Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 20:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия налоговой политики на экономическую действительность для выработки принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства на экономику с помощью, максимально способствующего достижению устойчивого экономического роста.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:
1. Раскрыть экономическое содержание налогов;
2. Охарактеризовать и рассмотреть организационные принципы налоговой системы Российской Федерации;
3. Раскрыть понятие кривой Лаффера, выявить ее основные проблемы;
4. Рассмотреть положительный и отрицательный опыт применение эффекта Лаффера.

Содержание

Введение
1. Экономическое содержание налогов
1.1 Сущность налогов как финансово-экономической категории
1.2 Методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей
1.3 Функции налогов
1.4 Принципы налогообложения
2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы Российской Федерации
2.1 Понятие и основные характеристики налоговых систем
2.2 Организационные принципы российской налоговой системы
2.3 Система налогового законодательства Российской Федерации
3. Кривая Лаффера
1.1 История появления кривой Лаффера
1.2 Понятие и сущность кривой Лаффера
1.3 Основные проблемы кривой Лаффера
4. Эффективность налогообложений
4.1 Положительный опыт применения теории Лаффера
4.2 Отрицательный опыт применения теории Лаффера
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа севдалевой кривая лаффера.docx

— 156.78 Кб (Скачать файл)

План курсовой на тему:

«Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений»

Введение

1. Экономическое содержание налогов

1.1 Сущность налогов как  финансово-экономической категории

1.2 Методика разграничения  налогов, сборов и других обязательных  платежей

1.3 Функции налогов

1.4 Принципы налогообложения

2. Характеристика и организационные принципы налоговой системы Российской Федерации

2.1 Понятие и основные  характеристики налоговых систем

2.2 Организационные принципы  российской налоговой системы

2.3 Система налогового  законодательства Российской Федерации

3. Кривая Лаффера

1.1 История появления кривой Лаффера

1.2 Понятие и сущность кривой Лаффера

1.3 Основные проблемы кривой Лаффера

4. Эффективность налогообложений

4.1 Положительный опыт применения теории Лаффера

4.2 Отрицательный опыт применения теории Лаффера

Заключение

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных экономических  целей любого государства является достижение непрерывного и устойчивого  экономического роста или лучше, экономического развития общества, потому что растущая экономика обладает большой способностью удовлетворять  новые потребности и решать социально-экономические  проблемы как внутри страны, так и на международном уровне.

Немаловажную роль в экономическом  развитии, обеспечении экономического роста, играет проблема налогообложения. Налоги являются фактором экономического роста.

Актуальность данной темы в том, что в условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая политика является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики.

От того, насколько правильно  построена система налогообложения, насколько продумана налоговая  политика государства, зависит эффективное  функционирование всего народного  хозяйства. Ведь именно с помощью  налоговой политики государство  имеет возможность сосредотачивать  финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития. С помощью налогов определяются взаимоотношения предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. Помимо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

В работе подробно описана вся налоговая система, а затем проведен анализ положительного и отрицательного применения эффекта Лаффера в системе налогообложений.

В ходе исследования осуществлена разработка следующих моментов:

1.Выявлена сущность налогов как финансово-экономической категории, показана методика разграничения налогов, сборов и других обязательных платежей.

2.уточнены основные факторы экономического роста и представлена, иллюстрирующая их, кривая производственных возможностей.

3.+ показана взаимосвязь темпов экономического роста с уровнем налоговой нагрузки, посредством построения кривой Лаффера, а также для наглядности показана взаимосвязь производственной и фискальной кривых;

4.произведен анализ современной налоговой политики Российской федерации, отмечены ее недостатки и меры принимаемые государством для устранения этих недостатков.

Целью настоящей работы является всестороннее рассмотрение воздействия  налоговой политики на экономическую  действительность для выработки  принципов построения механизма, стимулирующего воздействия со стороны государства  на экономику с помощью, максимально  способствующего достижению устойчивого экономического роста.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:

1.  Раскрыть экономическое содержание налогов;

2. Охарактеризовать и рассмотреть организационные принципы налоговой системы Российской Федерации;

3. Раскрыть понятие кривой Лаффера, выявить ее основные проблемы;

4. Рассмотреть положительный и отрицательный опыт применение эффекта Лаффера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическое  содержание налогов

1.1 Сущность  налогов как финансово-экономической  категории

С появлением на земле первых государственных образований возникла необходимость в формировании материальных и финансовых источников их содержания и развития. Для этого использовались самые разные формы извлечения средств: обложение собственного и покоренного  народов непосильной данью (экономическое  закабаление); контрибуции; домены; регалии  и т.д. Самым надежным и постоянным источником пополнения казны, за счет которого и содержалось само государство, стоящее на страже защиты интересов  общества, являлась дань, размер которой  в разные времена и в разных местах устанавливался в зависимости  от политической и социально-экономической  ситуации, складывающейся в обществе. Дань стала одной из первых форм налога1.

Вся дальнейшая история налогообложения  показывает, что налоги являются важнейшим  и постоянным источником финансового  и материального обеспечения  государства.

