Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:30, дипломная работа
Автомобилестроение представляет собой широкий спектр технологических, производственных и экономических элементов. Автомобильная промышленность не похожа ни на одну из отраслей современного машиностроения по сочетанию конструкционно-технологической сложности каждого изделия с массовыми масштабами производства. Отрасль прямым образом влияет на технический прогресс. Уровень её развития говорит как о платежеспособности населения, так и, об уровне жизни в стране в целом.
с.
Введение 4
1. Современные тенденции развития и государственное регулирование автомобильной промышленности 7
1.1. Место и значение автомобильной промышленности в экономике РФ 7
1.2. Особенности размещения производительных сил и характерные особенности российской автомобильной промышленности 9
1.3. Характерные черты развития автомобильной промышленности на современном этапе 14
1.3.1. Общие тенденции развития автомобилестроения в РФ 14
1.3.2. Сегмент легковых автомобилей 17
1.3.3. Сегмент грузовых автомобилей 22
1.3.4. Сегмент автобусов 24
1.4. Государственная политика в области автомобилестроения 26
2. Обеспечение конкурентоспособности автомобильной промышленности 33
2.1. Конкурентоспособность российского автомобилестроения 33
2.1.1. Повышение конкурентоспособности в производстве автокомпонентов 39
2.1.2. Факторы роста конкурентоспособности отрасли 42
2.2. Инвестиционное сотрудничество в российской автомобильной промышленности 47
3. Структура российского легкового автомобильного парка 53
3.1. Общие тенденции изменения автопарка 53
3.2. Структура автопарка по производителям 54
3.3. Структура автопарка по возрасту автомобилей 56
3.4. Распределение автопарка по федеральным округам и регионам 58
4. Автомобильная промышленность и автопарк Республики Башкортостан 63
4.1. Автомобилестроение в Республике Башкортостан 63
4.2. Общая структура автопарка Республики Башкортостан 69
4.3. Структура легкового автопарка Республики Башкортостан 70
4.4. Анализ деятельности ООО «Уфа – АВТОВАЗ» 71
Заключение 76
Список использованной литературы 80
Рис. 1.6 Самые популярные иномарки в России (в % от всего парка)
В нашем парке присутствуют сегодня практически все известные в мире марки автомобилей – более 120 наименований, от редчайших «Бугатти» (их 4) и «Морганов» (2) до самых распространенных у нас, число которых перевалило за миллион (таких пять – ВАЗ, ГАЗ, «Москвич», «Тойота» и УАЗ) [8 С.109].
3.3. СТРУКТУРА АВТОПАРКА ПО ВОЗРАСТУ АВТОМОБИЛЕЙ
При большом количестве и разнообразии марок и моделей, важна и возрастная структура и состояние автомобилей. Парк страны хоть и обновляется, но, к сожалению, очень медленно. Основная его доля (рис. 1.7) (73,4%) – автомобили старше 7 лет, причем по разным федеральным округам этот показатель меняется – от «самого молодого» Приволжского федерального округа (67%) до «самого пожилого» Дальневосточного (93,8%).
Рис. 1.7 Возраст легковых автомобилей в России
В ходе работы эксперты и аналитики вывели специальный «коэффициент обновления» – соотношение новых автомобилей (в нашем случае – 2004 года выпуска) к общему количеству машин в парке. Так вот, самые высокие темпы обновления парка в Центральном и Уральском округах (коэффициент 6,1), чуть отстают Северо-Западный и Приволжский (5,2), затем идут Южный (3,3), Сибирский (2,5) и замыкает список Дальневосточный (всего 0,4), где парк за прошлый год вырос менее чем на пять тысяч новых автомобилей. Из-за дальневосточников, предпочитающих по вполне понятным причинам любым новым машинам подержанные «праворукие» из Японии, средний по стране коэффициент весьма низкий – 4,7 [8 С.108-109].
