Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа
Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;
- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;
- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;
- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.
Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.
2. Требования к уровню освоения дисциплины
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы
4.Содержание курса
5.Темы практических и семинарских занятий
6. Задания для самостоятельной работы студентов
7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению
8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения
9. Вопросы для подготовки к экзамену
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
10.1. Учебники, монографии, периодика
10.2. Нормативные документы
10.3. Статистические сборники
10.4. Интернет-ресурсы
10.5. Методическое обеспечение дисциплины
10.6. Информационное обеспечение дисциплин
11. Инновационные образовательные технологии,
используемые в преподавании дисциплины
12. Тесты
13. Задачи
14. Глоссарий
15. Ответы на вопросы тестов
Общежитие для приезжих – разновидность гостиницы; оно, как правило, находится на балансе организации и предназначено для временного проживания ее специалистов, а также лиц, осуществляющих деловые контакты и занимающихся коммерческой деятельностью с этой организацией.
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико - экономической и социальной информации Российской Федерации. ОКВЭД используется при решении следующих основных задач, связанных с: классификацией и кодированием видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации; определением основного и других фактически осуществляемых видов экономической деятельности хозяйствующих субъектов; разработкой нормативных правовых актов, касающихся государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности; осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов; подготовкой статистической информации для сопоставлений на международном уровне; кодированием информации о видах экономической деятельности в информационных системах и ресурсах, едином государственном регистре предприятий и организаций, других информационных регистрах; обеспечением потребностей органов государственной власти и управления в информации о видах экономической деятельности при решении аналитических задач.
Общий объем спроса - суммарная величина спроса всех покупателей данного товара, совокупный спрос на товар.
Объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей - объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, торговые автоматы и другие аналогичные точки общественного питания.
Объем платных туристских услуг - стоимость пакетных туров и экскурсионного обслуживания граждан России и других государств в части услуг, оказанных им резидентами российской экономики. Включает стоимость услуг пассажирского транспорта, проживания и питания в средствах размещения, стоимость экскурсионного, туристско-оздоровительного, культурно-массового обслуживания и т.п. Стоимость услуг, оказанных гражданам России нерезидентами российской экономики при организации и совершении зарубежной поездки, даже если эти услуги оплачивались туристом через турфирму, являющуюся резидентом российской экономики, в объеме платных туристских услуг не учитывается.
Объем санаторно-оздоровительных услуг - стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также размер платы населения за дополнительные услуги, предоставляемые отдыхающим за отдельную плату сверх стоимости путевок (услуги стоматологических, косметологических, массажных и других лечебных кабинетов и т.д.).
Объем стоимости услуг, оказанных коллективным средством размещения - сумма доходов от услуг проживания, питания, санаторно-курортных, оздоровительных и других услуг, предоставляемых отдыхающим и другим лицам, включаемых в стоимость номеров, путевок или курсовок и дополнительных платных услуг в размере финансовых поступлений непосредственно от населения или от организаций, которые оплачивают пребывание в них своих работников.
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения - фактический размер платы населения за проживание в них. Объем оказанных услуг учитывается в размере средств, полученных от населения и доплат за счет средств организаций, включенных в цену услуги. Доплаты, производимые за счет средств органов социальной защиты, государственного или местного бюджета, в объем этих услуг не включаются.
Организации отдыха - дома отдыха, пансионаты, базы отдыха, туристские базы и др., предоставляют на определенный срок размещение и питание или только размещение, а также туристско-экскурсионное обслуживание. Расположены, как правило, в пределах курортов, в лечебно-оздоровительных местностях, пригородных зонах. Такие организации могут функционировать в течение круглого года (круглогодичные) или в течение сезона (сезонные).
Отрасль - совокупность производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей. Производители аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара либо те из них, доля которых в общем объеме производства аналогичного товара или непосредственно конкурирующего товара составляет большую часть.
Отрасль общественного питания представляет собой совокупность индивидуальных предпринимателей и предприятий различных организационно-правых форм, типов, специализации и т.д., удовлетворяющих разнообразные потребности общества в питании и отдыхе вне дома. Осуществляют производство, реализацию и организацию потребления кулинарной продукции – блюд (первых, вторых, третьих, закусок, десертов), кулинарных, кондитерских изделий, напитков. Синонимы – внедомашнее питание, массовое питание.
Перекрестная ценовая эластичность спроса - эластичность, показывающая, как изменится спрос на товар А при изменении цены товара В на 1%.
Потребитель услуг - гражданин, имеющий намерение заказать или заказывающий, использующий услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Правила оказания услуг общественного питания в Российской Федерации – документ, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулирующий отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг общественного питания. Требуют соблюдения обязательных требований к качеству услуг, их безопасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества. К числу таких требований относятся: наличие установленных законодательством лицензий; сертификация товаров; санитарно-гигиенические правила; противопожарных правила и иные требования (к рекламе, продаже отдельных видов товаров и т.п.).
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации – документ, разработанный в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и регулирующий отношения между потребителями и исполнителями в области предоставления услуг гостиниц.
Предложение - 1) стремление, желание производителя (продавца) предложить к продаже свои товары. Количественно измеряется, выражается величиной, объемом предложения. Величина предложения характеризует количество товаров и услуг, которое производитель желает и может, способен продать по данной цене в определенный период времени. Величина предложения зависит от цены, но на предложение влияют и многие другие, так называемые неценовые факторы; 2) заявление о желании заключить договор, продать товар.