Становясь выразителем интересов  общества, государство формирует  экономическую, социальную, экологическую, демографическую и другие направления  внешней и внутренней политики, которые  в условиях гражданского общества превращаются в направления его деятельности и соответственно функциональные обязанности. Для осуществления своих функций  государство должно обладать правом собственности на часть валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в обществе за определенный период. В современных условиях это право  закреплено в конституциях многих стран. На основе этого разрабатываются  и принимаются законы по конкретным видам налогов, где излагаются формы и методы исчисления, а также уплаты плательщиками налогов, сборов и других платежей в бюджет и внебюджетные фонды государства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости  ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется  она в отношениях, складывающихся у государства с налогоплательщиками, которые характеризуются как  денежные отношения, возникающие по поводу уплаты налогов, сборов и других платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

Юридические и физические лица, являющиеся участниками процесса производства ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции РФ определены в  качестве плательщиков налогов и  сборов.

«В налогах воплощено  экономически выраженное существование  государства», - подчеркивал К. Маркс. Объективность такой взаимосвязи (взаимной зависимости государства  и налогов) доказывается и тем, что  по мере развития общества и государства  произошли изменения и в самом  налогообложении. В эпоху становления  и развития капиталистических отношений  значение налогов стало усиливаться, поскольку государству нужны  были дополнительные средства для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий, рынков сырья и  сбыт готовой продукции2.

С изменением роли и значения налогов в экономической системе  общества произошла эволюция во взглядах и на саму природу налога. В XVIII в. преобладало мнение о том, что налог - это плата (цена) за оказываемые государством услуги своим гражданам. В XIX в. налог считался пожертвованием индивидуума в интересах государства. В XX в. основной была точка зрения о том, что налог - это принудительный взнос (сбор), взимаемый государством, который идет на покрытие общегосударственных потребностей на основе изданного закона3.

НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований.

Данное определение содержит следующие признаки налога:

- обязательность - все налогоплательщики  должны уплачивать законно установленные  налоги и сборы;

- индивидуальная безвозмездность  - взамен уплаты налога плательщики  не получают со стороны государства  какие-либо блага, носящие индивидуальный  характер;

- уплата в денежной  форме - уплата налогов в натуральной  или другой форме, отличной  от денежной, осуществлена быть не может;

- цель взимания налога - финансовое обеспечение расходов, осуществляемых государством в  процессе своей деятельности.

Налог - категория комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из состава  других государственных изъятий  и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической  природы налога важнейшим критерием  являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе  общества. Экономическая сущность налогов  характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства  с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства страны, ограничивающих право плательщика  на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными  формами проявления категории «налог»  являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный  фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время преобладает  взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов  государства. Налог обычно рассматривают  как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом. Некоторые авторы при определении  налога акцентируют внимание на факте  отчуждения собственности в пользу государства. Схожий подход реализован в НК РФ, где налогом является безвозмездный платеж, взимаемый  с лиц в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежными средствами4.

Отчуждение собственности  в результате налоговых отношений  происходит в денежной форме, однако при этом отчуждается не вещественная форма имущества и не любые  денежные средства, а часть денежного  дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обложению  налогом или иной собственности, которая служит основой экономических отношений.

Исходя из вышеизложенного, следует сказать, что категория  «налог» представляет собой систему  налоговых отношений, возникающих  между налогоплательщиками, с одной  стороны, и центральными, региональными  или местными органами власти - с  другой, по поводу перераспределения  части дохода собственника, обособленного  от государства.

1.2 Методика  разграничения налогов, сборов  и других обязательных платежей

Правильная правовая интерпретация  понятия «налог» должна базироваться на научном понимании его экономической  сущности, ибо современная налоговая  система включает, кроме непосредственно  налогов, еще различные сборы, пошлины  и отчисления, природа и суть которых  не совпадают с экономической  природой налогов, хотя с правовой точки  зрения и те, и другие являются источниками  финансирования мероприятий, осуществляемых государством.

Практика налогообложения  многих стран показывает, что в  правовом определении понятия «налог»  превалируют следующие подходы:

- к понятию налога относят  сборы, пошлины и отчисления, которые  служат источниками средств для финансирования государственных расходов;

- налог рассматривается  как один из разновидностей  фискальных платежей, взимаемых  государством.

Выбор подхода к определению  налога и применение его на практике, безусловно, зависят от особенностей формирования налогового законодательства той или иной страны. Критерием  отличия налога от неналогового платежа  в РФ предложено считать признак  нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения  регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Такой подход к разграничению  налогов и неналоговых платежей позволяет выделить следующие виды платежей и изъятий5:

- налог - обязательный  взнос в бюджет, который непосредственно  входит в налоговую систему  государства либо установлен  нормативным актом налогового  законодательства (налог на прибыль  предприятий, НДС);

- неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства и установлен не налоговым, а иным законодательством (сбор за регистрацию предприятий);

Информация о работе Кривая Лаффера. Эффективность налогообложений