Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 20:39, курсовая работа
Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регу¬лирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плано¬вая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур.
При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкрот¬ства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расши¬ренным воспроизводством и платеже¬способность.
1.
Теоретические АСПЕКТЫ
бухгалтерского учета
и анализа банкротства
предприятия
Несостоятельность (банкротство) предприятий представляет собой один из экономических инструментов регулирования рыночной конкуренции. В эпоху социализма действующая плановая система экономики создавала определенные условия сбалансированности хозяйственно-экономических процессов предприятий. Таким образом, не возникало ни острых конкурентных отношений, ни банкротства хозяйствующих структур.
При переходе России к рыночным отношениям возникли объективные предпосылки к процедурам банкротства предприятий. Жесточайшая конкуренция вела к выживанию только конкурентоспособных участников рынка, способных стабильно обеспечить цикл товарно-денежного оборота с расширенным воспроизводством и платежеспособность.
Важно отметить, что прогрессивная роль процедуры банкротства состоит в перераспределении капитала из менее эффективных структур экономики в более эффективные, отсечении больных сегментов экономики, а также оздоровлении предприятий, не нашедших свою рыночную нишу.
Процесс банкротства, проводимый в России, отличается от аналогичных процедур и в некоторых зарубежных странах, например в США и Германии. В правовой практике зарубежных капиталистических государств банкротство означает уголовно наказуемое деяние неплатежеспособного должника, которое наносит ущерб кредиторам.
Так, в Германии достаточно сложно инициировать процесс банкротства и он часто носит уголовный характер. В США большинство банкротств носят «добровольный» характер, это связано с предупреждением (смирением) кредиторов на время реструктуризации и ликвидации предприятия. При этом в соответствии с Кодексом о банкротстве США кредитор обязан предоставить доказательства систематичности неплатежей значительной суммы долга в период, непосредственно предшествующий петиции о банкротстве. Имеются и другие отличия. [36,C.38-39] с. Маленькая по нормоконтролю
Существует несколько разновидностей банкротства предприятий. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие его виды:
1.
Реальное банкротство. Этот
2.
Техническое банкротство.
3. Криминальное банкротство. Это инструмент недобросовестного завладения собственностью. В любой стране с рыночной экономикой банкротство является одним из инструментов естественного процесса реструктурирования экономики. Однако в российских условиях банкротство предприятий стало самостоятельным видом криминального бизнеса.
Криминальное банкротство включает в себя:
– преднамеренное банкротство[6, ст.196];
– фиктивное банкротство [6, ст.197];
– неправомерные действия при банкротстве [6, ст.195].
Сомнительными с точки зрения криминальности являются банкротства предприятий, в недалеком прошлом благополучных в экономическом и финансовом отношении; уникальных предприятий оборонного комплекса, обладающих редкими разработками и технологиями; предприятий, после банкротства достающихся своему многолетнему конкуренту [32, С.19].
Возможны и иные классификации банкротства.
Правильное
понимание назначения и эффективности
института несостоятельности (банкротства)
является определяющим с точки зрения
результатов его
Помимо
выделения различных видов
Самыми
распространенными причинами
В экономической литературе распространена классификация факторов, обуславливающих несостоятельность (банкротство) организаций на внешние и внутренние.
К внешним факторам, оказывающим сильное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, относятся размер и структура потребностей, уровень доходов и накоплений населения; политическая стабильность и направленность внутренней политики; развитие науки и техники, определяющие все составляющие процесса производства товара и его конкурентоспособность; международная конкуренция; последствия общеэкономического спада, инфляции. [33, С. 36]
Внутренние факторы, определяющие развитие предприятия и влияющие на результаты его хозяйственной деятельности, в экономической литературе в общем виде представляются четырьмя основными группами [38, С. 129]. Это стратегия предприятия, принципы его деятельности, ресурсы и их использование, качество и уровень маркетинга. В свою очередь, данные группы факторов включают десятки, если не сотни конкретных причин, действующих на каждом предприятии избирательно.
Таким
образом, банкротство является следствием
неспособности организации выполнить
свои денежные обязательства перед кредиторами
и/или вносить обязательные платежи. Причинами
могут быть как внешние факторы, не зависящие
от деятельности организации, так и внутренние,
связанные с неэффективной политикой
управления организацией.
1.2.
Нормативно-правовое
В
настоящее время к нормативно-
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Ч. 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) ст. 25, 56, 63-65, 105, а также Гл. 42 в части норм, непосредственно регулирующих несостоятельность (банкротство) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц; норм, содержащих специальные указания по применению положений о несостоятельности (банкротстве) (об очередности удовлетворения требований кредиторов), о субсидиарной ответственности лиц, которые имеют право давать обязательные для должника - юридического лица указания либо иным образом определять его действия, за доведение должника до банкротства; норм в отношении промежуточного ликвидационного баланса.[1]
- Налоговый Кодекс Российской Федерации (НК РФ) Часть 1 от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)ст. 23, 49, 50 в части установления порядка предоставления бухгалтерской отчетности в налоговые органы, исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при реорганизации юридического лица, а также обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации.[2]
-
Арбитражный Процессуальный
-
Кодекс Российской Федерации
об административных
-
Трудовой Кодекс Российской
-
Федеральный закон «О
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ (ред. от 07.02.2011) в части установления оснований для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирования порядка, и условий осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условий проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.[8]
- ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.1999 г. № 43н (ред. от 08.11.10) в части установления состава отчетности и общих требований к ней.[9]
-
ПБУ 7/98 «События после отчетной
даты» утверждено приказом
- ПБУ 9/99 «Доходы организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 32н (ред. от 08.11.10), в части квалификации характера поступающих денежных средств, связанных с процедурами банкротства.[12]
- ПБУ 10/99 «Расходы организации» утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. № 33н (ред. от 08.11.10) в части квалификации характера расходуемых денежных средств и отражения учета расходов, связанных с процедурами банкротства.[13]
- ПБУ 15/08 «Учет расходов по займам и кредитам» утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 107н (ред. от 08.11.10) в части установления особенностей формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим), организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).[15]
- ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» утверждено приказом Минфина РФ от 02.06.2002 г. № 66н (ред. от 08.11.10) в части установления порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций).[16]
-
План счетов и Инструкция по
его применению утвержденный
Приказом Министерства
-
Постановление Правительства
-
Постановление Правительства
-
Методические положения по
1.3.
Бухгалтерский учет и
Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в ред. от 03.05.2011 г.) предусмотрено пять процедур банкротства:
–
наблюдение – процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях
обеспечения сохранности
– финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
– внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
– конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;