Занятость и безработица в аграрном секторе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2014 в 12:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотрение вопроса занятости и безработицы в аграрном секторе экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать экономическую сущность и содержание сельского рынка труда;
2. Проанализировать занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными;
3. Рассмотреть направления стимулирования занятости сельского населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1 Экономическая сущность и содержание сельского рынка труда……4
1.1 Сельский рынка труда и особенности его функционирования в современной России………………………………………………………………………………...4
1.2 Основные проблемы занятости на селе и направления совершенствования его организации……………………………………………………………………...8
ГЛАВА 2 Занятость на селе и ресурсное обеспечение организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………15
2.1 Развитие сельских подворий и преодоление сельской безработицы…….…15
2.2 Оценка ресурсного обеспечения организации малого бизнеса сельскими безработными…………………………………………………………………….…18
ГЛАВА 3 Направления стимулирования занятости сельского населения……..24
3.1 Основные причины безработицы на селе…………………………………….24
3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

Вложенные файлы: 1 файл

Безраб на селе 2012docx.docx

— 184.46 Кб (Скачать файл)

Обеспечение продуктивной занятости  – это главный рычаг преодоления  массовой бедности, которая локализуется в сельской местности и во многом в семьях, где есть безработные. При  удельном весе сельского населения 26% в сельской местности проживает 40% всех российских бедных.

В 2010 г. Минздравсоцразвития РФ приступило к проведению эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим на основе социального контракта. Помощь оказывается на период от трех до шести месяцев в размере  дефицита дохода до прожиточного минимума и может быть использована в основном на организацию и развитие производственной деятельности семьи. Но как на эти  средства и за такой короткий срок можно создать либо расширить  какое-либо производство, если семья  недоедает, не удовлетворяются самые  насущные потребности домохозяйства?

Вызывает недоумение и такая  позиция подготовленных Минздравсоцразвития  РФ рекомендаций по проведению данного  эксперимента: если безработный –  член малоимущей семьи – получил  субсидию на организацию своего дела, то такая семья не может рассчитывать на помощь по социальному контракту. То есть или субсидия, или пособие  по бедности. Другой альтернативы нет. Думается, такой подход не может  принести положительный результат  ни в борьбе с безработицей, ни в  борьбе с бедностью. Для преодоления  этих социальных пороков, ускорения  экономического роста и социальной стабилизации в сельских территориях  необходим межведомственный подход, другие ресурсы и более эффективные  организационно-экономические механизмы  их распределения

 

3 Направления стимулирования занятости  сельского населения

 

3.1 Основные причины безработицы на селе

 

Сфера занятости населения является первоочередным и наиболее ярким  катализатором финансового и  экономического кризиса. Анализ данных проводимого Минздравсоцразвития  России мониторинга ситуации на рынке  труда свидетельствует о том, что в сфере сельскохозяйственной занятости негативные процессы протекают  более интенсивно, чем в среднем  по экономике.

Можно выделить три основные причины  широкомасштабной безработицы на селе. Первая – это структурная несбалансированность спроса и предложения рабочей  силы по профессионально-квалификационному  составу. Вторая – крайне низкая заработная плата на вакантных рабочих местах, не обеспечивающая даже простого воспроизводства  работника. И третья причина – неразвитость в сельской местности несельскохозяйственной деятельности.

За период с 4 марта 2009 г., когда начался  мониторинг рынка труда, по 28 июля 2012 г. количество сельскохозяйственных организаций, в которых началось массовое высвобождение работников, увеличилось в 4,4 раза, тогда как в целом по Российской Федерации – в 3,3 раза и достигло соответственно 8,9 и 1,7%. Опережающими темпами растет в отрасли и численность работников организаций, в которых осуществлялось высвобождение работников по инициативе администрации. За 2 года анализируемых года в сельском хозяйстве она увеличилась в 3 раза, тогда как по всем видам экономической деятельности – только в 1,8 раза (табл. 15).

Вместе с тем, необходимо отметить, что за период наблюдения численность  уволенных из сельхозорганизаций увеличилась  в меньшей мере (в 5,1 раз), чем общая  численность уволенных (в 5,5 раза). Этот на первый взгляд противоречивый факт объясняется достаточно просто: в  отрасли шел более масштабный процесс перевода лишних рабочих  рук в запас посредством определенных административных регуляторов, к которым  относятся: простои, сокращение рабочего времени по инициативе администрации, отправка в отпуск без сохранения содержания.

Эти манипуляции позволяют сдерживать массовые увольнения и рост открытой безработицы на селе.

 

Таблица 15 - Данные мониторинга рынка труда в Российской Федерации 

 

Показатели  

4.03.2010

30.12.2011

28.07.2012

Количество организаций, участвующих  в мониторинге, - всего

 

25688

 

68845

 

84954

к общему количеству организаций, %

0,5

1,4

1,7

из них сельхозорганизаций

1197

4080

5252

к их общему числу, %

2,0

6,9

8,9

Среднесписочная численность работников - всего, тыс. человек

 

8884,7

 

13634,1

 

15557,6

из них в сельхозорганизациях, тыс. человек

166,9

413,4

499,7

Численность уволенных с начала высвобождения - всего, тыс. человек

 

234,2

 

870,3

 

1289,3

из них из сельхозорганизаций

5,6

18,3

28,8


 

 

Так, в сельскохозяйственных организациях за 2010 г. в 8 раз выросли простои по вине работодателя, в 6 раз увеличилась численность работников, работающих неполное рабочее время по инициативе администрации, и почти вдвое выросло количество работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации. При этом в целом по экономике простои сократились, а число работающих неполное время и отправленных в вынужденные отпуска увеличилось в 1,7 раза. Искусственное сдерживание высвобождения избыточной рабочей силы отрицательно сказывается на уровне заработной платы работников сельскохозяйственных организаций.

