Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2015 в 15:47, курсовая работа
Цель исследования – разработка способов регуляции безработицы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
– анализ состояния и динамики безработицы;
– оценка эффективности действующей региональной системы регуляции безработицы;
– определение внутренней структуры системы регуляции.
Введение……………………………………………………………….….…….3
1. Безработица как индикатор использования трудовых ресурсов….….…..4
2. Безработица как социальное явление……………………………….….….7
2.1. Динамика и структура безработицы в России……………...….7
2.1.1. Анализ изменения ситуации на рынке
труда г. Барнаула………………………………….….…..10
2.2. Проблема безработицы молодёжи…………………………..….15
2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу….……17
2.3. Женская безработица……………………………………….……18
2.3.1. Содействие занятости женщин по г. Барнаулу…………23
2.4. Социальные последствия безработицы…………………………24
3. Государственное регулирование безработицы…………………………….28
3.1. Характеристика государственного регулирования
рынка труда…………………………………………….………..28
3.2. Регулирование безработицы на региональном уровне…….…..30
3.3. Вопросы по проблемам занятости населения,
рассмотренные органами исполнительной и
законодательной власти по г. Барнаулу…………………….….36
Заключение………………………………………………………………….….39
Приложение………………………………………………………………….…40
Литература…
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Государственное регулирование экономики
Тема работы: Проблема безработицы и пути её решения
БАРНАУЛ 2001
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Безработица как индикатор
использования трудовых
2. Безработица как социальное явление……………………………….….….7
2.1. Динамика и структура безработи
2.1.1. Анализ изменения ситуации на рынке
труда г. Барнаула………………………………….….…..10
2.2. Проблема безработицы молодёжи…
2.2.1. Содействие занятости молодёжи по г. Барнаулу….……17
2.3. Женская безработица……………………………
2.3.1. Содействие занятости женщин по г. Барнаулу…………23
2.4. Социальные последствия
3. Государственное регулирование безработицы…………………………….28
3.1. Характеристика
рынка труда…………………………………………….
3.2. Регулирование безработицы на региональном уровне…….…..30
3.3. Вопросы по проблемам
рассмотренные органами исполнительной и
законодательной власти по г. Барнаулу…………………….….36
Заключение……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Актуальность темы очевидна. Безработица, превысив определённые потолок, может стать общественно опасной, угрожать экономическим реформам и социально-экономической стабильности. Она ведёт к росту обнищания народа, к нарастанию социальной напряжённости и увеличению преступности. Поэтому срочно нужно принимать меры по решению проблемы безработицы.
Проблемой исследования является рост безработицы, увеличение её продолжительности, а так же определение противодействия этим тенденциям со стороны государства. Оно проводит целенаправленную работу по профессиональной ориентации учащихся, созданию службы содействия трудоустройству, однако ожидаемой отдачи от всей этой деятельности пока нет. Нарастает противоречие между потребностью населения в трудоустройстве и малоэффективной системе регуляции занятости.
Цель исследования – разработка способов регуляции безработицы. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
Объектом исследования выступает трудоспособное население России.
Предметом исследования является непосредственно проблема безработицы.
1. БЕЗРАБОТИЦА КАК ИНДИКАТОР
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ
В России в условиях кризиса и нестабильности социального положения в обществе рано говорить о сложившемся уровне безработицы. Однако следует иметь ввиду, что стихийно складывающаяся безработица не является показателем качественных процессов, происходящих в социально-экономической жизни страны. В определении общественно приемлемого уровня безработицы важную роль играют её причины и характер, поскольку разные виды безработицы требуют и различных мер по её сокращению и предотвращению.
Фрикционная или текущая безработица, вызванная текучестью кадров, увольнениями с предприятий (учреждений) в большинстве случаев по собственному желанию носит естественный характер. Работники меняют место работы в поисках лучших условий труда, возможностей продвижения по службе, более высокой заработной платы и т.п. Значительное число уволившихся по собственному желанию в составе безработных свидетельствует о достаточной свободе трудоустройства. Нежелательный характер фрикционная безработица приобретает тогда, когда её уровень превышает средний либо по отношению к показателям других стран, либо за достаточно продолжительный период в данной стране.
Структурная безработица –нормальное явление с точки зрения логики научно-технического развития. Старые производства сокращаются, получают развитие новые. Набор кадров и их профессиональная подготовка требуют определённого времени. Высвобожденные работники не сразу трудоустраиваются, им требуется помощь как государственных органов, так и предприятий для организации профподготовки и переподготовки с учётом требований, предъявляемых на новых рабочих местах, и оказание соответствующей материальной поддержки.
Из структурной и фрикционной безработицы складывается её естественный уровень. Он зависит не только от структурных изменений в экономике и стремления самих трудящихся к «перемене мест», но и от эффективности рыночных механизмов содействия занятости. В результате формируется тот общественно приемлемый уровень безработицы, который не противоречит понятию полной занятости.
Безработица, связанная с сокращением производства или полным закрытием предприятий, порождает действительно серьёзные проблемы на рынке труда. От государства требуется как материальная помощь безработным, так и финансовая поддержка предприятий для сохранения ими рабочих мест, в первую очередь тех, на которых выпускается продукция, удовлетворяющая первостепенные потребности населения.
