Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:30, дипломная работа
Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.
с.
Введение 4
1. Современные тенденции развития и государственное регулирование автомобильной промышленности 7
1.1. Место и значение автомобильной промышленности в экономике РФ 7
1.2. Особенности размещения производительных сил и характерные особенности российской автомобильной промышленности 9
1.3. Характерные черты развития автомобильной промышленности на современном этапе 14
1.3.1. Общие тенденции развития автомобилестроения в РФ 14
1.3.2. Сегмент легковых автомобилей 17
1.3.3. Сегмент грузовых автомобилей 22
1.3.4. Сегмент автобусов 24
1.4. Государственная политика в области автомобилестроения 26
2. Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности 33
2.1. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 33
2.1.1. Повышение конкурентоспособности в производстве автокомпонентов 39
2.1.2. Факторы роста конкурентоспособности отрасли 42
2.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 47
3. Структура российского легкового автомобильного парка 53
3.1. Общие тенденции изменения автопарка 53
3.2. Структура автопарка по производителям 54
3.3. Структура автопарка по возрасту автомобилей 56
3.4. Распределение автопарка по федеральным округам и регионам 58
4. Автомобильная промышленность и автопарк Республики Башкортостан 63
4.1. Автомобилестроение в Республике Башкортостан 63
4.2. Общая структура автопарка Республики Башкортостан 69
4.3. Структура легкового автопарка Республики Башкортостан 70
4.4. Анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ» 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Экономический факультет
Кафедра национальной экономики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
на тему:
«Российская автомобильная промышленность: особенности развития и дальнейшие перспективы»
Выполнил студент 5 курса
дневного отделения
Миргалиев Р.Р. ________
Допускается к защите:
Заведующий
кафедрой
д.э.н.,
профессор
Юсупов
К.Н._________
«____»________200_г.
Уфа - 2006
СОДЕРЖАНИЕ
с.
Введение
1. Современные тенденции
1.1. Место и значение
автомобильной промышленности
1.2. Особенности размещения производительных
сил и характерные особенности российской
автомобильной промышленности
1.3. Характерные черты развития
автомобильной промышленности
1.3.1. Общие тенденции развития автомобилестроения в РФ 14
1.3.2. Сегмент легковых
автомобилей
1.3.3. Сегмент грузовых
автомобилей
1.3.4. Сегмент автобусов
1.4. Государственная политика в области автомобилестроения
2. Обеспечение
2.1. Конкурентоспособность
российского автомобилестроения
2.1.1. Повышение
конкурентоспособности в производстве
автокомпонентов
2.1.2. Факторы
роста конкурентоспособности от
2.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной
промышленности
3. Структура российского
легкового автомобильного
3.1. Общие тенденции
изменения автопарка
3.2. Структура автопарка по
3.3. Структура автопарка
по возрасту автомобилей
3.4. Распределение автопарка
по федеральным округам и
4. Автомобильная промышленность
и автопарк Республики
4.1. Автомобилестроение в Республике Башкортостан 63
4.2. Общая структура
автопарка Республики
4.3. Структура легкового автопарка
Республики Башкортостан
4.4. Анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ» 71
Заключение
Список использованной
литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Автомобильная промышленность — ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации.
Автомобилестроение
Автомобилестроение во многих промышленно развитых странах занимает лидирующие позиции в производстве ВВП и влияет на экономическое и социальное развитие общества. Оно стимулирует развитие межотраслевых взаимоотношений, обеспечивает занятость населения, повышает товарооборот, осуществляет отчисления в государственный бюджет. Автомобильная промышленность оказывает существенное воздействие на уровень экономического роста национальной экономики. Это в полной мере можно отнести и к нашей стране.
Именно этими обстоятельствами определяется актуальность темы исследования данной дипломной работы. Она посвящена изучению факторов роста и путей развития автомобильной промышленности РФ, поскольку отрасль нуждается в инвестициях для модернизации производства и выпуска продукции, способной конкурировать с иностранными автопроизводителями.
Степень разработанности проблем современного автомобилестроения и в частности российского на сегодняшний день высока. Поскольку национальная автомобильная промышленность, в частности легковая, сегодня находится под угрозой исчезновения, варианты решения проблем широко обсуждаются и предлагаются со стороны государства, автопроизводителей, а также экспертов, экономистов, аналитиков. Однако для решения этих задач необходима государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности, на защиту внутреннего рынка, повышение конкурентоспособности отечественной продукции.
Целью настоящей работы является исследование перспектив развития отечественного автомобилестроения.
