Денежно-кредитные методы воздействия на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 07:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
- определить сущность денежно-кредитной политики;
- рассмотреть теории денежно-кредитной политики;
- рассмотреть практические аспекты денежно-кредитной политики РФ;
- охарактеризовать основные методы денежно-кредитной политики;
- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5
Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11
1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12
1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13
1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18
ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20
2.1. Основные методы денежно-кредитной политики……………………….20
2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30
ГЛАВА 3. Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36
3.1. Базель 2………………………………………………………………………41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3

ГЛАВА 1. Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства………………………………………………………………………...5

    1. Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели…………………………………………………………….......5
    2. Теории денежно-кредитной политики…………………………………..11

1.2.1. Кейнсианская теория денег……………………………………………..12

1.2.2. Монетаристский подход………………………………………………...13

1.2.3. Теории меркантилизма…………………………………………………..18

ГЛАВА 2. Практические аспекты денежно-кредитной политики государства…………………………………………………………………..….20

2.1. Основные методы  денежно-кредитной политики……………………….20

2.2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на национальное производство РФ ………………………………………………………………30

ГЛАВА 3.  Проблемы, способы и методы решения и направления совершенствования денежно-кредитной политики в РФ……………..………36

3.1. Базель 2………………………………………………………………………41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….……45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………...……47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день в рыночной экономике существует множество социально-экономических проблем, решение которых невозможно без вмешательства государства. Иначе говоря, понятия «рыночная система» или «рыночная экономика» абстрактны, это упрощенная картина действительности, в которой многие ее стороны отсутствуют. Ни когда-либо, ни сегодня нет и не было ни одной страны, экономика управляемая только при помощи рыночного механизма. Вместе с рыночным механизмом всегда использовался и используется сейчас ещё больше механизм государственного регулирования экономики.

В промышленно развитых странах со смешанной экономикой вмешательство государства в  экономику далеко не одинаково. Оно  различается по масштабам регулирования, методам и формам воздействия  государства на экономику, по готовности общества принимать и поддерживать такое вмешательство государства в экономическую жизнь.

Кредитные и финансовые методы государственного регулирования  экономики при их рассмотрении как единное целое образуют денежно-кредитную или иначе монетарную политику государства; под ней понимается «совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивости экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические последствия». Рассмотрению основополагающих аспектов данных методов регулирования экономики и посвящена данная работа.

Из вышеизложенного  определения следует, что денежно-кредитная  политика не является чем-то самодостаточным, она очень тесно связана с другими регулирующими функциями государства (регулированием бюджетно-налоговой политикой, инвестиционной деятельности, системой поддержки малого предпринимательства и т.д.).

Тема, безусловно, актуальна, так как двойственный, в значительной мере неудачный опыт реформирования российской экономики все чаще в последнее время (особенно после финансового кризиса 1998 г.) ставит на повестку дня вопрос о методах и формах проведения денежно-кредитной политики.

Объектом данной курсовой работы являются денежно-кредитные методы, их воздействие на экономику.

Целью данной работы является изучение денежно-кредитных методов государственного регулирования экономики.

Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

- определить сущность  денежно-кредитной политики;

- рассмотреть теории  денежно-кредитной политики;

- рассмотреть практические  аспекты денежно-кредитной политики  РФ;

  - охарактеризовать  основные методы денежно-кредитной  политики;

- раскрыть основные проблемы денежно-кредитной политики РФ;

- рассмотреть основные  направления совершенствования  денежно-кредитной политики.

Постановка и последовательное решение данных задач определяет структуру работы.

Теоретической базой  для исследования послужили труды таких ученых, как: Камаев В.Д., Киселева Е.А., Плотницкий М.И., Архипов А.И., Большаков А.К. и др.

В качестве методов исследования использованы: анализ и синтез, сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  Теоретические концепции денежно-кредитной политики государства

    1. Сущность денежно-кредитной политики государства: понятие, виды, направления, цели

 

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики. Тем самым, он стремится  обеспечить благоприятные условия  для экономического роста и преследует конкретные цели: регулирование темпов роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

   Денежно-кредитная  политика – важная форма участия  государства в регулировании  рыночного процесса. Роль государства в регулировании денежного рынка довольно велика.

Камаев В.Д. отмечает, что «главной задачей денежно-кредитной  политики является достижение поставленных экономической политикой государства  макроэкономических целей: обеспечение  устойчивого роста объема производства, необходимой стабильности цен и эффективной занятости населения» [1, с. 351].

Указанные макроэкономические цели достигаются  в тесном единстве средств денежно-кредитной  политики со средствами, формирующими необходимые пропорции распределения созданного ВНП, соответствующий государственный бюджет, уровень занятости и оплаты труда, внешнеэкономические приоритеты. Денежно-кредитная политика – не единственное средство в руках государства, способствующее реализации поставленных макроэкономических задач.

Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и  денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция).

Плотницкий М.И. справедливо отмечает: «государственный контроль над банковской системой имеет целью укрепить ликвидность кредитно-финансовых институтов, то есть их способность своевременно удовлетворять требования вкладчиков» [5, с. 300]. Это достигается, прежде всего, за счет учетной (дисконтной) политики, операций на открытом рынке, установления норм обязательных резервов.

