Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 22:49, шпаргалка
Территориальное проектирование – это научная и управленческая деятельность, целью которой является рациональное пространственное размещение и сочетание на территории расселения населения, производства, природопользования. Объектами территориального проектирования являются крупные территориальных образования – страны, регионы и их части, а задачей территориального проектирования является определение стратегии их территориального, социально-экономического, экологического развития.
Без пригородной
зоны город не может
В пригородной
зоне промышленные районы формируются
предприятиями III-II класс по санитарной
классификации, имеющими большой грузооборот
по автомобильному и железнодорожному
транспорту, а также предприятиями
с особыми условиями
Пригородная зона наделяется функциями, обеспечивающими жизнедеятельность города. Особо важное значение имеет сохранение экологического равновесия городской застройки и пригородных ландшафтов, что достигается соответствующими соотношениями застроенных и открытых пространств.
Пригородная зона служит и зоной отдыха. Получают развитие разные его виды и создается рекреационная инфраструктура, призванная обеспечить нужды отдыхающих. Рекреационные потребности населения учитываются при развитии транспортных сетей.
Система общественного обслуживания –упорядоченная совокупность учреждений и предприятий, обеспечивающих предоставление населению услуг и товаров. Системы обслуживания в процессе их целенаправленного развития преобразуются в иерархически взаимосвязанные комплексы обслуживания различного уровня и типа.
Объекты и комплексы обслуживания отдельных поселений либо систем населенных мест, объединенных общностью выполняемых функций, объективно складываются или целенаправленно формируются в системы внутриселенного и (или) межселенного обслуживания.
Объекты обслуживания
населения можно условно
Объекты обслуживания, как первичные элементы сфер обслуживания, подразделяются на виды в зависимости от:
Отраслями сферы общественного обслуживания являются: воспитание, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура, просвещение, искусство, торговля, общественное питание, бытовые и коммунальные услуги, финансово-банковские услуги и др.
Оптимальный
радиус доступности центров
Посещение центров
жилых районов, комплекс услуг которых
обеспечивает периодический спрос
населения, может обеспечиваться как
на транспорте, так и пешком при
оптимальном радиусе
Центры обслуживания должны
быть пространственно привязаны
к остановкам и пересадочным узлам
массового пассажирского
В градостроительной практике под производственными предприятиями (объектами) понимается:
1) одно или группа
2) здания и (или) сооружения
в пределах одного
Здания и
сооружения, формирующие производственные
предприятия, делятся вне зависимости
от отрасли производства на следующие
типы: основные производственные здания,
здания по обслуживанию производства
– складские и
В зависимости от выделяемых вредностей и условий технологического процесса промышленные и сельскохозяйственные предприятия делятся на классы по санитарной классификации.
Промышленный квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон транспортными магистралями, улицами или проездами. В промышленном квартале может располагаться один или несколько производственных объектов.
Несколько промышленных кварталов, расположенных вдоль одной коммуникационной оси, формируют промышленную зону.
Промышленный узел — группа предприятий с технологически и организационно кооперированным основным производством, размещенных на одной площадке и объединенных общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательным производством.
Промышленный район – территория, на которой смежно
размещены промышленные предприятия и связанные с ними объекты на основе территориального объединения.
Технопарк — обособленная часть территории города, где размещаются объекты, выполняющие производственные, научные, учебные функции и представляющие собой единый комплекс с социально-культурными, бытовыми и управленческими объектами.
Территорию, используемую для размещения предприятий коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города, а также складов и складских комплексов называют коммунально-складской зоной.
Выделяют
три уровня научно-технической зрелости
производства. На низшем уровне находятся
предприятия добывающей промышленности
и первичной переработки сырья.
Второй, более высокий уровень
научно-технической зрелости, представляют
предприятия подетально-
В зависимости от выделяемых вредностей и условий технологического процесса, а также с учетом мероприятий технологического и технического характера по очистке вредных выбросов промышленные и сельскохозяйственные предприятия делятся на классы по санитарной классификации. В связи с этим устанавливается величина санитарного разрыва и санитарно-защитной зоны.
