Пенсионная система в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2014 в 09:45, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы является изучение государственной политики в области пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и регулировка направлений по её совершенствованию.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить ряд задач:
изучить состояние действующей пенсионной системы Республики Беларусь;
проанализировать виды, условия и порядок назначения пенсий по возрасту;
сделать анализ структуры и динамики численности пенсионеров, состоящих на учете в управлении социальной защиты населения администрации Октябрьского района города Могилева, динамику назначенных им трудовых пенсий по возрасту;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….. 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ……………………………………………….. 6
Сущность пенсионной системы ……………………………………….. 6
Нормативно-правовые документы в сфере пенсионного
обеспечения …………………………………………………………….. 12
Методика начисления пенсий ………………………………………... 16
Зарубежный опыт ……………………………………………………... 24

АНАЛИЗ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ …………………………. 26
Организационная структура администрации Октябрьского района
города Могилева по пенсионному обеспечению …………………. 26
Виды начисляемых пенсий: трудовые и социальные ……………… 30
Анализ начисления пенсий разным категориям лиц ………………. 42

НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ ………………………………………….. 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………….. 60

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 63

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ. ПЕНСИЯ..doc

— 503.50 Кб (Скачать файл)

Такое отношение вполне объяснимо. В новейшей истории государство не раз вело себя, мягко выражаясь, некрасиво по отношению к гражданам, особенно по части их сбережений. Поэтому очень важно сейчас вести широкую разъяснительную работу о начислении дополнительных пенсий, в том числе на что надо обращать внимание при заключении договоров со страховыми фондами. В той же Эстонии в средствах массовой информации можно нередко встретить публикации с подробными расчетами, объясняющими все тонкости механизма накопления дополнительной пенсии [23, 202].

Развитие дополнительного пенсионного страхования это путь, который позволяет перейти от традиционной задачи пенсионной системы, т.е.  обеспечение дохода, позволяющего не бедствовать в старости,  к системе, дающей возможность на пенсии сохранять прежний уровень жизни. Для большого числа наших людей пенсия остается единственным источником дохода в старости. И надо использовать все законные пути, чтобы сделать ее достойной. Дополнительное пенсионное страхование –  одно из  таких направлений [24, 119].

Преломление и адаптация наработанного к белорусским условиям - дело не одного дня. В связи с этим представляется целесообразным создать комиссию высокого уровня для определения путей совершенствования пенсионной системы в увязке с экономическими, социальными и политическими аспектами жизни общества. В комиссии должны быть широко представлены как государственные структуры, так и наниматели, наемные работники, пенсионеры, индивидуальные предприниматели, профсоюзы, политические партии. Только совместные усилия, построенные на трезвом подходе и финансово-экономических расчетах, могут дать ожидаемый результат.

Между тем, для принятия решения о таком переходе надо четко спрогнозировать, как это повлияет на размер пенсий нынешних их получателей и что реально может накопить наш гражданин. Дополнительное пенсионное страхование в мировой практике получило широкое распространение. Государство всячески стимулирует рост частных пенсионных фондов, и главная роль в этой сфере отведена налоговому стимулированию. Действует общий принцип, что взносы в пенсионные фонды как работников, так и работодателей, а также инвестиционный доход не облагаются подоходным налогом за весь период накопления. Этот принцип имеет огромное значение, поскольку он предоставляет предпринимателям стимулы для создания пенсионных фондов, а также резко увеличивает общую сумму накоплений.

Концепция реформы пенсионного обеспечения, принятая к реализации еще в 1997 году постановлением Совета Министров республики Беларусь № 349, так же предусматривает создание аналогичных систем страхования. Первым шагом в этом направлении стал Декрет Президента Республики Беларусь от 30. 07. 2003 № 18 «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» и пакет из двенадцати постановлений Правительства, принятых во исполнение этого Декрета. Впервые в существующей практике социального обеспечения отдельной категории лиц стал применяться метод использования резервного капитала как метод мобилизации финансовых средств для покрытия требований страхователей  вне  системы Фонда социальной защиты населения (ФСЗН). Функции страховщика в создаваемой системе обязательного производственного страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний данным Декретом возложены на крупнейшее страховое предприятие «Белгосстрах» [7, 147].

