Организация финансовой работы в МУП « Производственно-комплектовочная база» Северодвинска и оценка ее эффективности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2014 в 15:41, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы состоит в разработке мероприятий по совершенствованию организации финансовой работы в Муниципальном унитарном предприятии «Производственно комплектовочная база» Северодвинска, обеспечивающих рост ее эффективности.
Все расчеты, приведенные в работе, выполнены на основании отчетных и плановых документов, баланса предприятия за 2004-2006 г.г., отчетов о прибылях и убытках за аналогичный период. Также использовались данные аналитического и бухгалтерского учета, данные из Устава предприятия.

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы финансовой работы в коммерческой
организации 6
2. Организационно-экономическая характеристика МУП «ПКБ»
Северодвинска 19
2.1. Местоположение и направление деятельности МУП «ПКБ» 19
2.2. Основные финансово- экономические показатели деятельности
МУП «ПКБ» за 2004-2006 г.г. 21
2.3. Деятельность МУП «ПКБ» на рынке 30
2.4. Анализ финансового состояния МУП «ПКБ» за 2004-2006 г.г. 31
3. Организация финансовой работы и бухгалтерского учета
в МУП «ПКБ» 44
3.1. Состав и структура персонала, распределение обязанностей 46
3.2. Организация финансового планирования в МУП «ПКБ» 49
3.3. Оперативная финансовая работа в МУП «ПКБ» 57
3.4. Контрольно- аналитическая работа в МУП «ПКБ» 62
3.5. Оценка эффективности организации финансовой работы
в МУП «ПКБ» 66
4. Пути совершенствования финансовой работы в МУП «ПКБ» 69
Выводы и предложения 75
Список литературных источников 78

Вложенные файлы: 1 файл

диплом ред.Ани Волынской.doc

— 581.50 Кб (Скачать файл)
  • обслуживание финансами предприятий, фирм и компаний, функционирования основного и вспомогательного производств, других видов уставной деятельности на основе организации составления и исполнения финансовых планов;
  • работа по налогам  и обязательным платежам, заработной плате, денежным фондам, мобилизации финансовых ресурсов и финансированию;
  • финансово-кредитные аспекты инвестиционной деятельности по строительству, расширению, реконструкции, замене оборудования, операциям на фондовом рынке и другим финансовым вложениям;
  • финансово-кредитное обеспечение операций во внешнеэкономической деятельности предприятия и финансовый контроль за их осуществлением;
  • поиск новых инструментов и механизмов зарабатывания денежных средств для увеличения объема финансовых ресурсов.

Особым видом финансовой работы С.В. Большаков считает экономическую и контрольно-аналитическую работу финансовых служб. Экономическая и контрольно-аналитическая работа по его мнению направлена на приведение в действие имеющихся внутрихозяйственных, а также внешних по отношению к предприятию резервов, организацию процесса их практической реализации.

Также особое внимание уделяется оперативной финансовой работе. Она связана с практической реализацией краткосрочной финансовой политики на предприятии. Оперативная работа представляет собой весомую часть всего комплекса проводимых мероприятий по финансовому управлению экономикой предприятия.

Специфика оперативной финансовой работы состоит в том, что она нацелена на разрешение вполне конкретных финансово-экономических ситуаций и в предельно сжатые до дней и часов сроки.

Если краткосрочная финансовая политика направлена в целом на достижение краткосрочного финансового успеха, то оперативная финансовая работа- на практически повседневное операционное и контрольно- аналитическое обеспечение этого текущего успеха. В этом смысле оперативную финансовую работу можно рассматривать как избранный предприятием инструмент по проведению в жизнь своей краткосрочной финансовой политики.

Другая важная особенность оперативной финансовой работы, считает С.В. Большаков, в том, что она относится не к регламентируемой напрямую государством финансовой управленческой деятельности. При заданных государством исходных учетных, отчетных, налоговых, таможенных и иных параметрах, предприятие само выбирает, что в оперативном плане им необходимо делать, а что можно опустить.

Третья особенность заключается в том, что общий строй оперативной финансовой работы на предприятии определяет наличие или отсутствие системы текущего управления финансами. В отсутствии такой системы, выстроенной должным образом, не может идти речи о перспективном развитии финансовой деятельности предприятия.[8]

Н.Л. Марголина считает, что для организации финансовой работы на предприятии необходимо разработать оптимальную структуру финансового аппарата. С ее точки зрения структура финансового отдела может выглядеть следующим образом:

 




 

 

 


 

 

 

 

Рис.1. Структура финансового отдела

Группа финансово-кредитного планирования занимается составлением проектов финансовых планов, разработкой в полном объеме финансового плана и расчетов к нему после утверждения вышестоящей организацией основных финансовых показателей.

