Экономика отрасли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 15:58, контрольная работа

Краткое описание

Цель дисциплины - дать студентам знания, необходимые для анализа рынка и выработки обоснованной стратегии развития предприятия.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

- ознакомление со специальной терминологией и спецификой отраслевой экономики;

- формирование представлений о закономерностях развития отрасли в системе отраслей, составляющих экономику страны;

- обучение практическим приемам анализа отраслевого рынка;

- обеспечение комплексного, системного подхода при решении экономических и организационных проблем предприятия.

Предметом дисциплины является экономика отрасли индустрии гостеприимства.

Содержание

2. Требования к уровню освоения дисциплины

3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы

4.Содержание курса

5.Темы практических и семинарских занятий

6. Задания для самостоятельной работы студентов

7. Тематика рефератов и методические указания по их выполнению

8. Задания для контрольных работ и методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения

9. Вопросы для подготовки к экзамену

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

10.1. Учебники, монографии, периодика

10.2. Нормативные документы

10.3. Статистические сборники

10.4. Интернет-ресурсы

10.5. Методическое обеспечение дисциплины

10.6. Информационное обеспечение дисциплин

11. Инновационные образовательные технологии,

используемые в преподавании дисциплины

12. Тесты

13. Задачи

14. Глоссарий

15. Ответы на вопросы тестов

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика отрасли (РГБ,туризм).doc

— 1,000.50 Кб (Скачать файл)
  1. Тесты
 
Отрасль экономики  составляют следующие хозяйствующие  субъекты:
  1. Коммерческие организации
  2. Некоммерческие организации
  3. Домашние хозяйства
  4. Все перечисленные выше
Укажите, какое из перечисленных ниже утверждений относится к понятию «экономическая деятельность» в отрасли:
    1. Экономическая деятельность предполагает существование органа государственного отраслевого управления (министерства или комитета)
    2. Условием экономической деятельности является хозяйственная свобода товаропроизводителя 
    3. Для экономической деятельности характерно наличие затрат на производство,  процесса производства, выпуска продукции (оказания услуг)
    4. Экономическая деятельность невозможна без конкуренции между товаропроизводителями
Экономическое благо образуется:
    1. В результате экономической деятельности
    2. В результате экономного расходования доходов домохозяйств
    3. В результате положительного влияния  рыночных преобразований экономики
    4. В результате повышения культурного уровня населения
  • Показателем экономической  эффективности предприятий отрасли  является:
    1. Сумма прибыли
    2. Фондовооруженность
    3. Среднесписочная численность работников
    4. Производительность труда работника
    Аббревиатура  ОКВЭД означает:
      1. Общероссийский классификатор внешнеэкономической деятельности
      2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
    Экономическая деятельность ресторанно-гостиничного

    бизнеса относится  к:

