Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24
АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63
С 1 января 2003 г. на территории Республики Беларусь вступил в силу закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования”. Персонификация включает сбор, обработку, систематизацию и сохранение предусмотренных законодательством о пенсионном обеспечении сведений о физических лицах, связанных с определением права на выплаты из Фонда социальной защиты населения (ФСЗН), и их размере по обязательному государственному социальному страхованию.
Сейчас в нашей республике действует распределительная система пенсионного обеспечения, которая предполагает необходимость отчислений определенной суммы, обычно взымаемой с каждой заработанной платы. Эти средства собираются в единое целое – фонд, из которого исчисляются пенсии пенсионерам. Чем меньше пенсионеров приходится на одного работающего, тем меньший процент отчислений ему надо делать для того, чтобы пенсионеры получали установленный им размер пенсии. Однако со времен СССР, когда была введена распределительная система пенсионного обеспечения, социально-экономические и демографические условия значительно изменились.
Сумма назначенных и выплаченных трудовых пенсий зависит от количества пенсионеров, состоящих на учете в органах социальной защиты и получающих трудовые пенсии. Следовательно, необходимо в процессе анализа изучить структуру и динамику численности пенсионеров, получающих трудовые пенсии.
На сегодняшний день в республике существует глобальная проблема – старение населения. В соответствии с классификацией ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. В нашей республике этот показатель почти в 2 раза выше. Именно демографический кризис, связанный с ростом продолжительности жизни и резким падением рождаемости, привел к тому, что проблема реформирования пенсионной системы стала одной из наиболее острых в социальной политике государства. Резко растет доля лиц пожилого возраста в общей численности населения в отсутствие роста продолжительности жизни – за счет падения рождаемости. Так, в сравнении с 1990 годом рождаемость в стране упала более чем на треть; по предварительным данным, к 2025 году доля населения пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) в республике составит 28%.
В области пенсионного обеспечения политика государства направлена на улучшение уровня жизни пенсионеров, обеспечение своевременной выплаты пенсий.
Пенсионным обеспечением охвачено 2,6 млн. человек или 26,5% населения получают различные виды пенсий (см. табл. 2.1 в приложении 10). На учете в органах по труду и социальной защите состоит 2.454,4 тыс. человек или каждый четвертый житель республики.
В декабре 2005 года средний размер всех назначенных месячных пенсий составил 211 тыс. рублей. Средний размер пенсии по возрасту составил 221,4 тыс. рублей, по инвалидности – 197,3 тыс., по случаю потери кормильца 135,8 тыс., социальные пенсии – 99,6 тыс. рублей.
В целях повышения уровня пенсионного обеспечения в течение 2005 года дважды были произведены перерасчеты трудовых пенсий, размеры минимальных и социальных пенсий повышались 4 раза.
Реальный размер назначенной месячной пенсии на конец 2005 года возрос по сравнению с соответствующим периодом 2004 года на 13,2%. За 10 лет реальный размер месячной пенсии в республике увеличился в 3,8 раза.
По размеру пенсий Беларусь опережает другие страны СНГ. В декабре 2005 года средний размер назначенной месячной пенсии в республике составил 98 долларов США. К примеру, в сентябре 2005 года средний размер месячной пенсии в России составил 89 долларов США. Украине – 76 долларов [27, с.11].
Соотношение средней трудовой пенсии и средней заработной платы в республике за 2005 год составило 41,8%. Этот показатель, так называемый коэффициент замещения, является одним из самых высоких на всем постсоветском пространстве. К примеру, в Российской Федерации он на уровне лишь 28%. Это означает, что в Беларуси работающее поколение обеспечивает уровень пенсий по отношению к уровню своей заработной платы в 1,5 раза выше, чем в России [6, с.25].
Действующий механизм перерасчета пенсий позволяет увеличивать их размеры с учетом роста средней заработной платы рабочих и служащих и бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (диаграмма 2.2.).
Диаграмма 2.2. Соотношение среднего размера назначенной месячной пенсии и среднемесячной заработной платы с бюджетом прожиточного минимума, процентов.
Таким образом, в республике сложилась и поддерживается относительно высокое соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы. А также, несмотря на демографический кризис и рост числа пенсионеров, растет размер пенсий по отношению к размеру бюджета прожиточного минимума и средней заработной платы.