Можно оспаривать это решение с точки зрения явной монополизации формируемого рынка страховых услуг в нашей стране со стороны одного страховщика. Но следует иметь в виду, что обязательного страхования нужны соответствующие обязательные гарантии по своевременным страховым выплатам и наличие необходимой инфраструктуры у страховщика для работы со страхователями -  нанимателями в пределах всей страны. К сожалению, даже самые эффективные частные страховые организации обеспечить эти законные требования в полном объеме пока не в состоянии. Позитивный эффект, достигаемый при использовании метода резервирования капитала, по сравнению с методом мобилизации финансовых ресурсов путем распределения страховых взносов среди определенного  круга лиц, который до принятия вышеназванного Декрета использовался в отечественной системе страхования, заключается в следующем:

  • применение данного метода положительно сказывается на долгосрочном экономическом росте;
  • происходит стимулирование гибкого рынка капитала;
  • удается избежать искажений рынка труда;
  • вся система страхования является прозрачной и наглядной.

Представляется логичным сделать следующий шаг в формировании рыночно ориентированной системы обязательного профессионального пенсионного обеспечения на основе данного метода мобилизации финансовых средств.

Действующая модель назначения досрочных пенсий по условия труда, т. е. На 5 – 10 лет ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, является частью действующей в настоящее время системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь [7, 74]. Она была принята к применению после ввода в 1991 году механизма аттестации рабочих мест по условия труда для установления права на пенсию по Спискам № 1 и № 2. В тот период эта новация позволила существенно рационализировать подходы в вопросах пенсионного обеспечения за работу с особыми условиями труда.

Однако в целом проблема упорядочения досрочного пенсионного обеспечения не была решена в силу целого ряда причин  объективного характера. Прежде всего, ограниченность средств и возможности экономики не позволяли в тот период, да не позволяют и сейчас, обеспечивать финансирование растущих расходов на досрочные пенсии, повышение пенсий лицам, имевшим более высокий уровень оплаты труда за счет установленных доплат компенсационного характера за условия труда, без ущерба для остальных получателей. Планка тарифа в размере 35% отчислений от фонда оплаты труда в ФСЗН, действующая для подавляющего большинства нанимателей, является предельно допустимой. Дальнейшее повышение этого тарифа при наличии в статусе убыточных субъектов хозяйствования приведет к увеличению их численности в силу последующей за этим повышением неплатежеспособности и банкротства и тем самым уменьшить базу налогообложения. Кроме того, простое увеличение страхового тарифа само по себе не сможет решить проблему стабильного финансирования пенсионного обеспечения и не позволит отойти от непропорционального и нерационального распределения средств.    Связано это с тем, что действующая система пенсионного обеспечения в Республики  Беларусь представляет собой типичную распределительную систему, основанную на финансировании текущих пенсий за счет текущих поступлений в ФСЗН. В такой системе объем финансовых средств для выплаты текущих пенсий зависит от двух факторов: количества населения в трудоспособном возрасте, уплачивающего взносы, и размера заработной платы, на которую они начисляются. При этом размер пенсии зависит в первую очередь от численности пенсионеров, среди которых распределяются взносы, собранные Фондом [21, 183].