В 2011 г. по мере стабилизации финансово-экономической ситуации проявления скрытой безработицы и массовые увольнения стали затухать. Но в сельхозорганизациях эти процессы идут медленнее, чем по экономике в целом (табл. 15).

 

Таблица 15 - Вынужденная неполная занятость в организациях, участвующих в мониторинге рынка труда в Российской Федерации, тыс. человек 

 

Показатели  

4.03.2010

30.12.2011

28.07.2012

Работники, находящихся в простое  по вине работодателей – всего

 

209,4

 

202,0

 

69,8

из них в сельхозорганизациях

0,3

2,5

1,8

       

Работники, работающих неполное рабочее  время по инициативе администрации  – всего

 

 

475,5

 

 

1296,9

 

 

598,4

из них в сельхозорганизациях

9,8

56,4

40,7

Работники, которым были предоставлены  отпуска по инициативе администрации  – всего

 

 

87,2

 

 

149,2

 

 

48,1

из них в сельхозорганизациях

3,2

6,0

4,8


 

 

Вследствие искусственного сдерживания  увольнений в сельхозорганизациях  в 2009-2010г г. темпы роста открытой безработицы в сельской местности были намного ниже, чем в городской. Если численность безработных горожан в экономически активном возрасте увеличилась на 42%, то прирост численности безработных сельчан составил 18,8%.

 

 

 

 

Таблица 16 - Численность безработных и уровень общей безработицы в экономически активном возрасте (в среднем за год) 

 

Показатели  

Безработные, тыс. чел.

Уровень безработицы, %

Городское население 

2009

2979

5,2

2010

4219

7,5

Сельское население 

2009

1813

9,6

2010

2154

11,3


 

 

Тем не менее, уровень безработицы  на селе в 1,5 раза выше, чем в городе. Невостребованное рынком труда предложение  рабочей силы на селе за год увеличилось  с 1,8 млн до 2,2 млн человек. На селе уровень общей безработицы в  экономически активном возрасте (15-72 лет) превысил критическую массу, которая, по международным оценкам, составляет 10%, и достиг 11,3%, тогда как в  городе он значительно ниже предельно  допустимой черты – 7,5% .

 

3.2 Направления стимулирования альтернативной занятости на селе

 

Для решения проблемы занятости  сельского населения необходимо, прежде всего, при пролонгации Государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. и разработке аналогичных региональных программ провести балансовые расчеты планируемого количества рабочих мест в отрасли в разрезе их профессионально-квалификационной структуры, которые покажут, какая часть трудовых ресурсов села будет востребована аграрным сектором. Избыточная рабочая сила должна найти применение в альтернативной сфере деятельности.

С переходом отечественного сельского  хозяйства к новому технологическому укладу и повышением производительности труда сокращение занятости в  агросфере становится неизбежным. И  чтобы сохранить село как подсистему общества, выполняющую не только производственную, но множество других важных общенациональных функций, необходимо диверсифицировать  его экономику путем стимулирования несельскохозяйственной деятельности. По этому пути идут все развитые страны. В странах Европейского союза, США, Китая и других успешно реализуются  специальные программы развития на селе несельскохозяйственной деятельности.

В России практически первый шаг  в направлении стимулирования альтернативной занятости на селе предпринят в Государственной  программе «Развитие сельского  хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия на 2008-2012 гг.».

В ней предусмотрена выдача из федерального и региональных бюджетов субсидий на погашение части процентной ставки по кредитам, полученным сельскохозяйственными и другими организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами на организацию первичной и последующей промышленной переработки агропродукции.

Субсидированные кредиты предусмотрены  также на развитие в сельской местности  туризма, народных промыслов и ремесел, торгового, бытового и социально-культурного  обслуживания, заготовки и переработки  дикорастущих плодов и ягод, лекарственных  растений и другого недревесного сырья. Получателями этих кредитов являются личные подсобные и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Что  касается практической реализации этих мер, то пока она незначительна. Недостаточно и самих мер, предусмотренных  в Госпрограмме, чтобы ощутимо  ускорить диверсификацию сельской экономики.

Учитывая большой мультипликативный  эффект для общенациональных интересов, нужен мощный «локомотив», чтобы  сдвинуть с места решение этой, на первый взгляд, чисто сельской проблемы. Дополнительный пакет мер по диверсификации сельской экономики и расширению сельского рынка труда предложен  в проекте федеральной целевой  программы устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года, который был подготовлен по заказу Минсельхоза России Центром социальной политики и мониторинга сельского  развития ВНИИЭСХ в 2010 г.

В этом пакете предусмотрены меры:

- по расширению круга получателей субсидированных кредитов на развитие несельскохозяйственной деятельности на селе;

- введению налоговых и таможенных льгот для хозяйствующих субъектов, открывающих несельскохозяйственное дело;

- воссозданию на селе промысловой кооперации;

- правовой регламентации открытия агрохолдингами и другими интегрированными бизнес-структурами, ведущими сельскохозяйственное производство, рабочих мест в несельскохозяйственной сфере для трудоустройства высвобождаемых работников.

В пакете мер предусмотрены также  преференции в государственной  поддержке регионам с особо напряженной  ситуацией на сельском рынке труда.

Одним из наиболее перспективных направлений  развития малого бизнеса в несельскохозяйственной сфере сельской местности является агротуризм.

 Агротуризм в России с  ее огромным природным и культурным  потенциалом находится в начале  пути. Его развитие не только  будет способствовать снижению  напряженности на сельском рынке  труда, но и принесет значительные  экономические выгоды как самим  селянам, так и государству.

Информация о работе Занятость и безработица в аграрном секторе России