Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:58, реферат
В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.
«Утверждено»
на заседании Антитеррористической комиссии
Томской области 28.10. 2009 Протокол № 5
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
по организации работы и оценке антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности, жизнеобеспечения и с массовым пребыванием людей в Томской области
г. Томск – 2009
В типовой инструкции рассмотрены особенности организации антитеррористической деятельности на объектах особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения, мест с массовым пребыванием граждан, являющихся потенциально опасными объектами террористических посягательств, обеспечения их физической защиты, выбора и применения технических средств охранной и тревожной сигнализации, средств инженерно-технической укрепленности на объектах и помещениях. Приведены частные показатели определения оценки защищенности данной категории объектов.
Типовая инструкция предназначена для руководителей объектов, инженерно – технических работников и специалистов подразделений охраны (вневедомственной, ведомственной, служб безопасности и иных охранных предприятий), а также территориальных антитеррористических комиссий, отвечающих за обеспечение антитеррористической защищённости объектов различных предприятий, организаций и учреждений на территории Томской области.
Типовая инструкция разработана аппаратом Антитеррористической комиссии Томской области совместно с аппаратом Совета безопасности при Губернаторе Томской области при участии представителей структурных подразделений УФСБ России по Томской области, УВД по Томской области, ГУ МЧС России по Томской области.
Инструкция разработана в соответствии с требованиями нормативно – правовых актов и руководящих документов по профилактике терроризма, минимизации и ликвидации последствий и его проявлений.
I. Введение
На рубеже тысячелетий терроризм превратился в одну из наиболее острых проблем современности, фактор, серьезно дестабилизирующий обстановку не только в отдельных странах и регионах, но и в мире в целом. В последние 15 лет проблема распространения терроризма стала актуальной и в Российской Федерации. Сложившаяся криминогенная обстановка угрожает стабильности в стране, что требует повышения эффективности имеющихся форм и методов борьбы с этой угрозой, принятия безотлагательных мер по ее нейтрализации. В таких условиях заметно возрастает необходимость совершенствования деятельности всех органов законодательной и исполнительной власти, руководителей объектов по противодействию терроризму, профилактике данных противоправных действий.
Терминологически в нормативных правовых актах РФ и подзаконных актах федеральных органов исполнительной власти для обозначения объектов, выступающих в качестве потенциальных целей терроризма, используются самые разнообразные определения категорий объектов. Потенциально опасные объекты представлены во всех рассматриваемых областях человеческой деятельности – производственная сфера, транспорт, связь, безопасность, жизнеобеспечение и др. Классификация и категорирование объектов по функционально-отраслевому принципу, не решает всех прикладных задач, поскольку один и тот же объект по этому признаку может одновременно относиться к двум и более названным классам. Например, промышленные объекты зачастую выступают как элементы энергетического комплекса, транспортной инфраструктуры и при этом выполняют функции жизнеобеспечения. Ряд объектов можно отнести как к объектам жизнеобеспечения, так и к объектам повышенной опасности (например, предприятия пищевой промышленности, имеющие холодильные установки с аммиаком или водозаборы, использующие хлор в технологическом процессе очистки воды). Из этого следует, что на законодательном уровне пока еще не выработан единый подход к определению объектов, представляющих повышенную опасность и одновременно являющихся потенциальными мишенями терроризма. Отсутствие единого подхода не позволяет оптимальным образом распределить эти объекты по категориям (дать их классификацию), что в свою очередь затрудняет планирование мероприятий по защите данных объектов от диверсионно-террористических посягательств с учетом их особенностей.
Кроме того, механическое отнесение объекта к той или иной производственной сфере не позволяет выделить критерии, согласно которым устанавливается соответствующий уровень его физической защиты. Соответственно в настоящее время имеются лишь отдельные оценочные показатели, отражающие специфику деятельности некоторых ведомств. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 587: «Сохранение ценностей и безопасность объектов, не включенных в перечень объектов, подлежащих государственной охране, обеспечивается их руководителями (собственниками) с учетом норм и требований, установленных соответствующими государственными органами».
Категорией объекта называется комплексная оценка состояния объекта, учитывающая его экономическую или иную значимость в зависимости от характера и концентрации сосредоточенных ценностей, последствий от возможных преступных посягательств на них, сложности обеспечения требуемой надежности охраны (ГОСТ Р 50776-95).
Важность объектов определяется исходя из:
II. Термины и определения
1. Критически важные
объекты (КВО) – объекты, нарушение
(или прекращение) функционирования которых
приводит к потере управления экономикой
страны, субъекта или административно-
2. Критически
важные для национальной безопасности
объекты инфраструктуры – объекты, нарушение
(или прекращение) функционирования которых
приводит к потере управления, разрушению
инфраструктуры, необратимому негативному
изменению (или разрушению) экономики
страны, субъекта или административно-
3. Объект особой важности – это объект, степень важности которого определяется федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления в зависимости от предполагаемого ущерба, который может быть нанесен природе и обществу вследствие преступного посягательства на него. К ним относятся:
4. Потенциально опасные объекты инфраструктуры Российской Федерации – объекты, на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные и опасные химические и биологические вещества, а также гидротехнические сооружения, создающие реальную угрозу возникновения источника кризисной ситуации.
К ним относятся:
5. Объект жизнеобеспечения – это совокупность жизненно важных материальных средств и услуг, сгруппированных по функциональному предназначению и сходным свойствам и используемых для удовлетворения жизненно необходимых потребностей населения в виде продуктов питания, жилья, предметов первой необходимости, а также в медицинском и санитарно-эпидемиологическом, транспортном, коммунально – бытовом обеспечении и др.
К ним относятся:
6. Объекты с массовым пребыванием граждан – территории, учреждения и иные общественные места, на которых возможно одновременное пребывание 200 и более человек.
6.1. Дошкольные, школьные и иные учебные заведения, объекты науки
6.2. Лечебно-оздоровительные учреждения
6.3. Культурно-развлекательные учреждения