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ
СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Несомненно, действующая пенсионная система нуждается в преобразованиях и адаптации к современным условиям. По статистике, в 2050 г. на одного пенсионера будет приходиться уже только один работающий гражданин. Распределительная пенсионная система эффективна только при соотношении занятых в экономике и пенсионеров не ниже, чем 10:1, то есть при молодом населении. Если действующую пенсионную систему не реформировать, то в 2050г. пенсионный тариф должен составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя. Добиться этого экономически нереально. Тогда останется или повышать пенсионный возраст, или снижать размер пенсий. Чтобы до этого не дошло, нужно проводить реформы, которые позволят увязать уровень пенсии с объемом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы [11, 112].
В частности, в качестве первоочередной меры является изменение источника финансирования досрочных пенсий и введение системы дополнительного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда. При этом речь идет не о сокращении льгот, а только об изменении источника и механизмов финансирования. Финансирование пенсионных прав, приобретаемых в рамках новой системы профессионального пенсионного страхования, предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов нанимателей по накопительной схеме с постепенным освобождением общей пенсионной системы от финансирования досрочных пенсий, связанных со страхованием производственных рисков.
Основные направления совершенствования пенсионной системы в Республике Беларусь показаны на рис. 3.1.
Данная пенсионная реформа, которая вынудит работодателя, создающего вредные условия труда для своих работников, нести ответственность за потерю ими здоровья и досрочный выход на пенсию. Он позволит применять давно существующие во всем мире так называемые профессиональные, т. е. корпоративные пенсии. Обеспечивает их работодатель, открывая на работника индивидуальный счет и формируя пенсию по накопительному принципу.
Обязательное профессиональное пенсионное обеспечение вводится для тех работников, которые заняты в особых условиях труда, то есть вредных для здоровья и опасных для жизни. Покрывать расходы на эти пенсии будет работодатель, поскольку именно он непосредственно заставляет людей рисковать. С одной стороны, это позволит заинтересовать его в создании безопасных условий труда. С другой - снизит нагрузку на фонд социальной защиты населения. Реформа не освобождает государство от своих обязанностей. За счет нанимателей будет покрываться только досрочный выход на пенсию, то есть до общепринятого пенсионного возраста, что обусловлено особыми условиями труда. При достижении обычного пенсионного порога пенсию станет выплачивать Фонд социальной защиты.
Наниматель, таким образом, будет уплачивать дополнительные страховые взносы пропорционально фонду оплаты труда конкретного работника, рабочее место которого было аттестовано по условиям труда на получение досрочной пенсии. Условия и правила участия в профессиональном пенсионном страховании должен установить соответствующий Декрет Президента, а более детально они будут регулироваться отдельными постановлениями Совета Министров. Предварительно эти нормативные акты должны пройти широкое обсуждение во всех заинтересованных организациях. Далее каждый наниматель, имеющий рабочие места с неблагоприятными условиями труда, будет обязан создать свою профессиональную пенсионную систему с участием держателя профессионального пенсионного фонда. Его учредителями могли бы стать "Белгосстрах" и "Беларусбанк". Именно они имеют достаточно развитую инфраструктуру, необходимую для эффективной работы по всей территории Беларуси. Сам фонд целесообразно создать на базе действующей страховой организации "Стравита", учредитель "Белгосстрах", путем изменения его организационно-правовой формы. Выбор этого предприятия объясняется наличием у него достаточного опыта работы на страховом рынке дополнительных пенсионных систем и квалифицированного персонала.
Предлагаемая модель будет работать на основе накопительного принципа. То есть взносы учитываются на специальных индивидуальных счетах работников, капитализируются и подлежат инвестированию. Наиболее приемлемый вариант - в государственные ценные бумаги, на реализацию государственных экономических программ. Профессиональные пенсии предусматривается выплачивать ежемесячно.
Введение дополнительного страхового платежа для профессионального страхования работников может привести к острому конфликту работников и нанимателей. Первые хотят получить достойную пенсию, а наниматель стремится понизить финансовую нагрузку на фонд оплаты труда, чтобы сократить себестоимость производимой продукции и повысить ее конкурентоспособность. Каким образом возможен компромисс? Думается, его сможет выработать трехсторонняя рабочая группа, созданная Национальным советом по трудовым и социальным вопросам. Ее главная задача - определить приемлемые для всех параметры, по которым можно рассчитать фиксированный страховой тариф, а его в дальнейшем будет обязательно утверждать правительство. Внедрение профессиональной пенсионной системы повлечет за собой определенные неудобства для нанимателя. Увеличится себестоимость продукции за счет дополнительной нагрузки на фонд оплаты труда, а значит, возрастет и налог на добавленную стоимость.