3.4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ АВТОПАРКА ПО ФЕДЕРАЛЬНЫМ ОКРУГАМ
Распределение парка легковых автомобилей по федеральным округам пропорционально численности населения (Рис.1.8).
Рис.1.8 Распределение всех автомобилей по федеральным округам страны
Почти треть легковых автомобилей (28,7%) зарегистрирована в Центральном федеральном округе. В «автомобилизированном» Приволжском округе – 19% парка, в Южном федеральном округе – 14,2%. На долю Сибири приходится 12,7% парка. В Уральском округе на учете состоят 8,6% автомобилей. В огромном Дальневосточном округе, как известно, самая маленькая плотность населения в стране, поэтому и зарегистрировано здесь чуть больше 5% автопарка России. Если сравнивать по регионам – по общему количеству впереди столица (рис.1.9), а самый маленький автопарк – в Эвенкийском автономном округе, где числится всего 458 легковых машин.
Продукция АвтоВАЗа традиционно доминирует в парках Южного, Приволжского и Уральского федеральных округов, где она превышает 54%. Приграничные территории, а также регионы за Уралом характеризуются более высокой долей иномарок в парке и, соответственно, более низкой – продукции отечественных автозаводов.
Рис. 1.9 Регионы – лидеры по количеству легковых автомобилей
Если рассматривать отдельно автопарк иномарок, то нужно отметить, в европейской части России зарегистрировано 72,5% всех автомобилей (до Урала). При этом на нее приходится 67,1% российского парка иномарок. В приграничных регионах – Дальневосточном и Северо-Западном федеральных округах – наиболее высокий показатель доли иномарок, соответственно 67 и 37%. Они составляют более 81% парка легковых автомобилей Калининградской области и Приморского края.
Небольшое число иностранных машин зарегистрировано в центре отечественного автостроения – Приволжском округе (лишь 12%), ну а меньше всего их в Ульяновской и Самарской областях (соответственно 5,9 и 8,2%) и Республике Татарстан (9,3%)
Примечательно, что по абсолютным показателям парк иномарок Дальневосточного федерального округа (980 тыс. автомобилей) занимает второе место в России, уступая только Центральному (1,7 млн. автомобилей) и немного опережая Северо-Западный (850 тыс.), причем в Центральном более чем на 50% сформирован за счет Москвы и области. На них, в свою очередь, приходится 71% парка иномарок региона.
Доля праворульных автомобилей составила на конец 2003 года около 28% всех иномарок (за исключением ЗАЗов) или 1,18 млн. шт. По понятным причинам 89% этого парка приходится на Дальневосточный и Сибирский федеральные округа. Доля праворульных здесь соответственно 95 и 75%. В европейской части России (до Урала) этот показатель в среднем около 2%. Отметим, что темпы роста парка праворульных существенно отстают от леворульных и наблюдается устойчивая тенденция к сокращению доли подержанных автомобилей из Японии [3. C.22-27].
Интересные данные приводит аналитический центр ‘‘Ромир’‘, опросивший 500 московских автовладельцев. Результаты опроса таковы: 40% граждан планируют заменить автомобиль в течение ближайших шести месяцев; 15% намерены сделать это в течение года; 35% – в течение двух лет, а 27% – в течение трех. Причем 69% опрошенных предпочитают автомобиль импортного производства.
На сегодняшний день в России более 24 млн. легковых автомобилей. Автопарк с каждым годом стремительно растёт. Пополнение происходит среди отечественных производителей в основном за счёт продукции АВТОВАЗа, среди иностранных автомобилей – в основном за счёт сегмента недорогих новых иномарок, и подержанных из заграницы. Автопарк в целом у нас – возрастной (73% автомобилей старше 7 лет). Постепенное выбытие отечественных автомобилей «пожилого возраста» происходит достаточно медленно. Это связано с тем, что пока государство не вводит повышенных тарифов на возрастные автомобили, не соответствующих принятым экологическим нормам, как принято в практике большинства развитых стран и в связи с недостаточными уровнями доходов некоторых категорий населения (молодёжь, пенсионеры, студенты).