Работники группы финансово-кредитного планирования должны заниматься планированием выручки от реализации продукции и оказания услуг, прибыли, объема капитальных вложений, платежей в бюджет и т.д.

Группа оперативного планирования и контроля должна заниматься разработкой оперативных и кассовых планов, кредитных заявок, краткосрочных прогнозов поступлений выручки от реализации и прибыли; осуществлять контроль за выполнением финансовых заданий подразделениями и в целом объединением за использованием финансовых ресурсов.

Группа экономического анализа осуществляет анализ финансовой деятельности предприятия, контроль за состоянием и использованием основных и оборотных средств, выполнением планов отгрузки и реализации, прибыли, снижения себестоимости продукции, материально-технического снабжения, анализирует состояние платежеспособности покупателей.

Группа расчетов с покупателями призвана систематически осуществлять учет и контроль выполнения планов отгрузки и реализации на основе ежедневного графика- задания в разрезе основной номенклатуры реализуемой продукции, контролировать правильность оформления платежных документов и сдачу их в банк; проводить ежедневный контроль за поступлением средств за отгруженную продукцию; определять остатки нереализованной продукции; принимать меры в случае несвоевременного поступления средств и т.д.

Группа расчетов с поставщиками обеспечивает своевременность платежей поставщикам, соблюдение платежной дисциплины. Кроме того, эта группа осуществляет расчеты с государственным бюджетом – по налогу с прибыли, плате за трудовые и природные ресурсы, платежам и удержаниям из заработной платы; с банком – по уплате процентов за кредит, погашению и получению ссуд и т.д.

В современных условиях резко возрастает роль претензионной работы. Марголина Н.Л. считает, что даже если на предприятии существует специальная претензионная служба, финансовый отдел должен анализировать причины возникновения штрафов, пени, неустоек, для снижения такого рода потерь. Претензионная группа обязана следить за соблюдением условий заключенных договоров, предъявлять претензии поставщикам за недоброкачественное сырье, материалы; принимать меры к ликвидации дебиторской и кредиторской задолженности.

Сектор банковских и кассовых операций должен заниматься сдачей документов в банк, получением выписок счетов из банка, ведением всех операций по получению и выдаче наличных денежных средств на выплату заработной платы и других расходов.

При организации финансовой работы осуществляется тесная взаимосвязь всех экономических служб предприятия. Финансовый отдел получает от других отделов и служб необходимые документы: бухгалтерские отчеты и балансы, проекты и утвержденные планы выпуска товарной продукции и ее себестоимости, реализации продукции; планы движения товарно-материальных ценностей и т.д. В то же время финансовые службы предоставляют вышестоящей организации и руководству предприятия отчетность по финансовым вопросам; плановому отделу и бухгалтерии – копии утвержденных годовых финансовых планов с поквартальной разбивкой и необходимые расчеты к финансовому плану; бухгалтерии- выписки по счетам предприятия в банке и другие банковские документы; отделу снабжения и сбыта- извещения о покупателях, допустивших просрочку уплаты по счетам.[8]

Колчина Н.В. предлагает следующую организационную структуру управления коммерческой организацией:



 




 



 

 

 

 

 

Рис. 2. Организационная структура управления коммерческой организацией

По мнению Колчиной Н.В. структура финансовой службы во многом зависит организационно-правовой формы предприятия, его размеров, вида деятельности и задач, поставленных руководством компании. На крупных предприятиях для управления финансами создается специальная служба в виде финансовой дирекции, как правило, включающей бухгалтерию и финансовый отдел. Эта служба подчинена финансовому директору. В управлении финансовой деятельностью коммерческой организации важную роль играют финансовые менеджеры. Это высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями в области финансов и бухгалтерского учета, кредита и денежного обращения, ценообразования, налогового законодательства и техники банковской и биржевой деятельности. Перед финансовым менеджером стоят многочисленные задачи, связанные с управлением оборотным капиталом, определением его оптимальной величины и структуры, управлением дебиторской и кредиторской задолженностью на основе глубокого их анализа; финансовым планированием, анализом хозяйственной деятельности и финансовым контролем.