    1. «Первичному» производству
    2. Обрабатывающим производствам (производству пищевых продуктов)
    3. Розничной торговле
    4. Производству услуг (сфера услуг)
    Туроператорская деятельность согласно классификатора видов экономической деятельности относится к;
    1. Вспомогательной и дополнительной транспортной деятельности
    2. Здравоохранению и предоставлению социальных услуг
    3. Оптовой торговле (включая торговлю через агентов)
    4. Розничной торговле
    Если сопоставить  показатель «оборот отрасли» и показатель «объем отраслевого продукта», то:
      1. Эти показатели равны
      2. Показатель оборота больше показателя объема продукта
      3. Показатель оборота меньше показателя объема продукта
      4. Показатель оборота и показатель объема продукта в сумме равны «0»
  • К специфическим  чертам услуги как товара не относится  такое свойство, как:
    1. Нематериальность
    2. Эластичная цена
    3. Несохраняемость
    4. Непостоянное качество
    В индустрию  гостеприимства не входит:
    1. Туризм
    2. Пассажирский транспорт
    3. Ресторанный бизнес
    4. Производство оборудования для гостиниц
    Туризмом (временным  выездом с постоянного места  жительства) является:
    1. Служебная командировка на 9 месяцев
    2. Выезд на сезонную сельскохозяйственную работу на лето
    3. Поездка за рубеж в лютню школу для изучения иностранного языка
     «Турист»  отличается от «экскурсанта»:
    1. Продолжительностью поездки
    2. Видом используемого транспорта
    3. Целями поездки
    4. Способами организации поездки
    В нашей стране классификация гостиниц и других средств размещения  по категориям:
    1. Является обязательной
    2. Является добровольной
    3. Носит рекомендательный характер
    4. Отменена в 2003 году
    К средствам  размещения относятся помещения, используемые для временного проживания гостей с числом номеров:
    1. От 3
    2. не менее 5
    3. 10 и более
    4. Любым
    Номера в  средствах размещения подразделяются на:
    1. 5 категорий
    2. 7 категорий
    3. 9 категорий
    4. 10 категорий
    В средствах  размещения наличие ресторана или  другого типа предприятия питания  является обязательным условием:
    1. Для любой категории
    2. Начиная с категории 2 звезды
    3. Начиная с категории 3 звезды
    4. Для категории 4-5 звезд
    К индивидуальным средствам размещения может относиться:
      1. Комната в коммунальной квартире
      2. Номер в гостинице, имеющий дополнительный автономный выход на улицу
      3. Частная гостиница
      4. Малая гостиница
  • Формирование  гостиничных (ресторанных) цепей является проявлением процесса:
    1. Вертикальной интеграции производства
    2. Горизонтальной интеграции производства
    3. Перекрестной интеграции производства
    4. Диагональной интеграции производства
    Горизонтальная  диверсификация – это процесс, означающий:
      1. Расширение ассортимента услуг предприятия
      2. Распределение производства между подразделениями предприятия, функционирующими на одной географической территории
      3. Перераспределение совокупного объема реализации между экономическими субъектами отрасли в результате изменения рыночной конъюнктуры
      4. Все перечисленное выше
    Тип предприятия  питания «ресторан» получил свое название от:
    1. Фамилии владельца первого известного в истории ресторана
    2. Главного блюда в меню популярной парижской таверны 18 века
    3. Названия местности в Античном Риме
    4. Места отдыха на пересечении древних караванных путей
    В Советском  Союзе основной первичной организацией общественного питания, объединяющей предприятия питания различного типа на территории района (города), был:
    1. Торг
    2. Трест
    3. Синдикат
    4. Комиссариат
    По данным Росстата, объем платных туристических  услуг в Российской Федерации  составил в 2007 году:
    1. 155 млрд. долл США
    2. 53 млрд. руб.
    3. 42227 млн. руб.
    4. 3 трл. руб.
    Из общего числа  средств размещения Российской Федерации  на долю сертифицированных приходится:
    1. менее 20%
    2. менее 80%
    3. 65%
    4. 5%
    Количество  поездок иностранных граждан  в Российскую Федерацию по итогам 2007 года составило:
    1. 34 млн. (тем роста 18%);
    2. 34 млн. (тем роста 2%);
    3. 22,9 млн. (темп роста 18%);
    4. 22,9 млн. (темп роста 2%).
    По данным Росстата, объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в Российской Федерации составил в 2007 году:
        1. 155 млн. руб.;
        2. 53 млрд. руб.;
        3. 92622 млн. руб.
        4. 53 трл. руб.
    Для характеристики конъюнктуры отраслевого рынка  можно использовать:
    1. Показатель соотношения спроса и предложения
    2. Показатель динамики цен
    3. Показатель динамики объема реализации услуг
    4. Все перечисленные выше показатели
    Емкость отраслевого  рынка означает:
      1. Количество потребителей услуг отрасли, проживающих на данной территории
      2. Число экономических субъектов, составляющих отрасль
      3. Потенциально возможный объем реализации услуг в течение определенного периода
      4. Фактических совокупный оборот предприятий отрасли
    Закон спроса гласит:
      1. Между ценой и количеством товара на рынке существует прямая зависимость
      2. Между ценой и количеством товара на рынке существует обратная зависимость
      3. Товар на рынке реализуется по «равновесной» цене
      4. Спрос определяется предложением товара
    Спрос на услуги отрасли эластичен, коэффициент эластичности:
    1. Равен единице
    2. Больше единицы
    3. Меньше единицы
    4. Равен нулю
    Закон предложения  гласит:
      1. Между ценой и количеством товара на рынке существует прямая зависимость
      2. Между ценой и количеством товара на рынке существует обратная зависимость
      3. Товар на рынке реализуется по «равновесной» цене
      4. Предложения товара определяется спросом
    Приведение  показателей оборота отрасли  за ряд лет в сопоставимый вид (процедура дефлирования) предполагает:
      1. Деление фактических значений оборота на индекс-дефлятор
      2. Умножение фактических значений оборота на индекс-дефлятор
      3. Деление плановых значений оборота на индекс-дефлятор
      4. Умножение плановых значений оборота на индекс-дефлятор
    По российскому  антимонопольному законодательству одним  из признаков доминирующего положения хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара является занимаемая им рыночная доля в размене:
    1. 25%
    2. Более 35%
    3. Более 50%
    4. 100%
    Значение коэффициента рыночной концентрации (сумма долей  на товарном рынке определенного числа крупнейших производителей) в интервале от 45% до 70% свидетельствует о:
    1. Высоком уровне концентрации товарного рынка
    2. Умеренном уровне концентрации товарного рынка
    3. Низком уровне концентрации товарного рынка
    4. Нулевом уровне концентрации товарного рынка
    О взаимозаменяемости товаров можно говорить в том  случае, если значение показателя перекрестной эластичности:
    1. Равно «0»
    2. Больше «0», меньше «1»
    3. Равно «1»
    4. Больше «1»
    По характеру  конкурентной борьбы ресторанно-гостиничный  бизнес и туризм относится к:
      1. Рынку чистой конкуренции
      2. Монополистическому рынку
      3. Олигополистическому рынку
      4. Рынку монополистической конкуренции
  • Почти 40% от общего количества объектов туристского показа России приходится на:
        1. Москву
        2. Московский регион (Москва и Московская область)
        3. Санкт-Петербург
        4. Европейскую часть страны
    Для осуществления  основной деятельности средствам размещения лицензирование:
    1. Необходимо
    2. Не требуется
    3. Является желательным
    4. Носит добровольный характер
    Для осуществления  основной деятельности предприятиям общественного  питания лицензирование:
    1. Необходимо
    2. Не требуется
    3. Является желательным
    4. Носит добровольный характер
    Туроператору  для осуществления основной деятельности лицензирование:
    1. Необходимо
    2. Не требуется
    3. Является желательным
    4. Носит добровольный характер
    Система сертификации услуг для гостиниц и других средств размещения:
    1. Носит обязательный характер
    2. Носит добровольный характер
    3. Рекомендуется государством
    Система сертификации услуг для предприятий общественного  питания:
    1. Носит принудительный характер
    2. Рекомендуется государственными органами
    3. Является добровольной
    Сертификация  услуг тур-агентов:
    1. Носит обязательный характер
    2. Является делом добровольным
    3. Рекомендуется государственными органами
    Укажите, что  не является обязательным условием допуска  работников к оказанию услуг, связанных непосредственно с процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием потребителей:
      1. Прохождение специальной гигиенической подготовки
      2. Прохождение аттестации
      3. Прохождение медицинского осмотра
      4. Прохождение «фейс» и «дресс» контроля
  • Укажите, что  не относится к мерам государственного регулирования туроператорской  деятельности в нашей стране:
      1. Получение лицензии
      2. Финансовое обеспечение (договор страхования, банковская гарантия)
      3. Регистрация предприятия в едином федеральном реестре туроператоров