Общий уровень безработицы отражает все её виды, имеющиеся в экономике той или иной страны. Однако он не может дать полной картины положения дел с занятостью. Поэтому в странах с рыночной экономикой наряду с общим показателем безработицы применяются и другие показатели, характеризующие занятость отдельных категорий трудоспособного населения, временно оказавшегося без работы. В классификации безработных первое место занимают лица, длительное время не имеющие работы, что может быть вызвано рядом причин: спадом производства, структурными изменениями, половозрастными характеристиками самих безработных, типом поведения работников на рынке труда. Ко второй категории безработных относятся лица, потерявшие работу не по своей воле. Подавляющее большинство из них – работники, высвобожденные в связи с сокращением производства и его структурной перестройкой. В основном они входят в кадровый состав предприятий, имеют специальность, как правило, были заняты полное рабочее время и получали высокую заработную плату. Третья категория безработных –взрослые работники от 25 лет и старше. Данный показатель охватывает тех, кто имеет законченное образование и обладает специальностью (профессией). Четвёртая категория безработных – те, кто ищет работу на полное рабочее время (уровень этой безработицы определяется по отношению ко всем занятым полное рабочее время) плюс те, кто ищет такую работу. Пятая категория безработных характеризует общий уровень безработицы, то есть отношение количества безработных ко всей рабочей силе.
Анализируя выше изложенное можно выделить три группы факторов роста безработицы:
К первому виду могут быть отнесены прежде всего процессы, связанные со структурными сдвигами в нашей экономике, развитием новых хозяйственных форм, приватизацией; на общий уровень и динамику безработицы влияют и социальные факторы, скажем, утверждение принципа добровольности в отношении труда.
Ко второму виду относятся факторы, замедляющие «втягивание» рабочей силы и затрагивающие различные её категории, но прежде всего вступающих в трудовую жизнь.
Главным из таких факторов является снижение уровня военных расходов, замедление темпов экономического роста, спад производства и другие наиболее острые формы структурный кризис принимает в районах концентрации предприятий тяжёлой и добывающей отраслей, превращая их в своеобразные зоны социального риска.
К третьему виду относятся демографические, социально-психологические и политические факторы.
2. БЕЗРАБОТИЦА КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ
Безработными в РФ признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в федеральной государственной службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовых приступить к ней. При этом не учитывается оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости, а также выплаты выходного пособия и заработной платы работникам, высвобожденным с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их ликвидацией, реорганизацией, сокращением численности или штата.
Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, а также граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия (кроме граждан, получающих пенсию по инвалидности).
Трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических училищах, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и др. учебных заведениях, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости населения, считаются занятыми. Из этого следует, что указанным категориям граждан, если они хотят работать и активно ищут работу, не может быть присвоен статус безработного.
Информационной основой данных о численности и структуре безработных являются выборочные обследования населения по проблемам занятости, проводимые Госкомстатом России, информационной базой данных о численности зарегистрированных безработных и их составе является статистическая отчётность, разрабатываемая органами государственной службы занятости.
Уровень безработицы в отдельных регионах выше, чем в целом по России. Высоким уровнем безработицы характеризуются республики Алтай, Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Магаданская область (8-10% экономически активного населения), где с 1993 г. проводятся мероприятия по сокращению рабочих мест со значительным высвобождением работников. В числе безработных этих регионов до 40% составляют лица, высвобожденные с предприятий (по России – 28%). В группу регионов с высоким уровнем безработицы входят республики Хакасия, Марий Эл, Калужская, Тверская, Самарская, Ярославская, Пермская области. На этих территориях при относительно небольшой фактической безработице (менее 6% экономически активного населения) в 1994 г. усилились процессы высвобождения работников и ликвидации вакантных рабочих мест. [25 с. 21]
Рассматривая динамику безработицы не только по численности, но и в составе по полу, можно увидеть, что этот состав различен для общей безработицы и для официально зарегистрированной безработицы. При этом удельный вес мужчин как в общей численности безработных, так и среди безработных, имеющих официальный статус, растёт.
В Республики Мордовия, Кабардино-Балкарской республике, Ивановской, Орловской, Ярославской области среди безработных преобладают мужчины (до 65%); В республиках Тыва, Хакасия, Еврейской автономной области, Ульяновской, Камчатской, Сахалинской областях, Приморском крае – женщины (60%). [25 с. 23]
Материалы обследования населения по проблемам занятости показали, что в службы занятости за помощью в подборе работы или консультацией обращается третья часть лиц, ищущих работу.
1. На протяжении более 70 лет безработица
рассматривалась как
2. В настоящее время в России
существует недостаточное
3. Возможность центра занятости
по трудоустройству
4. Вероятность получения пособия
по безработице для
5. Переподготовка безработных
6. В последние годы увеличилось
число работников, которые находятся
в административных
Группа незанятых граждан, выступающих на рынке рабочей силы в поисках работы (безработные), почти на две трети формируются из числа лиц, имеющих опыт трудовой деятельности и оставивших прежнее место работы по собственному желанию, а также в связи с высвобождением, ликвидацией предприятия или собственного дела.
Среди граждан, ищущих работу, 8% составляют пенсионеры по возрасту, 2% инвалиды, 4% –студенты и учащиеся дневной формы обучения, желающие совместить учёбу с трудовой деятельностью.
Средний возраст безработных – 33,9 года. Уровень безработицы среди молодёжи до 20 лет составляет 21,5% экономически активного населения этой возрастной группы, от 20 до 24 лет – 10,6%.
Около 40% безработных имеют высшее или среднее профессиональное образование. За последние годы увеличилась доля безработных со средним профессиональным образованием.