Для любой пенсионной системы распределительного типа ключевыми факторами, определяющими ее финансовую стабильность, являются демографические: количество плательщиков взносов и количество получателей пенсий. Возрастающая в течение последних 10 лет экономическая нагрузка на трудоспособное население связана с неблагоприятным развитием демографических процессов,  в частности, усилием процесса старения населения на фоне уменьшения его абсолютной численности в стране. По расчетам Всемирного банка и отечественных специалистов, численность населения Беларуси с 10 млн. человек в 2000-м будет снижаться до 7,5 млн. человек к 2090 году. Численность населения в трудоспособном возрасте (от 15 до 60 лет мужчины и от 15 до 55 лет женщины) с 4,5 млн. человек в 2000-м снизится к 2050 году на  40% и стабилизируется на этом уровне. В свою очередь, численность пенсионеров с 2,5 млн. человек в 2000-м увеличится до 3,7 млн. к 2050 году. Подобные тенденции приведут к серьезному изменению коэффициентов социальной и системной нагрузки. Так коэффициент социальной нагрузки, т. е. отношение численности работоспособного населения к численности пенсионеров с 1,8 в 2000-м снизится до 0,86 к 2050 году, т. е. на одного работающего будет приходиться около одного пенсионера. Коэффициент системной нагрузки обратная величина коэффициента социальной нагрузки с 0,55 в 2000-м  возрастет до 1,16 к 2050 году. В терминах коэффициента замещения отношения средней трудовой пенсии по возрасту к средней заработной плате и уровня пенсионного тарифа это означает. Что для нереформированной действующей пенсионной системы при коэффициенте замещения в 2003 году. Равном 43%, для достижения приемлемого на уровне 50% в 2050 году пенсионный тариф должен составить около 60% от фонда оплаты труда нанимателя. Сделать это будет экономически нереально. В противном случае потребуется пойти на проведение параметрического реформирования пенсионной системы.  Поэтому главной задачей на современном этапе является рационализация и оптимизация пенсионной системы, ее постепенное реформирование с целью увязки уровня трудовых пенсий с объектом участия каждого конкретного застрахованного в финансировании пенсионной системы. В связи с этим предусмотренное законодательством равенство обязанностей по финансированию и прав в использовании пенсионной системы влечет за собой необходимость постепенного вывода из государственной пенсионной системы льготных пенсий, а  также упорядочение финансирования остающихся в законодательстве пенсионных льгот: досрочные пенсии, надбавки, повышения [11, 263].

Представляется целесообразным осуществлять совершенствование отдельных, достаточно автономных частей пенсионной системы на принципах социального страхования. Определенным шагом в этом направлении может стать реформирование подсистемы пенсионного обеспечения работников, приобретающих право выхода на пенсию ранее общеустановленного возраста в связи с особыми условиями труда. Сегодня таким правом льготного выхода на пенсию пользуются в Беларуси более 15% занятого населения. Столь широкое распространение досрочных пенсий в значительной степени снижает размер трудовых пенсий, выплачиваемых на общих основаниях, и создает дополнительную финансовую нагрузку для всех участников обязательного пенсионного страхования. В связи с этим наиболее актуальным направлением стабилизации пенсионной системы может стать введение обязательного профессионального пенсионного  обеспечения. Этот шаг означает вывод пенсий, назначаемых досрочно, за рамки действующей пенсионной системы. В таком случае досрочный выход на пенсию работников будет оплачиваться за счет средств нанимателей, а при достижении общеустановленного пенсионного возраста – за счет средств ФСЗН.

Введение обязательного профессионального пенсионного обеспечения не означает, что государство собирается отказаться от выполнения своих обязательств и ликвидировать институт досрочного пенсионного обеспечения.  Изменения в действующей пенсионной системе должны проводиться в режиме ее адаптации к изменяющимся экономическим условиям с учетом сложившихся пропорций в распределении валового внутреннего продукта и соотношения среднего уровня трудовых пенсий со средней заработной платой. В условиях рыночной экономики, когда значительное число предприятий стало негосударственными, уже не справедливо перекладывать ответственность за неблагоприятные вредные и опасные условия для здоровья условия труда какого-либо предприятия на всех участников обязательного пенсионного страхования. Вполне очевидно, что невозможно сделать все производство безвредным для здоровья человека. В связи с этим необходимо вводить новый вид пенсий – профессиональные, призванные в определенной степени компенсировать неблагоприятные условия труда.

Источником финансирования профессиональных пенсий будут дополнительные страховые взносы, уплачиваемые нанимателем в профессиональную пенсионную систему (ППС). Пропорционально фонду оплаты труда конкретного работника, рабочее место которого было аттестовано по условиям труда на получение пенсии по Спискам №1 и №2.

Таким образом, организация ППС предусматривает создание целевого механизма аккумулирования и управления пенсионными активами, формирующимися за счет перечисления предприятиями средств на выплату профессиональных пенсий определенным категориям работников, выходящих на пенсию ранее общеустановленного возраста. При этом профессиональная пенсия выплачивается в период до достижения работником общеустановленного пенсионного возраста, а после его достижения начинает, осуществляется пенсионное обеспечение по возрасту на общих основаниях.