Если оценивать объёмы продаж автомобилей в 2005 году, то согласно предварительной оценке отдела аналитики информационно – аналитического агентства LADAONLINE, доля АВТОВАЗа составила примерно 38-39% поступления парка легковых автомобилей в целом и порядка 45-46% (721000 автомобилей) от рынка продаж новых легковых автомобилей, без учета ввоза подержанных иномарок. Легковые автомобили Волга занимают лишь шестое место по продажам (примерно 53000 автомобилей) Машины корейского автопроизводиделя «Hyundai Motor» стали самыми популярными автомобилями на российском рынке новых иномарок в 2005 году (более 87000) [20].
Предпочтения покупателей при покупке нового иностранного автомобиля отражены в таблице 3.1.
Таблица 3.1.
Самые продаваемые новые иномарки в 2005 году
Марка |
2004 |
2005 |
-/+ |
% |
Hyundai |
50686 |
87457 |
36771 |
73% |
Chevrolet (включая GM-АВТОВАЗ) |
56514 |
66532 |
10018 |
18% |
Toyota |
43867 |
60638 |
16771 |
38% |
Ford |
39241 |
60564 |
21323 |
54% |
Mitsubishi |
30097 |
55148 |
25051 |
83% |
Daewoo |
35398 |
48623 |
13225 |
37% |
Nissan |
28436 |
46485 |
18049 |
63% |
Renault |
16126 |
29177 |
13051 |
81% |
KIA |
19119 |
24671 |
5552 |
29% |
Mazda |
8565 |
21120 |
12555 |
147% |
VW PKW |
7588 |
12007 |
4419 |
58% |
Suzuki |
6685 |
9803 |
3118 |
47% |
Opel |
9153 |
9398 |
245 |
3% |
Peugeot |
8325 |
9251 |
926 |
11% |
Honda |
6009 |
8906 |
2897 |
48% |
Skoda |
5428 |
7535 |
2107 |
39% |
BMW |
4825 |
6338 |
1513 |
31% |
Audi |
4100 |
6115 |
2015 |
49% |
Citroen |
4345 |
5996 |
1651 |
38% |
Volvo |
5048 |
5713 |
665 |
13% |
Lexus |
3559 |
5369 |
1810 |
51% |
Mercedes-Benz PKW |
4029 |
4848 |
819 |
20% |
Subaru |
3733 |
4160 |
427 |
11% |
Источник: [19].
Итак, можно сделать выводы. Сегодня в России происходит бурный рост количества покупаемых автомобилей. Несомненным лидером продаж остаётся АВТОВАЗ со своей продукцией, но его доля постепенно сокращается. Структура спроса – меняется в пользу иномарок. На это есть ряд причин.
1.Некоторые иностранные производители открыли в России свои или совместные автосборочные предприятия в основном не дорогих автомобилей при одновременном свёртывании производства малорентабильных производств отечественных производителей.
2. Ухудшение конкурентных позиций традиционных российских автомобилей выражается в постепенном сближении их цен с ценами на зарубежные аналоги. Разница в цене идёт порой на сотни долларов, при этом уровень комфорта и качество иностранных автомобилей естественно выше.
3. В связи с ростом доходов населения также меняется структура спроса. Покупатели становятся более требовательными. Появляется естественное желание иметь более престижный и надёжный автомобиль, это относится не только к новым, но и подержанным иномаркам. Сегодняшний средний класс больше ориентируется на автомобили иностранного производства в сегменте 10 – 15 тысяч долларов.
4. Рост потребительского
кредитования. По ряду оценок, в
2005 г. объем рынка
4. АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И АВТОПАРК РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
4.1. АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Башкортостан — крупный промышленный регион России с мощным и развитым многоотраслевым промышленным потенциалом. Его индустрия включает в себя более 100 отраслей. В республике среди множества предприятий машиностроения, присутствует отрасль автомобилестроения. Предприятия занимаются не только выпуском автокомпонентов, но и производят автомобильную технику, среди них можно выделить такие как: ОАО "Белебеевский завод "Автонормаль" (ОАО "БелЗАН), ОАО "Нефтекамский автозавод", ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение", ОАО "Салават-стекло" ОАО Машиностроительная компания “Витязь” и др.
Четверть века назад вместе с Нефтекамским автозаводом в Башкирии родилась новая отрасль промышленности — автомобилестроение. В декабре 2000 года завод представил свое новое детище — пассажирский городской автобус «НефАЗ-5299» на шасси КамАЗа. Предприятие первое и единственное в республике начало серийное производство пассажирских автобусов. Открытое акционерное общество "Нефтекамский автозавод" входит в группу предприятий ОАО "КАМАЗ". В числе крупнейших акционеров ОАО "НефАЗ": ОАО "КАМАЗ" (50,02% доля в уставном капитале), Республика Башкортостан (28,50%) [18].
Сегодня ОАО «НефАЗ» — крупнейший в России производитель специализированных надстроек на шасси КамАЗа. Вся самосвальная техника, городские и вахтовые автобусы, а также цистерны для перевозки светлых нефтепродуктов, изготавливаемые на шасси КамАЗа, производятся на Нефтекамском автозаводе.
В структуре ОАО «НефАЗ»
четыре независимых производства. На
первом выпускают автомобили-
Второе занимается выпуском автомобилей, прицепов и полуприцепов-цистерн для перевозки жидких грузов емкостью от 8 до 30 кубических метров. Помимо этого, здесь освоены автомобили, прицепы и полуприцепы-цистерны емкостью от 30 до 34 кубических метров на шасси и седельных тягачах тяжелого, среднего и переходного классов.
На третьем производят кузова на полноприводных шасси для эксплуатации на дорогах 1—5 категорий. По желанию заказчиков завод выпускает пассажирские кузова для перевозки рабочих бригад, грузопассажирские, спально-бытовые, а также кузова под спецоборудование (каротажные станции, диагностические и т.д.).
Производство прицепов
и полуприцепов общетранспортного
назначения и изотермических — четвертое
направление. Здесь изготавливаются
тентованные прицепы и
НефАЗ разрабатывает и производит сельскохозяйственную технику, товары народного потребления, инструменты, оснастку, нестандартизированное оборудование. Большая работа ведется по освоению и выпуску уникальной по производительности и технологии обработки сельскохозяйственной техники: ротационных косилок, граблей - ворошилок и рулонных пресс-подборщиков. Сеноуборочный комплекс пользуется большой популярностью у работников сельского хозяйства.
Немало внимания на заводе уделяется и малому бизнесу. Выпускаются прицепы к легковым автомобилям «Пчелка» грузоподъемностью 250 и 320 кг, передвижные торговые киоски «Коробейник-320». А недавно был выпущен специальный прицеп для перевозки беговых лошадей. Его аналогов в России никто не выпускает, а учитывая традиции поволжского региона, связанные с коневодством, можно себе представить, что этот вид продукции сразу же нашел покупателей.
Экономические показатели завода в последние годы неуклонно улучшаются. Если в 1998 году объем выпускаемой продукции составлял 200 миллионов рублей в год, то в 2005 году объем отгруженной продукции и оказанных услуг составил 4,5 миллиарда рублей. Сегодня на Нефтекамском автозаводе работает более 9 с половиной тысяч человек. К 2005 году завод серийно выпускает семь моделей автобуса - городской, пригородный, междугородный, междугородный в северном исполнении, автобус малого класса, автобус с двигателем, работающим на газе метане и полутораэтажный автобус повышенной комфортабельности "Турист" [22].