      13. Задачи

    Задача 1. На основе данных таблицы с показателями общественного питания Российской Федерации за 2000-2003 гг., используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить соответствующие ячейки таблицы):

    • показатель товарооборота общественного питания в сопоставимых ценах (выполнить процедуру дефлирования);
    • сравнить динамику товарооборота в текущих и сопоставимых ценах;
    • сделать выводы из анализа;
    • построить графики, иллюстрирующие аналитические выводы.
     
    Показатели 2000 2001 2002 2003
    Товарооборот  общественного питания, млрд.руб. 81,144 113,2 147,659 185,727
    Индекс  потребительских цен (цепной) в общественном питании (в %) 122,7 127,7 121 117,4
    Индекс  потребительских цен в общественном питании базисный (к 2000г.) (индекс-дефлятор) 1 1,277 1,54517  
    Товарооборот  общественного питания в сопоставимых (2000г.) ценах, млрд.руб. 81,144 88,645 95,562  
    Темпы роста товарооборота общественного  питания в текущих ценах, в % к 2000г.   139,51% 181,97%  
    Темпы роста товарооборота общественного  питания в сопоставимых ценах, в % к 2000г.   109,24% 117,77%  

     

    Задача 2. На основе данных таблицы с показателями гостиниц  Российской Федерации за 2000-2003 гг., используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить соответствующие ячейки таблицы):

    • показатель объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в сопоставимых ценах (выполнить процедуру дефлирования);
    • сравнить динамику объема услуг  в текущих и сопоставимых ценах;
    • сделать выводы из анализа;
    • построить графики, иллюстрирующие аналитические выводы.
     