Видимо, без снижения общей налоговой нагрузки на предприятия при одновременном введении профессиональной пенсионной системы не обойтись. Но нужно при этом понимать, что снятые при такой реформации налоги просто инвестируются в человеческий капитал предприятия.
Расчетами Министерства труда и социальной защиты населения установлено, что страховой тариф в размере 7% от фонда оплаты труда работника обеспечит его пребывание на пенсии в течение 10 лет на уровне 32% средней зарплаты по стране при инвестиционном доходе в 7% и административных расходах страхователя в 10% от инвестиционного дохода. В то же время для предприятий, имеющих стабильное экономическое положение, введение дополнительного страхового тарифа не является серьезным препятствием для сохранения финансовой устойчивости [12, 67].
В целом реформа вынудит нанимателя по-иному взглянуть на наличие вредных и опасных для здоровья человека рабочих мест. Экономические рычаги заставят его поменять технологические процессы производства на более современные и безопасные. А это не только повысит эффективность экономики, но и не замедлит сказаться на общей экологической обстановке.[3, 124]
Следующим этапом в реформировании пенсионной системы является введение механизма накопления пенсионных прав, основанного на условно-накопительных счетах. Это в перспективе позволит создать более прозрачную и понятную пенсионную систему, которая бы в большей степени отражала финансовый вклад работника и обеспечивала адекватные пенсионные гарантии в старости. Отличие пенсионной системы, основанной на условно-накопительных счетах, от системы с реальным накоплением, о которой сегодня говорят сторонники радикальной пенсионной реформы, состоит в том, что страховые взносы, уплачиваемые в пользу работников, не инвестируются, а идут на финансирование пенсий уже состоявшимся пенсионерам. Инвестироваться может лишь пенсионный резерв. Со временем не исключается переход и к реальному накоплению. Но для этого необходимы соответствующие условия и дополнительные, причем весьма значительные, средства на финансирование такого перехода.
К сожалению, страхование жизни и дополнительных пенсий пока еще не очень развито в Беларуси, хотя эти виды, очевидно, нужны как обществу в целом, тем более в массе своей небогатому, так и каждому отдельно взятому человеку. Уже не раз говорено и переговорено о том, что нужно стимулировать развитие этих видов страхования: оставлять отнесение взносов, уплачиваемых предприятиями за своих работников, на себестоимость, возможно даже увеличить нормы такого отнесения, стимулировать людей к самостоятельной уплате страховых взносов через налоговые и иные механизмы, не прибегать к монополизации данной области страхового рынка. Но проблема пришла оттуда, откуда ее не ждали. Нынешние пенсионеры получают пенсии за счет страховых взносов, которые делают работающие т.е. солидарность поколений. В настоящее время весь объем собранных взносов тут же выплачивается. Если работающие начнут свои взносы или какую-то их часть направлять на накопления, сразу встает вопрос: чем компенсировать эти суммы?
При этом предприятия вынуждены будут на 35% увеличить расходы на оплату страховой премии либо расторгнуть заключенные ранее договоры страхования. Ведь до сих пор именно предприятия и организации оплачивали львиную долю страховых взносов по данным видам страхования, обеспечивая своих работников дополнительной пенсией и предоставляя им дополнительные социальные гарантии. Это очень серьезный удар по рынку страхования жизни и дополнительных пенсий. И нет оснований рассчитывать, что физические лица вдруг существенно увеличат свою долю в общей сумме взносов по данным видам страхования, так как такие решения не добавляют уверенности страхователям и не способствуют росту количества заключаемых договоров. Не стоит забывать, что страхование пенсии и жизни это долгосрочный процесс. Человек заключает договоры за 20, 30 и более лет до того момента, когда ему начнут производиться первые выплаты, и хочет быть уверенным, что такой момент действительно наступит [12, 227].
Уже сегодня в Беларуси можно добровольно копить на дополнительную пенсию и застраховать ее в одной шести страховых компаний, оказывающих эту услугу. Однако не так уж много наших соотечественников в силу разного рода субъективных и объективных факторов копят себе пенсии в страховых компаниях в рамках страхования жизни. Часто приходится слышать, что одна из причин - неготовность населения к тому, чтобы отдавать часть своей зарплаты на финансирование будущего. Дескать, доходы у нас скромные, а менталитет советский. Явление, которое удалось обнаружить в нашей белорусской действительности, свидетельствует, скорее о том, что люди еще не готовы накапливать себе пенсии, вплоть до вступления в сомнительные пенсионные фонды.
Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь