Территориальное проектирование и землепользование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:49, шпаргалка

Краткое описание

Территориальное проектирование – это научная и управленческая деятельность, целью которой является рациональное пространственное размещение и сочетание на территории расселения населения, производства, природопользования. Объектами территориального проектирования являются крупные территориальных образования – страны, регионы и их части, а задачей территориального проектирования является определение стратегии их территориального, социально-экономического, экологического развития.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_tpiz.docx

— 60.59 Кб (Скачать файл)

 Без пригородной  зоны город не может эффективно  функционировать и развиваться.  В то же время функционирование  и развитие пригородной зоны  невозможно без города.

В пригородной  зоне промышленные районы формируются  предприятиями III-II класс по санитарной классификации, имеющими большой грузооборот  по автомобильному и железнодорожному транспорту, а также предприятиями  с особыми условиями производства (пожаро-, зрывоопасными).

Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими  жизнедеятельность города. Особо  важное значение имеет сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородных ландшафтов, что достигается соответствующими соотношениями застроенных и открытых пространств.

Пригородная зона служит и зоной отдыха. Получают развитие разные его виды и создается рекреационная инфраструктура, призванная обеспечить нужды отдыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.

 

 

 

  1. Система общественного обслуживания, классификации объектов общественного обслуживания.

 

Система общественного  обслуживания –упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их целенаправленного развития преобразуются в иерархически взаимосвязанные комплексы обслуживания различного уровня и типа.

Объекты и  комплексы обслуживания отдельных  поселений либо систем населенных мест, объединенных общностью выполняемых  функций, объективно складываются или  целенаправленно формируются в  системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания.

Объекты обслуживания населения можно условно поделить на две основные группы:

  • объекты, обеспечивающие населению базовый социально гарантируемый минимум (стандарт) услуг – необходимый состав объектов
  • нелимитируемые коммерческие объекты – дополнительный состав объектов.

Объекты обслуживания, как первичные элементы сфер обслуживания, подразделяются на виды в зависимости  от:

  • способа производства услуг и товаров
  • функционального назначения (предприятия и учреждения)
  • организационно-технологических форм (многопрофильные, специализированные; головные, базовые, рядовые; стационарные, мобильные)
  • характера спроса (уникальные и стандартные, среди последних – избирательные и массовые)
  • частоты пользования (повседневного, периодического, эпизодического)
  • социальной значимости (социальные и коммерческие)
  • охвата территории (внутриселенные, межселенные)
  • форм собственности (государственные, частные, смешанной собственности).

 

 

  1. Организация системы общественного обслуживания и городского центра.

 

Отраслями сферы  общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля, общественное питание, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и  др.

Оптимальный радиус доступности центров микрорайонов составляет 400-500 м (в усадебной застройке  — 800-1000 м). Пешеходная доступность объектов обслуживания повседневного спроса принимается равной 7-15 минут без пересечения улиц.

Посещение центров  жилых районов, комплекс услуг которых  обеспечивает периодический спрос  населения, может обеспечиваться как  на транспорте, так и пешком при  оптимальном радиусе доступности 800-1200 м.

Центры обслуживания должны быть пространственно привязаны  к остановкам и пересадочным узлам  массового пассажирского транспорта. Здесь концентрируются объекты, так называемого, попутного обслуживания, в отличие от объектов, специально посещаемых. Наиболее часто посещаемые объекты обслуживания составляют группу приближенных к жилью услуг, которые  размещаются в жилой застройке.

 

 

  1. Основные виды промышленных объектов.

 

В градостроительной  практике под производственными  предприятиями (объектами) понимается:

1) одно или группа производственных  объектов вместе со связанными  с ними учреждениями обслуживания, инженерно-техническими сетями и  сооружениями;

2) здания и (или) сооружения  в пределах одного производственного  предприятия, где реализуется  технологический процесс по производству  основного продукта.

Здания и  сооружения, формирующие производственные предприятия, делятся вне зависимости  от отрасли производства на следующие  типы: основные производственные здания, здания по обслуживанию производства – складские и административные, бытовые, технические сооружения, специальные  здания. Здания и сооружения каждого  из типов могут быть: наземные, мобильные, подземные, подводные, надводные и  пр.

В зависимости  от выделяемых вредностей и условий  технологического процесса промышленные и сельскохозяйственные предприятия  делятся на классы по санитарной классификации.

Промышленный  квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон транспортными  магистралями, улицами или проездами. В промышленном квартале может располагаться  один или несколько производственных объектов.

Несколько промышленных кварталов, расположенных вдоль  одной коммуникационной оси, формируют  промышленную зону.

Промышленный  узел — группа предприятий с технологически и организационно кооперированным  основным производством, размещенных  на одной площадке и объединенных общими коммуникациями, инженерными  сооружениями и вспомогательным  производством.

Промышленный  район – территория, на которой  смежно

размещены промышленные предприятия  и связанные с ними объекты  на основе территориального объединения.

Технопарк —  обособленная часть территории города, где размещаются объекты, выполняющие  производственные, научные, учебные  функции и представляющие собой  единый комплекс с социально-культурными, бытовыми и управленческими объектами.

Территорию, используемую для размещения предприятий  коммунального, транспортного и  бытового обслуживания населения города, а также складов и складских  комплексов называют коммунально-складской  зоной.

Выделяют  три уровня научно-технической зрелости производства. На низшем уровне находятся  предприятия добывающей промышленности и первичной переработки сырья. Второй, более высокий уровень  научно-технической зрелости, представляют предприятия подетально-узловой  и предметной специализации. К третьему, наиболее высокому уровню научно-технической  зрелости производства относятся головные предприятия производственных объединений, научно-опытные и конструкторские  бюро и т.п.