    Показатели 2000 2001 2002 2003
    Услуги  гостиниц и аналогичных средств  размещения, млрд.руб. 16,178 21,127 32,104 41,430
    Индекс  потребительских цен  (цепной) на услуги гостиниц и других мест проживания (в %) 124,7 132,5 126,3 126,1
    Индекс  потребительских цен  на услуги гостиниц и других мест проживания базисный (к 2000г.) (индекс-дефлятор) 1,000 1,325 1,673  
    Услуги  гостиниц и аналогичных средств  размещения в сопоставимых (2000г.) ценах, млрд.руб. 16,178 15,945 19,184  
    Темпы роста объема услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в текущих ценах:, в % к 2000г.   130,59% 198,44%  
    Темпы роста объема услуг гостиниц и  аналогичных средств размещения в сопоставимых ценах, в % к 2000г.   98,56% 118,58%  

     
     

    Задача 3. На основе данных таблицы с показателями общественного питания и розничной торговли  Российской Федерации за 2000-2003 гг., используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить соответствующие ячейки таблицы):

    • показатель товарооборота общественного питания и товарооборота розничной торговли по реализации продовольственных товаров;
    • долю товарооборота общественного питания в совокупном обороте по реализации продовольственных товаров;
    • сравнить темпы роста товарооборота общественного питания и темпы роста товарооборота розничной торговли по реализации продовольственных товаров;
    • сделать выводы из анализа;
    • построить графики, иллюстрирующие аналитические выводы.
     
    Показатели 2000 2001 2002 2003
    Товарооборот  общественного питания, млрд.руб. 81,144 113,2 147,659 185,727
    Оборот  розничной торговли, млрд.руб. 2352,274 3069,255 3764,322 4514,841
    Доля  продовольственных товаров в  товарообороте розничной торговли, % 46,5 46,2 46,5 46,2
    Товарооборот  розничной торговли по реализации продовольственных товаров, млрд.руб. 1093,807 1417,996    
    Товарооборот  общественного питания и товарооборот розничной торговли по реализации продовольственных товаров, млрд.руб.        
    Доля  товарооборота общественного питания  в совокупном обороте по реализации продовольственных товаров, % 6,91%      
    Темпы роста товарооборота общественного питания, в % к 2000г.        
    Темпы роста товарооборота розничной  торговли по реализации продовольственных  товаров, в % к 2000г.        

     

    Задача 4. На основе данных таблицы с показателями общественного питания в 2000г. и 2006г. по регионам Российской Федерации, используя программу Microsoft Excel рассчитать (заполнить соответствующие ячейки таблицы):

    • показатели региональной структуры товарооборота общественного питания;
    • темпы роста товарооборота в 2006г. по сравнению с 2000г. по регионам;
    • сравнить темпы роста и изменение структуры товарооборота по регионам страны;
    • выявить факторы, которые могли оказать влияние на динамику и структуру товарооборота общественного питания по регионам Российской Федерации;
    • построить графики, иллюстрирующие аналитические выводы.
     
      2000г. 2006г. Темпы роста оборота  2006г. к 2000г., %
    Оборот  общественного питания, млрд. руб. Доля  региона, в % к итогу Оборот  общественного питания, млрд. руб. Доля  региона, в % к итогу

    Российская  Федерация, всего

    81,3 100% 399,6 100%  
    В т.ч. по округам          
    Центральный федеральный округ 26336   128425    
    В т.ч.          
    Московская  область 2489   18661    
    г. Москва 16954   82527    
    Северо-Западный федеральный округ 8858   41244    
    В т.ч.          
    г. Санкт-Петербург 3936   20431    
    Южный федеральный округ 6541   41047    
    В т.ч.          
    Краснодарский край 2441   13728    
    Приволжский федеральный округ 15124   64840    
    Уральский федеральный округ 10167   57619    
    В т.ч.          
    Свердловская  область 3136   15299    
    Тюменская область 4271   32648    
    Сибирский федеральный округ 10214   46285    
    Дальневосточный федеральный округ 4089   20096    

    Информация о работе Экономика отрасли