Санитарный
разрыв – расстояние от источника
вредных выбросов в атмосферу
до границы селитебной территории или
другого предприятия. Санитарно-защитная
зона – озелененная территория между
границей производственного образования
(предприятия, узла, района) и границей
селитебной территории, выполняющая
защитную функцию по отношению к
окружающим территориям. Размеры и
форма санитарно-защитной зоны рассчитываются
исходя из конкретных выбросов предприятия
или группы предприятий и условий
местности. Наряду с понятием «санитарно-защитная
зона» используется понятие загрязненная
территория – территория, предназначенная
для компенсации
Стратегия устойчивого развития предусматривает постепенный перевод производственных предприятий на технологии, обеспечивающие ликвидацию всех видов загрязнений окружающей среды, в результате чего может отпасть необходимость в организации санитарных разрывов и санитарно-защитных зон.
В градостроительной практике под производственными объектами понимается:
1) одно или
группа производственных
2) здания и
(или) сооружения в пределах
одного производственного
Градоформирующая
роль производства заключается в
том, что предприятия разного
уровня научно-технической зрелости
оказывают различное влияние
на социально-демографическую
Выделяют
три уровня научно-технической зрелости
производства. На низшем уровне находятся
предприятия добывающей промышленности
и первичной переработки сырья.
В структуре занятых здесь
преобладают люди исполнительского
труда. Второй, более высокий уровень
научно-технической зрелости, представляют
предприятия подетально-
К третьему, наиболее
высокому уровню научно-технической
зрелости производства относятся головные
предприятия производственных объединений,
научно-опытные и
Предприятия
различных уровней научно-
включает транспортные коммуникации, сооружения и устройства, обеспечивающие транспортные связи между поселениями и территориями.
Межселенные транспортные коммуникации включают:
· магистральные и местные железные дороги, подъездные и внутренние железнодорожные пути горнодобывающих предприятий, карьеров нерудных материалов, лесозаготовительных и торфодобывающих предприятий
· автомобильные дороги общего пользования (магистральные и местного значения) и ведомственные дороги сельскохозяйственных, лесохозяйственных предприятий, подъездные дороги промышленных предприятий, а также специальные прогулочные, экскурсионные дороги рекреационных и туристских районов – парквеи, велотрассы
· судоходные реки, каналы, морские и речные порты, грузовые причалы и пассажирские пристани, базы маломерных судов
· линии пригородного транспорта, а также вылетные линии городского пассажирского транспорта: метрополитена, трамвая, троллейбуса, выходящие за пределы городов.
По значимости пути сообщения (линии) межселенного транспорта одразделяют на международные (межгосударственные), общегосударственные (межрегиональные), региональные (внутрирегиональные) и местные (локальные).
Основу межселенной транспортной инфраструктуры России образуют железные дороги, сеть которых начала складываться во второй половине XIX в. Дополняют их параллельно проходящие автомагистрали.
Сооружения и устройства межселенной транспортной инфраструктуры включают:
· аэропорты дальних воздушных сообщений, аэродромы и вертодромы местных воздушных линий и сельскохозяйственной авиации
· городские аэровокзалы
· железнодорожные сортировочные станции, грузовые дворы, пассажирские станции с вокзалами, технические станции по обслуживанию железнодорожного пассажирского подвижного состава, локомотивные и вагонные депо
· автовокзалы, автостанции
· грузовые автостанции, терминалы
· обходные и кольцевые автодороги
· речные порты.
Транспортную инфраструктуру следует формировать как единую систему путей сообщения и сооружений внешнего, пригородного и городского транспорта.
Транспортная
инфраструктура поселений образуется
линиями, сооружениями и устройствами
городского, пригородного и внешнего
транспорта. Основные элементы: сеть улиц
и дорог и сопряженная с
ней сеть городского пассажирского
транспорта. Улицы предназначены
для проезда и стоянки
В пределах поселений может быть представлена транспортная сеть одного вида транспорта или нескольких видов.
Информация о работе Территориальное проектирование и землепользование