Основными целями такой организации профессионального пенсионного обеспечения являются:

  • реализация гарантированного Конституцией Республики Беларусь права граждан на досрочное пенсионное обеспечение в предусмотренных законом случаях;
  • выполнение постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17. 04. 1997 № 349 «О Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и плане первоочередных мер по реализации ее основных положений» в части, касающейся создания «дополнительных профессиональных пенсионных систем, охватывающих работников отдельных предприятий или занимающихся определенной деятельностью (например, лиц, работающих под воздействием вредных факторов производственной среды), предусматривающих выплату компенсации за особые условия труда в той или иной профессии (должности) и устанавливающих ответственность нанимателей за  создание благоприятной производственной среды»;
  • обеспечение качественно нового уровня взаимоотношений работника с нанимателем в условиях рыночных отношений, предусматривающих преимущественно экономические стимулы в минимизации и превинтации производственных рисков;
  • приведение уровня пенсионного обеспечения в соответствии с объемом участия в финансировании пенсионной системы и прожиточным минимумом пенсионера;
  • развитие действующей пенсионной системы путем перехода преимущественно на страховые принципы формирования и совершенствования механизма ее управления с применением метода резервного капитала;
  • гармонизация системы обязательного профессионального пенсионного страхования Республики Беларусь с аналогичной системой РФ в условиях существования единого рынка труда.

Система обязательного профессионального пенсионного обеспечения должна основываться на следующих принципах:

  • законодательного установления и регулирования деятельности ППС;
  • финансирования за счет страховых взносов. Уплачиваемых нанимателями, имеющими рабочие места с неблагоприятными условиями труда;
  • принадлежности к обязательному профессиональному пенсионному обеспечению как основанию для получения услуг;
  • создание держателей страховых фондов в виде самостоятельных государственных (негосударственных) коммерческих организаций (унитарных предприятий), работающих на основе соответствующего законодательства;
  • обязательного страхования, модифицированного с помощью элементов социального сбалансирования, согласно которому в соответствии с действующими законодательными нормами устанавливаются правовые отношения между застрахованным и держателем фонда;
  • страхование работников в ППС  с использованием метода резервирования капитала для покрытия требований страхователей;
  • персонификация учета страхователей на основе ведения специальных индивидуальных счетов работников;
  • капитализация повременных страховых платежей и инвестирования пенсионных накоплений в государственные ценные бумаги;
  • социального партнерства в достижении разумного компромисса при выборе исходных параметров  функционирования ППС.

Правила участия в ППС должны устанавливаться соответствующим Декретом Президента Республики Беларусь и регулироваться отдельными постановлениями Совета Министров, принятыми во исполнение его. Порядок подготовки проекта Декрета, процедура его обсуждения представителями организаций социальных партнеров и принятия должны быть аналогичными, как в случае принятия Декрета Президента Республики Беларусь от 30.07.2003 №18 – «Об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

В соответствии с Декретом «Об обязательном профессиональном пенсионном обеспечении» каждый наниматель, имеющий рабочие места с неблагоприятными условиями труда, обязан будет создать профессиональную пенсионную систему с участием держателя профессионального пенсионного фонда – ЗАО «Республиканский Национальный Пенсионный Фонд» (РНПФ), учредителями ЗАО «РНПФ» могут стать Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», учредитель – Совета Министров Республики Беларусь и ОАО «Сберегательный банк «Беларусбанк»,  с его согласия. Выбор данных учредителей может быть обусловлен наличием достаточного объема инфраструктуры у каждого из них, необходимой для эффективной работы РНПФ на территории Республики Беларусь. РНПФ целесообразно создать на базе действующей страховой организации – республиканского дочернего унитарного страхового предприятия «Стравита», учредитель – «Белгосстрах» путем изменения его организационно-правовой формы и увеличения уставного фонда до 3 млрд. белорусских рублей, который формируется в денежной форме. Выбор данного предприятия обусловливается также наличием у него достаточного опыта работы на страховом рынке дополнительных пенсионных систем и квалифицированного персонала. В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25.03.2003 № 118 «О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом» вышеуказанный размер уставного фонда РНПФ потребует принятия дополнительного решения по отчуждению республиканской собственности [11, 6].

Информация о работе Пенсионная система в Республике Беларусь