Корпоративные конфликты в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2014 в 20:42, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является разработка теоретических основ корпоративного конфликта.
Исходя из вышеуказанной цели, был определён круг задач, решение которых легло в основу настоящего исследования, а именно:
-- определить критерии корпоративного конфликта;
-- дать определение понятия «корпоративный конфликт»;
-- исследовать динамику корпоративных конфликтов;
-- установить и проанализировать причины возникновения корпоративных конфликтов;
-- предложить критерии классификации корпоративных конфликтов;
-- рассмотреть способы разрешения корпоративных конфликтов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНЫЕ КОНФЛИКТЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 6
1.1.Понятие, участники, типы корпоративных конфликтов 6
1.2. Причины и логика корпоративных конфликтов 14
1.3. Классификация корпоративных конфликтов 22
ГЛАВА 2. СРЕДСТВА РАЗРЕШЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ 32
2.1. Положительная дивидендная политика 32
2.2. Защита от агрессивной скупки компании 36
2.3. Кодекс корпоративного поведения 46
2.4. Реорганизация компании 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Вложенные файлы: 1 файл

123.doc

— 485.00 Кб (Скачать файл)

Логику захвата предприятия можно представить следующей схемой, представленной на рисунке 2. Перехват управления и смена руководства являются ключевым моментом в захвате предприятия; для этого может использоваться либо процедура банкротства, либо защита прав акционеров, причем исход судебных решений, как правило, заранее известен. Логика действий также зависит от того, преследуются долгосрочные или краткосрочные интересы.

Для реализации долгосрочных выгод необходимо получение прав собственности; на схеме отражены основные, часто весьма сомнительные, способы достижения этой цели. Получение краткосрочных выгод является наиболее вредным и разрушительным для экономики. К ним относятся как просто распродажа активов с целью элементарного обогащения, так и перехват управления как средство шантажа - для возврата долгов, для получения отступных, либо, если здесь задействованы непосредственно региональные власти, с целью получения более эффективного контроля над социальными благами или электоратом градообразующих предприятий.

 

Рисунок 2. Логика захвата предприятия9

Естественно, мотивация  захватчиков держится в тайне, поэтому  о том, в каких случаях захват производится с долгосрочной стратегией, мы можем узнать только по результату. Однако логично предположить, что  к таким случаям относятся  захваты предприятий, которые либо необходимы для создания вертикально интегрированных холдингов, либо дают стабильную экспортную выручку, либо имеют потенциально стабильный рынок. Например, Ленинградский Металлический завод или «Электросила». В контексте реформы энергетической системы они стали очень привлекательными для стратегических долгосрочных инвесторов, которые, скорее всего, будут более эффективны, чем те, которые были раньше.

Какое влияние на экономику оказали  корпоративные конфликты и каковы будут последствия так называемого четвертого передела собственности  еще предстоит узнать. Пресса, как правило, подразумевает, что последствия негативные. Они действительно таковы в том, что касается авторитета судебной и правовой системы, развития коррупции в государственных органах, международной репутации российского бизнеса (вспомним иски Михаила Живило и Джалола Хайдарова в суд Нью-Йорка)10.

Вместе с тем многие исследования показывают, что наличие интенсивных  корпоративных конфликтов и угроза прихода мощных аутсайдеров оказывают дисциплинирующее воздействие на менеджмент, стимулируют реструктуризацию и оказывают оздоравливающее влияние. Кроме того, сами захваты предприятий часто являются более дешевым способом перераспределения прав собственности, чем если бы это происходило в условиях развитого фондового рынка. Конечно, активы достаются не тем, кто является более эффективным собственником, а тем, кому доступен административно-силовой ресурс. Им еще придется доказать свою эффективность. Можно выделить три способа использования публичной информации в контексте корпоративных конфликтов.

Первый применяется, когда существует стремление изменить рыночную ситуацию: либо снизить стоимость активов, которые кто-то стремится поглотить, либо повысить ее, если речь идет о выгодной продаже, или если есть недружественное предприятие, заинтересованное в снижении стоимости актива. Имея информацию о потенциальной скупке акций со стороны сильной финансово-промышленной группы, вброс соответствующей информации, то есть позитивной информации или информации о готовящейся сделке, будет прямым инструментом повышения цены акций.

Второй способ - это использование  публичной информации как инструмента  захвата либо защиты от захвата. То есть это создание негативного мнения у трудового коллектива, у региональных властей и у местного населения - либо в отношении захватчика, либо в отношении жертвы.

