Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 14:18, доклад
В общественном сознании сосуществуют два вида жестокости. Жестокость первого вида — по отношению к человеку — осознается и порицается, другая же — по отношению к природе — узаконена, приобрела силу привычки, не подпадает под моральный анализ и, естественно, осуждение. Она получила «права гражданства» на заре человеческой цивилизации с благословения суровых законов борьбы за выживание. Но все больше и больше появляется людей, которые стремятся расширить рамки гуманности, становясь, в частности, на путь вегетарианства.
В древние времена жестокость заявляла о себе и в суровых межчеловеческих отношениях (апогей которых — каннибализм), и в безжалостном отношении к природе. По мере исторического процесса нравы межличностных отношений смягчались, в то время как бездушие по отношению к природе сохранялось и усугублялось. И в современном цивилизованном обществе по сравнению с прошлым, значительно более гуманным, царит грубейшее, архаичнейшее варварство по отношению к природе. Причем эта «реликтовая» жестокость тщательно укрывается и обществом, и каждым отдельным человеком от суда совести. Только экологические трудности поставили в полной мере перед широкой общественностью проблему правомерности, и более того, острейшей необходимости распространения ответственности человека с исключительно межличностных отношений на мир в целом.
«Гуманизм»
означает теперь, если мы решимся сохранить
это слово, только одно: существо человека
существенно для истины бытия, однако
так, что все сводится как раз
не просто к человеку как таковому».
Гуманизм происходит от
«homo», в котором не только «человек», но
и «земля» («гумус» как наиболее плодородный
слой земли). И человек — «homo» от земли,
а не только «men» от ума и «антропос» сам
по себе. В этих трех словах — три концепции
человека.
В «men» и «антропос» нет ничего от земли
и человечности. Гуманизм же (по происхождению
слова) понимается как земной, экологический.
А «экология» —
«дом» человека, его бытие в широком смысле
слова.
Бердяев
говорил о каре за гуманистическое
самоутверждение. Она в том, что
человек противопоставил себя всему
окружающему, тогда как он должен
соединиться с ним. Бердяев пишет,
что гуманистической Европе наступает
конец — но для того, чтобы расцвел гуманистический
мир. Гуманизм эпохи
Возрождения лелеял индивидуализм, новый
гуманизм должен быть прорывом сквозь
индивидуальность к бытию.
Экологический гуманизм выполняет хайдеггерову задачу приобщения к бытию. Вход в бытие осуществляется через практику человеческой допреобразовательной деятельности. Однако человек не детерминирован технологическим путем, которым он идет. Он может двинуться экологическим путем. Не бытие ведет человека — и дороги, которые он выбирает, определяют, выйдет он к бытию или нет.
Эколого-социальные
кризисы требуют практического
гуманизма, но в то же время они
вынуждают человечество подняться
на новую теоретическую ступень.
Путь к подлинно глобальному сознанию
и всемирной культуре лежит не через подавление
одних культур другими или рациональное
конструирование неких новых систем, а
через объединение людей и наций на базе
общечеловеческой нравственной мудрости.
По такому же пути, наверное, шло когда-то
объединение людей в племена и нации. Христианина
Толстого и индуса Ганди объединяли инварианты
этики, которые оказались для них важнее
национальных и религиозных различий.
Так ненасильственно должен объединяться
мир для решения глобальных проблем.
Новая
экологическая мысль должна соединяться
с традиционным гуманизмом, в основе
которого лежит ненасилие. Это и
дает экологический гуманизм, представляющий
собой гуманизм Конфуция, Сократа, Христа
и Возрождения, распространенный на
природу, ростки которого в философии
Толстого, Ганди и других. В культуру
должна войти этика, в этику —
природа, и через этику культура
в экологическом гуманизме
Экологический
гуманизм лежит на пересечении восточных
и западных традиций. Запад может
многое дать в научно-техническом
плане для решения
Этика
экологического гуманизма — этика
ахимсы, распространенная на весь мир.
