Экономический рост, его критерии и типы. Под факторами экономического роста в экономике понимаются те явления и процессы, которые определяют возможности увеличения реального объема производства, повышения эффективности и качества роста . По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми называются те, которые непосредственно определяют физическую способность к экономическому росту. Косвенные факторы влияют на возможность превращения этой возможности в действительность. Они могут способствовать реализации потенциала, заложенного в прямых факторах, или ограничивать его. К прямым относятся пять основных факторов, непосредственно определяющих динамику совокупного производства:
– увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;
– рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;
– совершенствование технологии и организации производства;
– повышение количества и качества вовлекаемых в хозяйственный оборот природных ресурсов;
– рост предпринимательских способностей в обществе.
Косвенными факторами являются:
– снижение степени монополизации рынков;
– уменьшение цен на производственные ресурсы;
– снижение налогов на прибыль;
– расширение возможности получения кредитов;
– рост потребительских и государственных расходов;
– повышение конкурентоспособности продукции страны на мировом рынке.
Выделяются два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. Основной особенностью экстенсивного типа экономического роста является то, что расширение объема материальных благ и услуг достигается за счет увеличения количества применяемых прямых факторов роста: численности работников, средств труда, земли, сырья, топливно-энергетических ресурсов. При экстенсивном росте сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального объема производства и реальных совокупных издержек на его создание. Специфика интенсивного типа экономического роста состоит в том, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей более высокую квалификацию и производительность труда и т. д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство. В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные. В реальной действительности экстенсивный или интенсивный типы экономического роста в чистом виде не существуют. Количественное совершенствование факторов роста, осуществляемое на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, всегда требует вложений инвестиций в средства производства или рабочую силу.
В свою очередь рост рабочей силы и средств производства сопровождается изменением их качественных характеристик. Поэтому при анализе реального экономического роста, а не его теоретических моделей выделяют преимущественно экстенсивный и преимущественно интенсивный типы роста.
Экономика городского хозяйства
1.Бизнес - планирование: понятие, сущность.
Бизнес-планирование - самостоятельный вид планирования, сопровождающий разработку и реализацию бизнес-проекта. Как правило, бизнес план имеет основную цель - заинтересовать потенциального инвестора. Кроме того, в условиях рынка нереально добиться стабильного успеха в бизнесе, если не планировать эффективно его развития, не аккумулировать информацию о собственном состоянии и перспективах, о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов и т. д. Необходимо не только точно представлять свои потребности на перспективу в материальных, трудовых, интеллектуальных, финансовых ресурсах. Но и предусматривать источники их получения, уметь выявлять эффективность использования ресурсов в процессе работы предприятия. Все эти функции выполняет бизнес-план.
Таким образом, бизнес-планирование - это объективная оценка собственной предпринимательской деятельности предприятия, фирмы и в то же время необходимый инструмент проектно-инвестиционных решений в соответствии с потребностями рынка и сложившейся ситуацией хозяйствования. В общем случае бизнес-планирование предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием. В самом общем виде бизнес-план содержит в своей структуре следующие разделы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка - краткое изложение сущности проекта.
3. Производственный план - наличие
производственных мощностей, определение
потребности в них на
4. Организационный план - распределение
обязанностей, прав и ответственности
между подразделениями и
5. Финансовый план - определение
потребности в финансовых
6. Маркетинговый план - обоснование
каналов сбыта, рекламы, мероприятий
по формированию спроса и
7. Оценка рисков - выявление возможных рисков, оценка потерь от действия факторов внешней и внутренней среды, страхование рисков.
8. Заключение.