И, наконец, третий распространенный способ использования СМИ - это корпоративный  шантаж, или «гринмейл». Схемы тут  могут быть очень различные, но общий момент состоит в том, что некий акционер - это может быть даже миноритарный акционер - чинит различные трудности, включая постоянный вброс негативной информации о том предприятии, которым он владеет, для того чтобы повысить отступные и потом дороже продать свой пакет акций.

1.3. Классификация корпоративных  конфликтов

Известно, что главной  целью любой предпринимательской  деятельности (а акционера мы рассматриваем  как предпринимателя, занимающегося  инвестиционной деятельностью) является получение прибыли. В общем случае достичь этой желанной цели можно любым из следующих способов:

-  получить часть чистой прибыли  компании в виде дивиденда; 

-  получить доход от хозяйственных  операций компании в тех случаях,  когда акционеры имеют возможность  руководить действиями компании;

- получить маржу в виде разницы  между ценой продажи и ценой  приобретения ценных бумаг; 

- получить определенную сумму  «отступного» за отказ или  вознаграждение за совершение  определенных действий.11

Если в первом случае акционер занимает пассивную позицию и надеется, что совет директоров вынесет на решение общего собрания акционеров вопрос о выплате дивидендов в достаточном размере, то явного конфликта между таким акционером и компанией пока еще нет. Но, как только акционер начнет активно требовать принятия решения о выплате дивиденда, так сразу у него формируется стремление контролировать такую часть акций общества, которая могла бы повлиять на принимаемые обществом решения, могла бы обеспечить место (места) в органах управления компанией.

Если действия такого акционера оказываются успешными  и он самостоятельно, или в составе  группы лиц приобретает контроль (хотя бы частично) над компанией, то в подавляющем большинстве случае современной российской действительности он (они) предпочтут иной способ получения финансовой выгоды, нежели получение дивиденда (который может быть выплачен только после уплаты компанией соответствующих налогов).

Все это уже известно, процесс осознания невыгодности получения дивидендов, если имеется  иной способ получения коммерческой выгоды, уже пройденный этап нашей корпоративной истории, а возврат к получению дивиденда, как основному и легальному способу получения коммерческой выгоды собственниками компании, еще впереди, в будущем, надеюсь, что не очень далеком.

Таким образом, от получения дивидендов, как способа получения легального дохода, мы переходим к получению коммерческой выгоды от хозяйственной деятельности компании, не всегда безупречной с точки зрения налогового (в первую очередь) законодательства. Но получение выгоды от хозяйственной деятельности компании практически невозможно, если сами собственники компании не являются одновременно ее исполнительным органом. Только имея право совершать сделки от имени общества, и, одновременно, в качестве собственника предприятия, контролируя свою же деятельность, можно совершать практически любые действия, кроме тех, которые преследуются в уголовном порядке.

Поэтому ключевой вопрос корпоративных конфликтов нашего времени: кто будет стоять «у руля» компании, кому будет принадлежать вся полнота власти. Конечно, чем крупнее компания, тем сложнее собрать контрольный пакет акций в одних руках, тем чаще приходится договариваться совладельцам между собой и тем публичнее деятельность такой компании. Такие компании намного ближе к принятому во всем цивилизованном мире типу корпоративных отношений.

Но  сегодня огромное число российских акционерных обществ  с числом акционеров от единиц до нескольких тысяч находятся в состоянии  борьбы собственников за кресло генерального директора общества. На значительное число компаний различного уровня «положили глаз» акулы современного российского бизнеса, которые желали бы тем или иным способом управлять захватываемыми компаниями.

Шантаж, как средство борьбы, которую ведут акционеры, не управляющие компанией, может иметь целью продажу акций по более высокой цене или получение «отступного». Отметим, что доход, получаемый от разницы между ценой приобретения и ценой продажи ценных бумаг, может зависеть от результата действий по корпоративному шантажу, когда само общество или его мажоритарные собственники готовы приобретать ценные бумаги своего оппонента только для того, чтобы прекратить его агрессивную деятельность.

В другом случае, цена акций  может возрастать по объективным  причинам (например, после объявления о выплате годового дивиденда), после обнародования планом инвестирования в производство и т.п. В этих случаях мы приближаемся к западной модели цивилизованных корпоративных отношений и, когда-нибудь, непременно, этих отношений достигнем.