Экологический гуманизм требует
изменения отношения к природе
(защита животных, охрана среды от загрязнения
и т. д.), к людям (сохранение культурного
и индивидуального
Экологический гуманизм основан на принципе гармонии человека и природы и признании равноценности всего живого. «Попытка установить общезначимые ценностные различия между живыми существами восходит к стремлению судить о них в зависимости от того, кажутся ли они нам стоящими ближе к человеку или дальше, что, конечно, является субъективным критерием. Ибо кто из нас знает, какое значение имеет другое живое существо само по себе и в мировом целом».
В практическом плане экологический гуманизм включает в себя соответствующее поведение, и даже питание, т. е. ненасилие и вегетарианство, которые вытекают из принципа ахимсы и заповеди защиты коровы в индуизме.
Если
мы хотим преодолеть экологический
кризис, нужно учиться
Чтобы
освободиться от власти природы, человек
прибегал к насилию.
Теперь он свободен (скорее, думает так),
а природа побеждена, и дальнейшее насилие
опасно. Люди начинают понимать, что насилие
над природой обращается против них самих.
А гуманность по отношению к природе будет
еще одним аргументом в обосновании необходимости
отказа от насилия в межличностных отношениях.
Почему
с экологической точки зрения
нужно быть гуманным? Сохранение существующего
разнообразия сохраняет мир, и не
только материальный, который тем
более устойчив, чем более разнообразен,
но и душу человека, как подтверждает
современная психология в лице Фромма.
Добавим к этому аргумент кармы,
который в христианстве интерпретируется
как наказание за грехи.
Отказываясь от насилия, мы спасаем природу
и наши души.
Обоснование
ненасилия в отношении к
Ситуация в экологической области имеет свою специфику. Человек должен регулировать силы природы, как того требовал Н. Ф. Федоров, но любовью, а не насилием, как делает сейчас. Понятие любви к природе, которое противостоит стремлению к господству над ней, остается важным, несмотря на использование научной терминологии «регулирования», «оптимизации» и т. п.
Материальный прогресс потребительской цивилизации не может не вести к кризису, потому что материальные потребности, как уже подчеркивалось, в принципе могут расти беспредельно, входя в противоречие с возможностями биосферы их удовлетворить. Экологический гуманизм позволяет ослабить антагонизм данного противоречия.
Экологический гуманизм как современная форма гуманизма объединяет борьбу за социальную справедливость и антивоенные акции, «зеленое движение» и движение за права животных и милосердие. Его принципы:
1. Гармония человека с природой.
2. Равноценность всего живого.
3. Ненасилие (ахимса).
4. Самоограничение вместо потребительства.
5. Становление любовно-творческой личности.
6. Необходимость
нравственного
7. Личная ответственность за мир.
8. «Золотое правило экологии».
9. Несотрудничество с эксплуататорскими классами.
10.
Сохранение разнообразия
Новое
отношение человека к природе
оказывает влияние и на экологическое
право, т. е. систему юридических
норм, регулирующих взаимодействие человека
и природы. Экологическое право
может пониматься в двух основных
смыслах.
Прежде всего, это право людей на здоровую
природную среду; возмещение ущерба конкретным
людям и государству предприятиями-загрязнителями:
экологическую гласность, т. е. полную
информацию о состоянии природной среды,
объединение в различные экологические
организации - экологические митинги,
собрания, демонстрации, пикеты и т. п.
Эта одна сторона экологического права,
представляющая собой экологическое дополнение
к основным правам личности, ставшее необходимым
в связи с расширением масштабов человеческой
деятельности.
Есть и другая сторона, менее традиционная. Это права самих животных, законодательно оформленные. Так, в некоторых странах, например, в Швеции, приняты законы, запрещающие жестокие формы обращения с животными, безвыпасное содержание домашнего скота и т. д. Это направление экологического права еще находится в зачаточном состоянии и является предметом бурного обсуждения в печати.
Заключение
Борьба
за существование одинаково ведёт
как к улучшению, так и к
ухудшению природы. В настоящее
время человек достаточно силён,
чтобы сделать с природой всё
что захочет, поэтому он несёт
ответственность за природу и
установление гармонии с ней. Этим и
занимается новое направление
– экологическая этика, т.е. этика земли.
В отдельных
районах земного шара до сих пор
одушевляют природные явления, надеясь,
что звери, птицы, растения их слышат
и понимают. Основой этичного отношения
к животным в первую очередь является
страх, что, они связаны с высшими
силами, а не осознание ответственности
за судьбу природы.