Для достижения цели работы поставлены следующие задачи:
- проанализировать современные
тенденции развития
- определить основные направления государственной политики в области автомобилестроения;
- выделить факторы
роста конкурентоспособности
- рассмотреть и оценить структуру российского легкового автомобильного парка;
- рассмотреть автомобильную промышленность и автопарк Республики Башкортостан.
Дипломная работа состоит из введения, четырёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, охарактеризована степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, предмет, объект.
В первой главе исследуются
характерные особенности
Во второй главе исследуются вопросы конкурентоспособности российского автомобилестроения, в сравнении с общемировым опытом в этой отрасли, пути повышения конкурентоспособности в производстве автокомпонентов, а также факторы роста конкурентоспособности. Отдельный параграф посвящён особенностям инвестиционного сотрудничества в российской автомобильной промышленности.
В третьей главе охарактеризованы общие тенденции изменения автомобильного парка РФ, доли парка легковых автомобилей по производителям, структура автопарка по возрасту автомобилей, распределение автопарка по федеральным округам и регионам. Также проанализирована структура спроса и предложения на рынке.
В четвёртой главе рассмотрены предприятия, связанные с автомобилестроением в Республике Башкортостан, направление их деятельности. Дана общая структура автопарка Республики Башкортостан, структура легкового автопарка республики, произведён анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ».
Работа иллюстрирована рисунками, таблицами, графиками, диаграммами, приложением.
1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
1.1. МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЭКОНОМИКЕ РФ
Автомобильная промышленность - ведущая отрасль машиностроения, влияющая на процессы экономического и социального развития Российской Федерации. Наличие развитой автомобильной промышленности является важным элементом обеспечения национальной безопасности государства. Во многих странах автомобилестроение является стратегическим сектором экономики, представляющим наряду со смежными и вспомогательными отраслями значительную часть национальной промышленности, обеспечивающим занятость населения и реализующим технологические возможности страны. В Германии, например продукция автомобильной промышленности, составляет около 13,5% общего объема промышленного производства, а в Канаде на автомобили и их комплектующие приходится 30% экспорта страны.
В России доля автомобильной промышленности в ВВП невелика - всего 2% по сравнению с 10% в развитых странах. В мировом производстве автомобилей РФ также занимает пока весьма скромное место, ее доля в мировом производстве автомобилей достигает всего 2,6%. Весь объем производства легковых автомобилей в РФ - лишь чуть более 15% выпуска одного только лидера мирового автомобилестроения - компании "General Motors" [2. С.76].
Автомобильная промышленность по объему производства, а также по стоимости основных фондов является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Свыше 80% перевозимых грузов приходится на автомобильный транспорт.
Подавляющая
часть производства сосредоточена
в старопромышленных районах
европейской части России с высокой
концентрацией перевозок и
Автомобильная промышленность, одна из важнейших отраслей экономики России, дает 31% продукции отечественного машиностроения и потребляет 35% производимой в стране стали, 75% резины. С точки зрения налоговых сборов является третьим по величине, после производства алкогольной и табачной продукции, источником дохода от налоговых поступлений в государственный бюджет. На долю автомобильной индустрии приходится 2,5% валового внутреннего продукта России и свыше 4% доходов государственного бюджета [12. С. 3].
Отрасль играет очень важную роль в российской экономике, будучи одним из самых крупных источников рабочих мест. Производство автомобильной техники осуществляется в тесной кооперации с предприятиями электротехнической, металлургической, химической, электронной, легкой и других отраслей промышленности. Непосредственно в производстве автомобилей занято около 650 тыс. человек. Еще до 5 млн. человек работают в смежных отраслях, поставляющих на автомобильные заводы комплектующие, полуфабрикаты и сырье. Всего, вместе с семьями, это составляет примерно 15—16 млн. человек.
Промышленность опирается на прогресс в основных и прикладных науках и, кроме того, сама является движущей силой для развития технологий.
Функционирование автомобильной промышленности - индикатор способности страны обеспечивать экономический рост и развивать конкурентоспособную рыночную экономику. В России эта отрасль пока медленно развивается под грузом накопившихся проблем, и, прежде всего речь здесь идет о низкой конкурентоспособности российских автомобилей, что является следствием долгой закрытости данного сектора экономики от импорта продукции крупнейших мировых компаний [2. С.77].
Роль автомобильной промышленности в развитии современной цивилизации хорошо известна. Она состоит не только в том, что автомобиль предопределяет образ жизни значительной части населения планеты, но главным образом, в том, что на протяжении нескольких десятилетий автомобильная промышленность являлась локомотивом развития всех наиболее развитых в экономическом отношении государств.