 

 

  1. Санитарная классификация и размещение промышленных объектов.

 

В зависимости  от выделяемых вредностей и условий  технологического процесса, а также  с учетом мероприятий технологического и технического характера по очистке  вредных выбросов промышленные и  сельскохозяйственные предприятия  делятся на классы по санитарной классификации. В связи с этим устанавливается  величина санитарного разрыва и  санитарно-защитной зоны.

Санитарный  разрыв – расстояние от источника  вредных выбросов в атмосферу  до границы селитебной территории или  другого предприятия. Санитарно-защитная зона – озелененная территория между  границей производственного образования (предприятия, узла, района) и границей селитебной территории, выполняющая  защитную функцию по отношению к  окружающим территориям. Размеры и  форма санитарно-защитной зоны рассчитываются исходя из конкретных выбросов предприятия  или группы предприятий и условий  местности. Наряду с понятием «санитарно-защитная зона» используется понятие загрязненная территория – территория, предназначенная  для компенсации технологических  недоработок при создании безотходных  производств.

Стратегия устойчивого  развития предусматривает постепенный  перевод производственных предприятий  на технологии, обеспечивающие ликвидацию всех видов загрязнений окружающей среды, в результате чего может отпасть  необходимость в организации  санитарных разрывов и санитарно-защитных зон.

 

 

 

  1. Роль промышленных объектов в процессах градоформирования.

 

В градостроительной  практике под производственными  объектами понимается:

1) одно или  группа производственных объектов  вместе со связанными с ними  учреждениями обслуживания, инженерно-техническими  сетями и сооружениями;

2) здания и  (или) сооружения в пределах  одного производственного предприятия,  где реализуется технологический  процесс по производству основного  продукта.

Градоформирующая  роль производства заключается в  том, что предприятия разного  уровня научно-технической зрелости оказывают различное влияние  на социально-демографическую структуру  населения, миграционные процессы, планировочную  структуру поселений.

Выделяют  три уровня научно-технической зрелости производства. На низшем уровне находятся  предприятия добывающей промышленности и первичной переработки сырья. В структуре занятых здесь  преобладают люди исполнительского труда. Второй, более высокий уровень  научно-технической зрелости, представляют предприятия подетально-узловой  и предметной специализации, на которых  возрастает доля творческого труда  и которые играют адаптирующую роль в формировании трудовых ресурсов.

К третьему, наиболее высокому уровню научно-технической  зрелости производства относятся головные предприятия производственных объединений, научно-опытные и конструкторские  бюро и т.п. Здесь преобладает  творческий труд, трудовые ресурсы  в большей мере пополняются в  процессе межгородского обмена. Эти предприятия выполняют генерирующую роль в градоформировании, стимулируя новации общественной жизни, развитие общественных процессов.

Предприятия различных уровней научно-технической  зрелости оказывают разное влияние  на планировочную организацию поселений: от формирования простых структур поселкового  типа (низший I уровень) до сложной функционально-пространственной городской структуры, в которой  ведущую роль выполняет центральная  интегрированная зона города.

 

 

  1. Межселенная транспортная инфраструктура.

 

включает  транспортные коммуникации, сооружения и устройства, обеспечивающие транспортные связи между поселениями и  территориями.

Межселенные транспортные коммуникации включают:

· магистральные  и местные железные дороги, подъездные и внутренние железнодорожные пути горнодобывающих предприятий, карьеров нерудных материалов, лесозаготовительных  и торфодобывающих предприятий

· автомобильные  дороги общего пользования (магистральные  и местного значения) и ведомственные  дороги сельскохозяйственных, лесохозяйственных  предприятий, подъездные дороги промышленных предприятий, а также специальные  прогулочные, экскурсионные дороги рекреационных и туристских районов  – парквеи, велотрассы

· судоходные реки, каналы, морские и речные порты, грузовые причалы и пассажирские пристани, базы маломерных судов

· линии пригородного транспорта, а также вылетные линии городского пассажирского транспорта: метрополитена, трамвая, троллейбуса, выходящие за пределы городов.

По значимости пути сообщения (линии) межселенного транспорта  одразделяют на международные (межгосударственные), общегосударственные (межрегиональные), региональные (внутрирегиональные) и местные (локальные).

Основу межселенной  транспортной инфраструктуры России образуют железные дороги, сеть которых начала складываться во второй половине XIX в. Дополняют их параллельно проходящие автомагистрали.

Сооружения  и устройства межселенной транспортной инфраструктуры включают:

· аэропорты  дальних воздушных сообщений, аэродромы  и вертодромы местных воздушных  линий и  сельскохозяйственной авиации

· городские  аэровокзалы

· железнодорожные  сортировочные станции, грузовые дворы, пассажирские станции с вокзалами, технические станции по обслуживанию железнодорожного пассажирского подвижного состава, локомотивные и вагонные депо

· автовокзалы, автостанции

· грузовые автостанции, терминалы

· обходные и  кольцевые автодороги

· речные порты.

 

 

  1. Транспортная инфраструктура поселений: основные показатели ее развитости.

 

Транспортную  инфраструктуру следует формировать  как единую систему путей сообщения  и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта.

Транспортная  инфраструктура поселений образуется линиями, сооружениями и устройствами городского, пригородного и внешнего транспорта. Основные элементы: сеть улиц и дорог и сопряженная с  ней сеть городского пассажирского  транспорта. Улицы предназначены  для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным  территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций. Дороги – участки улично-дорожной сети с преобладающим движением  транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха

В пределах поселений  может быть представлена  транспортная сеть одного вида транспорта или нескольких видов.

Информация о работе Территориальное проектирование и землепользование