2.Влияние интернационализации и глобализации на развитие городской экономики: международные связи городов, понятие - «мировой город». Интернационализация производства - процесс установления тесных производственных связей между предприятиями различных стран, при которых производство одной страны всё более становится частью мирового производственного процесса. Интернационализация производства выступает и в форме интернационализации научных и технических исследований и в форме интернационализации капитала (формирование международных монополистических объединений). Интернационализация производства проявляется и в образовании международных экономических организаций как в сфере производства, транспорта, связи, так и в сфере международной торговли и финансов. Усиливающаяся интернационализация является характерной чертой современного мирового экономического развития, которое носит глобальный характер. Процесс экономической глобализации понимается как усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик. Понятие «глобальный город (мировой город)» означает город, который имеет прямое и ощутимое влияние на глобальные дела, используя для этого экономические, социальные, культурные и/или политические средства. Этот термин стал известным вследствие роста глобализации. Общими характеристиками глобальных городов являются:
1. Международная известность
2. Активное влияние или участие в международных событиях и мировых делах.
3. Очевидно большое население (центр
метрополитенного ареала с
4. Крупнейший международный
5. Развитая транспортная система,
которая включает несколько
6. В городах Запада – наличие
нескольких международных
7. Международные финансовые
8. Развитая коммуникационная
9. Всемирно известные культурные институты, такие как музеи и университеты.
10. Оживленная культурная жизнь,
включая кинофестивали (например, международный
кинофестиваль в Торонто), премьеры,
процветающие музыкальные или
театральные сцены (например, театр
West End или Broadway), оркестры, оперные компании,
художественные галереи и
11. Несколько всемирно
12. Сильное спортивное сообщество,
включая крупные спортивные
3.Внутренняя и внешняя среда предприятия. Организация - это группа людей, деятельность которых координируется для достижения общих целей. Внешняя среда организации – это условия и факторы, возникающие независимо от ее деятельности и оказывающие существенное воздействие на нее. Внешние факторы разделяются на:1) среду прямого воздействия, 2) среду косвенного воздействия.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам следует отнести:
1) поставщиков,
2) трудовые ресурсы,
3) законы и учреждения государственного регулирования,
4) потребителей,
5) конкуренты.
Под средой косвенного воздействия понимаются факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них:
1) политические
2) социокультурные факторы,
3) состояние экономики,
4) международные события,
5) научно-технический прогресс.
6) климатические.
Внутренняя среда организации – это среда, которая определяет технические и организационные условия работы организации и является результатом управленческих решений.
Внутренняя среда организации формируется в зависимости от ее миссии и целей, которые, в свою очередь, во многом определяются внешней средой. Внутреннюю среду организации можно рассматривать с точки зрения статики, выделяя состав ее элементов и структуру, и с точки зрения динамики, т.е. с точки зрения протекающих в ней процессов. Она включает все основные элементы и подсистемы, обеспечивающих процесс производства товаров и услуг, процесс управления, состоящий в разработке и реализации управленческих решений, а также социальные, экономические и другие процессы, которые протекают в организации.
Внутренняя среда включает:
1) цели организации;
2) структуру организации (как формальную, так и неформальную);
3) людей, работающих в организации;
4) используемые
технологии как способы
5) задачи управления;
6) организационную культуру.
Все внутренние процессы в организации протекают в рамках организационной структуры. Организационная структура закрепляет задачи, функции управления, права и обязанности за каждым структурным подразделением.
Организационная культура организации является характеристикой, отражающей систему ценностей, принятых в организации, убеждений, принципов и норм поведения, разделяемых членами организации.
4.Город как муниципальное образование. Территориальное единство города как системы. Городом принято называть крупное поселение, население которого занято преимущественно несельскохозяйственным трудом. Город - это сложная природно-техногенная система. Город определяется как населенный пункт значительной численности населения, основную часть которого составляют рабочие, служащие и члены их семей, занятые вне с/х. производства. Города делятся по их общественной значимости на категории: - субъекты федерации (исторические уникумы - Москва, Санкт-Петербург), - федерального подчинения (наиболее крупные экономические, культурные и административные центры),- республиканского, краевого, областного подчинения (экономические и культурные центры с развитой промышленностью; население, как правило, 50 тыс. чел.),- районного подчинения (культурные и промышленные центры с населением, как правило, > 12 тыс. чел. и 85% жителей - рабочие, служащие и члены их семей).