Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 16:50, курсовая работа
Основа стабильности денежной системы заключается в равенстве спроса на деньги и их предложения. Но в современном мире такое равновесие постоянно нарушается в силу различных причин. Это ведет к негативным последствиям как для экономики в целом, так и для отдельных граждан. В таком случае вмешивается государство, которое проводит политику по выравниванию денежной ситуации. Кроме того, такая денежно-кредитная политика является важнейшим инструментом в макроэкономике.
В развитии денежного рынка
в республике можно выделить несколько
временных этапов. Политика, проводимая
в 1992—1994 гг., имела серьезные просчеты,
которые объяснялись прежде всего
нестабильностью экономики и
недостатком опыта денежно-
В целях снижения инфляции
Национальный банк с конца 1994 г. начал
проводить жесткую денежно-
С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка. В результате только за 1997 г. денежная масса в национальной валюте выросла почти в 2 раза, а темп ее прироста практически трехкратно превышал установленные параметры. В 1998—1999 гг. продолжилась масштабная кредитная поддержка жилищного строительства и АПК, которая в основном обеспечивалась за счет эмиссионных кредитов Национального банка. В 1998 г. объем этих кредитов в 3,7 раза превысил планируемый. В таких условиях стало невозможным удерживать единый обменный курс белорусского рубля, и в 1998 г. был введен режим множественности его обменного курса. Несмотря на определенные попытки стабилизации денежно-кредитной сферы, предпринимаемые Национальным банком в 1999 г., денежная масса продолжала возрастать быстрыми темпами (объем денежной эмиссии превысил установленные параметры в 2,5 раза), что привело к росту цен. В 1997 г. индекс потребительских цен составил 163,1 %, в 1998 г. — 281,75, а в 1999 г. достиг 351,2 %.
Вместе с тем произошли
положительные сдвиги в структуре
денежной массы: увеличилась доля срочных
депозитов. В 1999 г. была ликвидирована
множественность валютных курсов. Кроме
того, политика «дешевых денег» обеспечила
стимулирование деловой активности
субъектов хозяйствования и способствовала
тем самым экономическому росту.
С 1996 г. в республике наблюдаются
положительные темпы роста
Начиная с 2000 г. и по настоящее
время Национальный банк проводит умеренно
жесткую денежно-кредитную
Уже в 2000 г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой. В результате проводимых мер индекс потребительских цен в 2000 г. упал до 207,5 %.
В 2001—2004 гг. Национальный банк продолжал последовательно снижать устанавливаемые ежегодно пределы темпов роста денежной массы. Учетная политика была по-прежнему ориентирована на обеспечение положительных реальных процентных ставок. При этом величина номинальных ставок постепенно уменьшалась (ставка рефинансирования упала со 175 % в феврале 2000 г. до 17 % на начало 2005 г.), что объяснялось неуклонным снижением инфляции в эти годы. В 2001 г.индекс потребительских цен составлял 146,3 %, в 2002 г. — 134,8%, 2003 г. — 125,4%, в 2004 г. — 118,1 %.
Начиная с 2000 г. сложился механизм
усредненного формирования банками
обязательных резервов, который используется
и в настоящее время. Он предполагает
выполнение банками резервных требований
путем поддержания средней
Для регулирования денежной массы Национальный банк использовал и операции на открытом рынке, которые осуществлялись в основном с государственными краткосрочными облигациями и собственными ценными бумагами. Проводились как прямая покупка-продажа ценных бумаг, так и операции РЕПО.
Начиная с 2004 г. контрольным
показателем денежно-кредитной
Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2005 г. была направлена на содействие последовательному снижению инфляционных процессов в стране. Индекс потребительских цен за 2005 год составил 110,3 %.
Основные направления денежно-кредитной политики на 2006 г. сохраняют неизменными принципы политики, выработанной в предыдущие годы.. Конечной целью денежно-кредитной политики в 2006 г. является снижение инфляции до 7—9 % прироста индекса потребительских цен.
Основным промежуточным целевым ориентиром остается официальный обменный курс белорусского рубля по отношению к российскому (его колебания не должны превышать ±2%). При этом, как и в 2005 г., Национальный банк будет ограничивать колебания белорусского рубля к доллару США. Наряду с данными показателями будет использован показатель активной рублевой денежной массы (ее прирост прогнозируется на уровне 24—29 %).
В 2007-2008 гг. сохранилась тенденция к снижению уровня нормативов отчислений в фонд обязательного резервирования. Укреплению банковской системы будет способствовать прирост собственного капитала банков на 13—17 %.
В январе - июле 2009 года денежная масса увеличилась на 95% до 13,318 трлн. белорусских рублей (1 доллар - 3 005 белорусских рублей) на 1 августа.
По данным на 1 августа, денежный мультипликатор (отношение денежного агрегата М2 к денежной базе) составил 1,88 против 3,04 на 1 января 2010-го и 2,64 на 1 августа 2009 года.
В 2009 году денежная база в Белоруссии сократилась на 11,3% до 6,83 трлн. белорусских рублей на 1 января 2010-го.
