Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 08:53, контрольная работа
Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы и условия развития железнодорожного транспорта;
- провести анализ и дать экономическую оценку деятельности железнодорожного транспорта;
- раскрыть проблемы и перспективы развития железнодорожного транспорта;
Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
Федеральное агентство по образованию
Байкальский государственный университет
экономики и права
Читинский институт
Кафедра мировой экономики
Контрольная работа по
Экономической и социальной географии России
на тему:
География железнодорожного транспорта России
Работу выполнил:
студент гр. МЭ – 12 -1
Шамонова Е. А.
Научный руководитель:
доцент кафедры
«Мировая экономика», к.г.н.
В.В. Будко
Чита – 2012
Оглавление
Введение 3
1. Значение железнодорожного транспорта в экономике страны 5
1.1. Показатели железнодорожного транспорта 5
1.2. Изменение удельного веса железнодорожного транспорта в общем грузообороте страны за годы экономических реформ 7
2. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ОСНОВНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ 9
2.1. Направление и структура основных грузопотоков 9
2.2. Характеристика размещения железнодорожного транспорта 11
3. ВАЖНЕЙШИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………….……………………………………………………….
Актуальность изучения темы
экономической деятельности железнодорожного
транспорта России, обусловлена его
огромной социально-экономической
ролью в экономике страны. В
условиях перехода к рыночным отношениям
роль рационализации транспорта существенно
возрастает. С одной стороны от
транспортного фактора зависит
эффективность работы предприятий,
что в условиях рынка напрямую
связано с его
Значение транспорта как
важной составной части хозяйственного
комплекса Российской Федерации
определяется его ролью в территориальном
разделении общественного труда: специализация
районов, их комплексное развитие невозможны
без системы транспорта. Транспорт
является материальным носителем связей
между районами, отраслями, предприятиями.
Транспортный фактор оказывает влияние
на размещение производства, без его
учета нельзя достичь рационального
размещения производительных сил. При
размещении производства учитывается
потребность в перевозках массы
исходных материалов и готовой продукции,
их транспортабельность, обеспеченность
транспортными путями, их пропускная
способность и т.д. в зависимости
от влияния этих составляющих рассчитывается
вариант размещения предприятий. Рационализация
перевозок влияет на эффективность
производства как отдельных предприятий,
так и районов и страны в
целом. Важное значение транспорт имеет
и в решении социально-
Предмет исследования – география железнодорожного транспорта России.
Объект исследования - железнодорожный транспорт России.
Цель работы - изучение показателей деятельности, экономических проблем, перспектив развития железнодорожного транспорта России.
Задачи исследования:
- раскрыть значение железнодорожного транспорта в экономике страны, показать его роль в развитии территориального разделения труда, развитии рыночных отношений в стране, раскрыть его преимущества перед другими видами транспорта;
- раскрыть основные этапы
и условия развития
- провести анализ и
дать экономическую оценку
- раскрыть проблемы и
перспективы развития
- раскрыть стратегии
В данной работе рассматриваются такие вопросы, как:
1) Роль железнодорожного
транспорта в экономике страны.
Почему именно железные дороги
являются самым необходимым
2) Какие проблемы на
сегодняшний день существуют
на железных дорогах, что
3) Что планируется выполнить
в будущем для того, чтобы железнодорожный
транспорт стал более
К железнодорожному транспорту
относится структурный
Железнодорожный транспорт
является основой транспортной системы
Российской Федерации. Он занимает 2-е
место в грузообороте всех видов
транспорта и 1-е в пассажирообороте.
Протяженность железнодорожных
путей составляет 7% мировых, а доля
в мировом железнодорожном
Железнодорожный транспорт
имеет целый ряд достоинств, которые
также определяют его преимущественное
развитие в стране. Экономико-географические
особенности нашей страны выдвигают
его на первый план в транспортной
системе. Вытянутой главной
Железнодорожный транспорт играет ключевую роль в экономике России. Доля железнодорожных перевозок в общем грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.) перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.
Транспортный комплекс России
представляет собой одну из крупнейших
отраслей экономики. Он включает 1,5 млн.
км. наземных путей сообщения. На транспорте
работает 6,5% трудоспособного населения
России. Стоимость основных производственных
фондов транспорта составляет 27% фондов
страны, при этом доля транспортных
издержек в конечной цене продукции
промышленного и сельского
Транспорт, с одной стороны, является частью инфраструктуры рынка, физически реализуя обмен товарами и оказывая услуги населению. Вместе с тем транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей экономики. Транспорт не производит новой вещественной продукции и является во многих случаях продолжением процесса производства, а продукция транспорта – перевозка неотделима от процесса транспортного производства: её нельзя накопить, создать запасы. С точки зрения объёма выполняемой работы ведущим в транспортной системе России является железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта в грузообороте всех видов транспорта (без учёта трубопроводного) превышает 80%, а в пассажирообороте - более 40%
Доля железных дорог в ВВП составляет 6,3 % или почти 65 % удельного веса транспорта в ВВП. Эти показатели свидетельствуют о том, что определяющую роль в транспортном комплексе играют железные дороги. Именно поэтому эффективность работы железнодорожной отрасли чрезвычайно важна для развития экономики страны.
К недостаткам железнодорожного
транспорта следует отнести значительную
потребность в
Влияние транспорта на развитие экономики проявляется в виде транспортных издержек, без учета которых нельзя обеспечить эффективное размещение производства. Транспортные затраты увеличивают стоимость транспортируемой продукции. Отношение суммарных транспортных издержек и полной стоимости продукции называют коэффициентом транспортной слагающей. Чем меньше этот коэффициент, тем более транспортабельна продукция, а, следовательно, более свободно по отношению к потребителю могут размещаться производства.
Для разных видов продукции доля транспортных затрат в стоимости различна. Так, в стоимости топлива и строительных материалов она составляет более 50%, железной руды и лесоматериалов - до 20%. Транспорт зависит от общего уровня развития производительных сил, от технического прогресса в общественном производстве.
Основные виды транспорта:
железнодорожный, морской, речной, автомобильный,
воздушный и трубопроводный - образуют
единую транспортную систему Российской
Федерации. Современная структура
транспортной сети сложилась под
влиянием технико-экономических
Таблица 1.1
Рост протяженности путей сообщения Железнодорожного транспорта в России (тыс. км). [2, с. 67]
Вид транспорта |
1980г. |
1985г. |
2000г. |
2005 г. |
2009 г. |
Железнодорожные пути, всего |
149,0 |
157,0 |
160,0 |
151,0 |
139,0 |
В том числе: общего пользования |
83,0 |
85,0 |
87,0 |
87,0 |
86,0 |
В целом по России на 1000 км2 приходится 8,1 км железных дорог, в том числе общего пользования — 5,0 км, внутренних судоходных путей — 5,0 км, автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием — более 31 км, магистральных трубопроводов— 12,5 км.
Основное звено транспортной
системы России — железнодорожный
транспорт — обеспечивает около
40% грузооборота и 43% пассажирооборота.
Это обусловлено соответствием
главных магистралей основным транспортно-экономическим
связям, а в также технико-
Информация о работе География железнодорожного транспорта России