Однако, когда агрессор имеет целью захватить компанию, то в ход идут любые методы, в том числе и методы корпоративного шантажа, поскольку платой за прекращение шантажа может быть, например, место в совете директоров, которое невозможно получить, если голосование по вопросу избрания совета директоров прямое, а контрольный пакет акций находится в руках противника. Захватчик может действовать последовательно, достаточно долго, выбирая подходящий момент и любым способом увеличивая уровень своего контроля над акционерным обществом.

Нельзя провести четкую грань, отделяющую захват компании от борьбы за власть внутри компании. Можно  лишь отметить общую тенденцию, заключающуюся  в том, что внешний агрессор часто  менее щепетилен в выборе способа  захвата компании.  Это можно объяснить в частности тем, что руководство тратит много сил на текущее управление чисто производственными процессами,  от чего избавлен агрессор.В условиях борьбы за контроль над акционерным обществом миноритарный акционер никому не нужен, он только мешает, задает вопросы, пишет жалобы и исковые заявления. Поэтому от него стремятся избавиться, а его акции присовокупить к своим. Это роднит и тех, кто является «захватчиком» по отношению к компании и тех, кто уже «находится внутри», но ведет перманентную борьбу за власть с прочими совладельцами компании.

Миноритарный акционер, вытесняемый из общества путем понуждения его к продаже своих акций, или уменьшением его доли в  уставном капитале при очередной  эмиссии, или же лишаемый своих акций  при их консолидации в период до 2002 года, не всегда готов смириться с уготовленной для него участью. Наиболее активные из них вступают в борьбу с эмитентом и исход этой борьбы зависит от многих факторов, в первую очередь, от того, насколько грамотными были и будут действия сторон, достаточен ли у них финансовый и, чего греха таить, административный ресурс.

Методы, которые использует вытесняемый миноритарный акционер многообразны и включают, в том  числе, методы корпоративного шантажа. Таким образом, и здесь нет  четкой границы между шантажом, как средством нападения и шантажом, как средством самообороны. Действиями эмитента, вызывающими ответную оборонительную реакцию, являются попытки:

- изменить структуру  акционерного капитала, в том  числе провести дополнительную  эмиссию; 

- провести реорганизацию  общества, не выгодную миноритарным  акционерам;

- осуществить сделки  по отчуждению значимых активов  общества или обременению общества  долговыми обязательствами; 

- сформировать органы  управления исключительно из  своих кандидатов;

- не выплачивать дивиденды,  расходуя прибыль на нужды  мажоритарных акционеров;

- вести массированную  скупку акций по заниженной  цене, используя различные виды  давления на продавцов акций; 

- проведение консолидации  акций с принудительным выкупом  акций у миноритарных акционеров (до 01.01.2002 года).12

Основными способами  борьбы миноритарных акционеров являются:

- консолидация своих  голосов с голосами других  миноритарных акционеров на общих  собраниях акционеров общества;

- постоянное «давление»  на общество с целью получения различной информации, которую общество обязано предоставлять своим акционерам;

- обращение с жалобами  и заявлениями в контролирующие  органы исполнительной государственной  власти;

- обращение в суд  с исками и ходатайствами в  отношении акционерного общества.13

На рисунке 3 схематично отображены различные виды типы корпоративных  конфликтов нашего времени.

Рисунок 3. Классификация  корпоративных конфликтов14

 В своей основе  конфликт между различными группами  акционеров является конфликтом экономическим, поскольку, прежде всего, это конфликт по поводу присвоения и распоряжения акций, эмитированных акционерным обществом, и использования прав, реализация которых возможна только собственниками определенного количества голосующих акций.

По способу разрешения корпоративного конфликта он, безусловно, относится к конфликтам правовым. Отнесение корпоративных конфликтов к подмножеству правовых обусловлено тем, что в случае, если участники конфликта не достигли компромисса и не зафиксировали свое волеизъявление в решении собрания или путем заключения сделки, то разрешение конфликта происходит посредством рассмотрения судом гражданских и, что бывает нередко, уголовных дел.

Как и в любом другом конфликте, в корпоративных конфликтах можно выделить три уровня:

- война, то есть  бескомпромиссная борьба до победоносного  конца и применение любых, в  том числе насильственных, средств; 

- игра – разрешение  конфликта на основе действий  по заранее определенным правилам;

Информация о работе Корпоративные конфликты в современных условиях