Примечание – Источник: [10].
Функционирование денежного рынка Республики Беларусь
В Республике Беларусь функционирует двухуровневая банковская система. Она включает Национальный банк Республики Беларусь, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков.
В настоящее время на территории Республики Беларусь действуют 31 коммерческий банк, в основном это ОАО и ЗАО.
Примечание – Источник: [10].
В Банковском кодексе Республики Беларусь определены следующие основные цели деятельности Национального Банка: защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Национальный банк выполняет ряд важнейших функций: разрабатывает совместно с правительством и проводит в жизнь денежно-кредитную политику; осуществляет эмиссию денег и регулирует денежное обращение, кредитует банки, регулирует кредитные, валютные отношения; организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанковских расчетов; осуществляет эмиссию собственных ценных бумаг; консультирует, кредитует и выполняет функции финансового агента Правительства Республики Беларусь; выдает лицензии и осуществляет надзор за юридическими лицами, занимающимися кредитно-финансовой деятельностью; создает золотовалютные резервы, в том числе золотой запас, управляет ими и выполняет целый ряд других операций.
Банки второго уровня (коммерческие банки) осуществляют следующие основные банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц на вклады (депозиты); размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности; открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Крупнейшими банками в республике являются «Беларусбанк», «Внешэкономбанк», «Белагропромбанк». Однако кредитная система Республики Беларусь далека от совершенства: практически нет специализированных банков, достаточно много небольших, неустойчивых банков, не развита сеть небанковских кредитно-финансовых организаций.
Примечание – Источник: [7, с.397].
Межбанковские расчеты в Республике Беларусь осуществляются в системе BISS, являющейся основным функциональным компонентом автоматизированной системы межбанковских расчетов Национального банка (далее – АС МБР). BISS (Belarus Interbank Settlement System) – система межбанковских расчетов, функционирующая на валовой основе, в которой в режиме реального времени осуществляются расчеты по срочным и несрочным денежным переводам, а также расчеты по результатам клиринга в смежных системах (по сделкам купли–продажи ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок, по операциям с использованием банковских пластиковых карточек). Обязательным условием для осуществления расчетов через систему BISS является установление корреспондентских отношений с Национальным банком путем заключения договора и открытия корреспондентского счета в Национальном банке.
Примечание – Источник: [10].
Республика Беларусь в
прошлом году дебютировала на рынке
еврооблигаций (на сумму $1 млрд), а также
впервые вышла с
Примечание – Источник: [3].
Председателем Правления Национального банка в настоящее время назначена Надежда Ермакова.
Проблемы денежного рынка Республики Беларусь
Параметры денежного предложения в январе-сентябре 2011 г. формировались под влиянием инфляционных и девальвационных ожиданий экономических агентов, роста их кредитных заимствований, поведения населения на валютном и депозитном рынках, его повышенной активности на розничном рынке товаров и услуг в апреле-сентябре текущего года. В результате динамика агрегатов совокупной денежной массы с начала 2011 года характеризовалась увеличением наличных денег в обороте и рублевых депозитов юридических лиц при снижении их депозитов в иностранной валюте. Физические лица несколько снизили свои срочные инвалютные и рублевые депозиты. Проведенная в мае 2011 г. корректировка обменного курса белорусского рубля к иностранным валютам повлияла на рост валютной составляющей широкой денежной массы в рублевом эквиваленте.
На фоне ускорения инфляционных процессов с начала 2011 г. Национальным банком были предприняты меры по ужесточению монетарных условий, включая повышение ставки рефинансирования и ставок по операциям Национального банка, и как следствие, процентных ставок на денежном рынке.
В целях оперативного реагирования
на изменение текущей
Денежно-кредитная политика
Республики Беларусь направлена на формирование
условий стабильного
Однако текущая ситуация в стране резко отличается от радужных прогнозов, которые были представлены в «Основных направлениях денежно-кредитной политики» Республики Беларусь на 2011 г. Такой вывод можно сделать исходя из статистических данных, приведенных во второй главе.
Изменение курса белорусского
рубля к иностранным валютам
и к доллару США в частности
вследствие того, что Правительство
Республики Беларусь 24 мая 2011 г. признало
наличие кризиса и уценило
белорусский рубль на 56% к доллару
привело в течение следующих
месяцев к резкому
Белорусский рубль значительно потерял функцию меры стоимости и средства расчета. Функцию средства сбережения он практически потерял еще в 2009 году.
Возможны варианты решения данной проблемы:
жесткая привязка к стабильной валюте;
переход на валюту другого государства (например, российский рубль);
выпуск новой национальной валюты под обеспечение такой экономической и финансовой политики, которая не требует периодических девальваций;
девальвация рубля до определенного значения и последующая деноминация.
Во второй день торгов на единой сессии Белорусской валютно-фондовой биржи курс доллара cнизился на 20 рублей до уровня 8660 рублей. По итогам торгов в первый день единый курс белорусского рубля по отношению к доллару США был установлен на уровне Br8680 за $1.
Информация о работе Денежный рынок, проблемы его становления и устойчивого функционирования