Архипов А.И. и Большаков А.К.  пишут: «важнейшей задачей центрального банка является обеспечение в  стране  безынфляционного денежного  обращения, что достигается регулированием темпа роста денежной массы в национальной экономике» [6, с. 277].

Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным только в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы и инструменты этого воздействия разнообразны.

Важнейшими инструментами (методами) кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование  обязательной нормы банковского резервирования. Наиболее подробно эти методы рассмотрим в главе 2.

С помощью названных  инструментов центральный банк реализует  цели денежно-кредитной политики: поддержание  на определенном уровне денежной массы (жестокая монетарная политика) или  ставки процента (гибкая монетарная политика).

   Выбор вариантов денежно-кредитной  политики зависит от причин  изменения спроса на деньги. Например, если рост спроса на деньги  связан с инфляционными процессами, уместной будет жесткая политика  поддержания денежной массы. Если необходимо изолировать динамику реальных переменных от неожиданных изменений скорости обращения денег, то, вероятно, предпочтительнее окажется политика поддержания процентной ставки.

Чепурин М.Н. и Киселева Е.А. выделяют две разновидности кредитно-денежной политики [2, с. 461]. Во-первых, мягкую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дешевых денег»), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков. Это обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу.

б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований  и расширить объем кредитования своих клиентов по пониженным процентным ставкам. Это увеличивает денежную массу.

в) снижает обязательную норму банковского  резервирования, что ведет к росту  денежного мультипликатора и  расширению возможностей кредитования экономики.

Следовательно, мягкая кредитно-денежная политика направлена на стимулирование экономики через рост денежной массы и снижение процентных ставок.

Во-вторых, жесткую кредитно-денежную политику (ее называют политикой «дорогих цен»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения, уплачивающих за эти ценные бумаги. Это ведет к сокращению возможностей кредитования коммерческими банками и сокращает денежную массу.

б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований  у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы.

в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая  кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия инфляции.

   Денежно-кредитная  политика имеет довольно сложный передаточный механизм. От качества работы всех его звеньев зависит эффективность политики в целом.

  Колесов В.П. в  учебнике «Экономика» под редакцией  Булатова А.С.  выделяет четыре  звена передаточного механизма денежно-кредитной политики:

1) изменение величины реального предложения денег в результате пересмотра центральным банком соответствующей политики;

2) изменение процентной ставки на денежном рынке;

3) реакция совокупных расходов (особенно инвестиционных) на динамику процентной ставки;

4) изменение объема выпуска в ответ на изменение совокупного спроса (совокупных расходов) [4, с. 485].

   Между изменением  предложения денег и реакцией  совокупного предложения есть  еще две промежуточные ступени, прохождение через которые существенно влияет на конечный результат.

   Очевидно, что  нарушения в любом звене передаточного  механизма могут привести к  снижению или даже отсутствию  каких-либо результатов денежно-кредитной  политики. Например, незначительные изменения процентной ставки на денежном рынке или отсутствие реакции составляющих совокупного спроса на динамику ставки разрывают связь между колебаниями денежной массы и объема выпуска.

Рассмотренные выше примеры  политики «дорогих» и «дешевых»  денег характеризуют дискреционную (гибкую) кредитно-денежную политику. Гибкой она называется потому, что изменяется в соответствии с фазами экономического цикла. Стимулирующая политика проводится в фазе спада, а сдерживающая – в фазе бума.

Воздействуя различными методами, рассмотренными выше, на объем денежной массы и возможности кредитования, Центральный банк влияет на конечный совокупный спрос через ряд последовательных звеньев: денежная масса, норма процента, инвестиции, совокупный спрос, национальный доход.

Таков, в общем виде, механизм воздействия дискретной кредитно-денежной политики государства на изменение инвестиций, занятости и валового внутреннего продукта. Однако, в реальной жизни гибкая монетарная политика порой приводит к непредсказуемым результатам и ее эффективность снижается как результат развития побочных процессов.

В стремлении добиться стабилизации экономики Центральные банки  сталкиваются с дилеммой: что именно выбрать в качестве инструмента  монетарной политики – контроль над  денежным предложением (таргетирование денежной массы) или контроль над динамикой процентной ставки. Так, в стремлении стабилизировать процентную ставку, государство должно отказаться от каких-либо строгих ориентиров прироста денежного предложения, и увеличивать денежную массу для снижения ставки процента до желаемого уровня. Напротив, ЦБ придется ограничивать предложение денег для повышения процентной ставки до целевого уровня. Если же приоритетной задачей ставится поддержание стабильного прироста денежного предложения на всех фазах экономического цикла, то ЦБ должен допустить колебания процентной ставки. Невозможность одновременного контроля денежного предложения и уровня процентной ставки называется дилеммой целей кредитно-денежной политики.

Недостатками дискреционной  кредитно-денежной политики, по мнению представителей монетаризма, не будет страдать недискреционная, или так называемая «политика по правилам». Ее смысл сводится к сформулированному сторонниками названной школы монетарному правилу: масса денег в обращении должна ежегодно увеличиваться темпами, равными потенциальному росту реального ВВП. Однако, строгое следование этому правилу «связывает руки» правительству и препятствует проведению краткосрочной кредитно-денежной политики Центрального банка, и поэтому монетарное правило ни в одной из стран с рыночной экономикой не было одобрено в законодательном порядке.

Информация о работе Денежно-кредитные методы воздействия на экономику