Предоставление ночевок (койко-суток) коллективными средствами размещения отражает использованное число постоянных и временных мест, включая бронирование номеров и мест, и определяется на основании книги учета проживающих.
Предприятие общественного питания - объекты, предназначенные для удовлетворения потребностей во внедомашнем питании и отдыхе. Осуществляют производство блюд, хлебо-булочных, кондитерских и других изделий, реализуют и организуют их потребление. Подразделяются на следующие типы: рестораны, кафе, бары, столовые, закусочные, и др. Однотипные предприятия могут подразделяться на однородные группы по различным признакам: уровень сервиса (классность); формы обслуживания клиентов; размер; местоположение; уровень цен; ассортимент продукции (кухня); специализация; и др. Также могут выделяться предприятия-заготовочные (кулинарные фабрики, цеха бортового питания) и предприятия-доготовочные (столовые-доготовочные, раздаточные, буфеты, и т.п.). Предприятия общественного питания могут иметь подразделения для продажи собственной продукции (буфеты, магазины, кулинарии и т.п.). В связи с интернационализацией отечественного рынка общественного питания появились новые типы предприятий: кафетерии, кофейни, фаст-фуд, рестораны высокой кухни, и др.
Продвижение туристского продукта - комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое);
Прямые инвестиции – это инвестиции, сделанные юридическими или физическими лицами, полностью владеющими организацией или контролирующими не менее 10% акций или уставного (складочного) капитала организации.
Равновесная цена - цена товара, устанавливающаяся на рынке при уравновешивании величин спроса и предложения на этот товар.
Располагаемые ресурсы домашних хозяйств представляют собой сумму денежных средств, которыми располагали домохозяйства для обеспечения своих расходов и создания сбережений, а также стоимости натуральных поступлений продуктов питания и предоставленных в натуральном выражении дотаций и льгот.
Реализация туристского продукта - деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором;
Ресторан - тип предприятия общественного питания, где осуществляется изготовление, реализация и организация потребления широкого ассортимента блюд и изделий сложного приготовления (включая заказные и фирменные) всех основных групп из различных продуктов и винно-водочных изделий. Квалифицированный обслуживающий персонал и высокий уровень материально-технического оснащения позволяют создавать для посетителей комфортные условия, организовывать культурно-досуговые мероприятия. Рестораны различаться: по ассортименту реализуемой продукции и уровню сервиса (полносервисный, «высокой кухни», «люкс», и т.п.); по специализации (рыбный, пивной, национальной кухни, и др.); по месту расположения (при гостинице, вокзале, в зоне отдыха, вагон-ресторан и др.), по размеру (числу мест), и т.д.
Ресурсы экономические - фундаментальное понятие экономической теории, означающее источники, средства обеспечения производства. Экономические ресурсы делятся на природные (сырьевые, геофизические), трудовые (человеческий капитал), капитальные (физический капитал), оборотные средства (материалы), информационные ресурсы, финансовые (денежный капитал). Такое деление не является строго однозначным.
Санатории и пансионаты с лечением – лечебно-профилактические организации, оснащенные койками и обеспечивающие больным за определенный промежуток времени реабилитационное лечение, главным образов на основе использования целебных свойств природных лечебных факторов (климата, минеральных вод, лечебных грязей и др.). Все они являются специализированными и могут быть одно- или многопрофильными, располагаются, как правило, в пределах курортов и лечебно-оздоровительных местностей. Данные по санаториям приведены с учетом детских санаториев, включая санатории для детей с родителями и санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия.
Санатории-профилактории – лечебно-профилактические организации, оснащенные койками, действующие при организациях, обеспечивающие лечебно-оздоровительные мероприятия работникам без отрыва от производства, в свободное от работы время.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации и призваны регламентировать деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющие деятельность в сфере производства и оборота продуктов детского питания.
Санитарные правила должны выполняться при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
Совокупный спрос - общий объем спроса на товары и услуги в стране, определяемый как суммарный спрос потребителей (включая государство) на потребительские товары, услуги предприятий, фирм, предпринимателей, а также на инвестиционные товары при разных уровнях средних цен. Совокупный спрос зависит прежде всего от доходов населения и фирм. Кривая совокупного спроса отражает функциональную зависимость между величиной совокупного спроса и средним уровнем цен при прочих равных условиях.
Социальная эффективность - отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение.
Специализированные средства размещения предназначены для обслуживания туристов, отдыхающих, пациентов. Однако они, как правило, не имеют номеров (предоставляется жилище, коллективная спальня, площадка) и осуществляют другие виды деятельности. Причем предоставление мест для ночевки не является главной функцией. К специализированным средствам размещения относятся: санаторно-курортные учреждения (санаторий для взрослых, пансионат с лечением, детский санаторий, санаторий для детей с родителями, санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия, санаторий-профилакторий, курортная поликлиника, бальнеолечебница, грязелечебница (включая детские); организации отдыха (пансионат отдыха, дом отдыха, база отдыха, туристская база, кемпинг, дома охотника (рыбака), и др.); средства размещения в общественных видах транспорта (например: туристский теплоход) и конгресс-центрах.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) исчисляется путем суммирования среднесписочной численности работников организаций за каждый месяц соответствующего года и деления полученной суммы на 12, при этом среднесписочная численность работников за месяц определяется делением суммы численности работников списочного состава за каждый календарный день на число календарных дней месяца.