Колчина Н.В. выделяет следующие должностные обязанности финансового менеджера:

  • организация финансовой работы хозяйствующего субъекта;
  • разработка оперативных и текущих финансовых планов и контроль за их выполнением;
  • организация оперативной финансовой работы;
  • осуществление кредитной политики;
  • проведение валютной политики;
  • формирование финансовой документации;
  • анализ финансового состояния предприятия и эффективности использования финансовых ресурсов.[27]

Соколова Я.В. рассматривает вопрос о том, что в России на небольших предприятиях из-за нерегулярного и малого объема продаж, а также малочисленности персонала и отсутствия разделения управленческих функций, управление финансами осуществляет сам руководитель с помощью бухгалтера.

По мнению Соколовой Я.В. в настоящее время на большинстве российских предприятий функции финансовой службы распределены внутри других служб, либо вообще отсутствуют. Часто встречается и другая крайность, когда бухгалтер совмещает обязанности финансового менеджера. Однако совместить в одном лице эти две должности, то есть одновременно быть опытным бухгалтером и квалифицированным финансовым менеджером, практически невозможно.[25]

Такого же мнения придерживается и Федулова С.В. Она считает, что деятельность финансиста устремлена в будущее, ориентирована на прирост стоимости фирмы, содержит элементы риска. А бухгалтер – главный контролер в организации, отчитывается перед налоговыми и другими контролирующими органами. По своему менталитету он, как правило, консервативен, не склонен к риску. Поэтому распределение обязанностей и полномочий внутри финансовой службы – важная проблема для руководства фирмы. Недооценка ее может привести к дезорганизации финансовой службы и тяжелым финансовым последствиям.[24]

По мнению Большакова С.В., задачи предприятий и организаций, действующих на основе коммерческого расчета, имеют объективную основу. При всем многообразии финансовых отношений, имеющих место в хозяйственной практике, различные управляющие финансами структуры выполняют сходные по содержанию задачи.

Постановка задач в области финансов определяется целями. Задачи- проводники движения вперед и достижения цели. Цель материализуется в стратегии. Цель вытекает из состояния дел и реальных возможностей движения к ней. Задачи конкретизируют цель.

В основе задач финансовых служб, считает Большаков С.В., лежит решение трех главных вопросов: формирование и мобилизация источников текущего обеспечения и развития производства, торговли, других форм  ведения бизнеса; финансирование текущих денежных расходов и инвестиций; финансовый контроль. [8]

Изучив литературные источники и периодические издания по данной теме, можно сделать следующий вывод.

Основное содержание финансовой работы в коммерческой организации заключается в обеспечении финансовыми ресурсами хозяйственной деятельности, в организации взаимоотношений с финансово-кредитной системой и другими хозяйствующими субъектами, в сохранении и рациональном использовании основного и оборотного капитала, в обеспечении своевременности платежей по обязательствам предприятия в бюджет, банки, поставщикам, работникам.

Основными направлениями финансовой работы на предприятии являются: финансовое планирование, оперативная и контрольно-аналитическая работа.

Для организации финансовой работы предприятие создает специальную финансовую службу. Ее деятельность подчинена главной цели – обеспечение финансовой стабильности, созданию устойчивых предпосылок для экономического роста и получения прибыли.

Эффективность работы финансовых служб зависит от целого ряда факторов. В частности, подготовка финансовых документов должна быть качественной по содержанию и в объеме, необходимом для принятия руководством предприятия эффективных финансовых решений. Финансовые службы предприятия должны направлять и координировать деятельность всех подразделений, чтобы предприятие достигло своей главной цели; нести ответственность за качественное составление финансовых планов предприятия; обеспечивать нормальное функционирование предприятия в рыночных условиях.

На сегодняшний день в области финансовой работы существуют актуальные проблемы.

В первую очередь – это несовершенство финансовых служб на предприятиях или их отсутствие. Часто на малых предприятиях финансовая служба замещается главным бухгалтером (единственным на предприятии) и руководителем. Это недопустимо, так как недооценка роли финансового менеджера может привести к серьезным финансовым последствиям.

Во-вторых, – это возникновение внеплановых, «форс-мажорных» обстоятельств, которые носят неблагоприятный характер для структуры финансов. В этом случае важны личностные качества финансового менеджера, его способность правильно сориентироваться в непредвиденной ситуации и принять  правильное решение.

В дипломной работе объектом исследования выступает Муниципальное унитарное предприятие «Производственно-комплектовочная база» Северодвинска (МУП «ПКБ»). На основании данных бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса за 2004-2006 г.г., отчетов о прибылях и убытках за аналогичный период, пояснительных записок к бухгалтерскому балансу и данных статистической отчетности, в данной работе предполагается решить ряд частных задач:

 1) изучить  теорию организации финансовой работы в МУП «ПКБ»;

Информация о работе Организация финансовой работы в МУП « Производственно-комплектовочная база» Северодвинска и оценка ее эффективности