Другая причина – генетическая, происхождения
человека от животного или растения (тотемизм).
Его принцип – ''Всё живое надо жалеть''.
Существует два различных социально-экологических
типа обществ:
1) традиционное,
основанное на религиозно
2) промышленное
Существуют определённые ограничения на воздействие человека на природную среду, т.е. механизм сдерживания.
Но
к экологической этике ближе
путь через чувство любви, чем
расчет и принятие экологического законодательства,
которое реально вряд ли будет
исполняться. Лучше, если всё будет
основываться на нравственности, чем
на принуждённости. Объектом любви
быть не только живая, но и неживая
природа.
В этом суть экологической и глобальной
этики.
Проблема ненасилия – первой исторической формой был нравственно- ритуальный гуманизм Конфуция.
Главный довод Конфуция в человеческом общении – мораль, идеалом государственного устройства является семья. Правители должны относится к подданным как хорошие отцы, а те – почитать их. Но для Конфуция ритуал жертвоприношения выше жалости к животным.
Новоевропейский
гуманизм – стремление к покорению,
ведёт к экологическому кризису.
Он исчерпал себя в индивидуализме
и агрессивности.
Возможны иные пути развития цивилизации.
Современная цивилизация не учит людей
умению жить вместе с природой.
Новоевропейская культура посчитала, что духовность придёт с ростом материального благосостояния, а этого не случилось.
Отказываясь от насилия, мы стесним природу и наши души.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что нужна очень грамотная система юридических норм, регулирующая взаимодействие человека и природы.
Литература
1. Леопольд
О. Календарь песчаного
Методологические аспекты исследования биосферы. — М.,1975.
2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. — М., 1992.
3. Природа
и человек в религиозных
Севера. – М.:1976г.
4. Андреев Д.А. Роза мира. – М.: 1991г.
5. Хайдеггер
М. Проблема человека в
6. Н.
Н. Моисеева Концепция
Этика никогда не была оторвана от природы. Многие нравственные требования находили в природе свое подтверждение. «Притчи Соломона» советовали ленивцам поучиться работать у муравьев. Представители целого направления в древнегреческой этике — киники — получили свое название от животного, поведение которого взято ими за образец. Необходимость совместного труда и социальной гармонии обосновывалась примерами из жизни общественных животных. Социальное устройство человечества уподоблялось живому организму, в котором различные слои и классы выполняют функции головы, рук и т. д. Теория Дарвина о борьбе за существование и выживании наиболее приспособленных как способе образования новых видов жизни использовалась социал-дарвинистами для оправдания войн, а эволюционистами — для подтверждения возможности социального прогресса.
В противоположность
концепции Дарвина русский
А. Кропоткин утверждал, что «борьба в
природе большею частью ограничена борьбою
между различными видами; но что внутри
каждого вида, а очень часто и внутри групп,
составленных из различных видов, живущих
сообща, взаимная помощь есть общее правило...
Взаимопомощь — преобладающий фактор
природы.
Наконец, можно считать вполне доказанным,
что тогда как борьба за существование
одинаково ведет к развитию как прогрессивному,
так и регрессивному, то есть иногда к
улучшению породы, а иногда и к ее ухудшению,
практика взаимопомощи представляет силу,
всегда ведущую к прогрессивному развитию».
Отсюда Кропоткин делает вывод, что «нравственное
начало в человеке есть не что иное, как
дальнейшее развитие инстинкта общительности,
свойственного почти всем живым существам
и наблюдаемого во всей живой природе».
Современная этология и концепция коэволюции
во многом подтверждают мысли Кропоткина.
В эпоху
научно-технической революции, когда
человек получил достаточную
силу, чтобы сделать с природной
средой все, что ему заблагорассудится,
во весь рост встала проблема ответственности
человека за природу и установления
гармонии с ней. Ее решению отвечает
новое направление —
«Развитие этики можно выразить не только через философские, но и через экологические понятия. Этика в экологическом смысле — это ограничение свободы действий в борьбе за существование». Так понимал этику создатель первого варианта экологической этики, которую он назвал этикой Земли.
Информация о работе Вегетарианство как нравственная ценность