Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 12:29, дипломная работа
Целью работы является обоснование теоретических основ расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
рассмотреть теоретические основы расчетно-кассовых операций в коммерческих банках;
провести анализ проведения расчетно-кассовых операций в ОАО «СКБ-банк»;
выявить проблемы и разработать пути совершенствования проведения расчетно-кассовых операций в коммерческом банке.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ 6
1.1.Коммерческий банк как участник платежной системы 6
1.2.Основные положения и организация безналичных расчетов в экономической системе 12
1.3.Налично-денежные операции и кассовое обслуживание клиентов 18
1.4.Операции банков с драгоценными металлами: общая характеристика и правовые основы 24
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РКО В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ ОАО «СКБ-БАНК» 33
2.1. Характеристика деятельности банка ОАО «СКБ-банк» 33
2.2.Анализ структуры доходов и расходов банка 44
2.3. Анализ расчетных операций коммерческого банка 47
2.4. Анализ налично-денежных операций 50
2.5. Анализ операций с драгоценными металлами 57
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РКО В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА 64
3.1.Проблемы коммерческих банков в области осуществлении РКО в современных условиях 64
3.2. Мероприятия по оптимизации расчетно-кассового обслуживания 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 89
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В любой экономике коммерческие банки являются посредниками при проведении расчетов между экономическими агентами. Выполнение банками функции посредника в расчетах призвано обеспечить стабильность платежной системы, снижение операционных расходов предприятий и организаций, повышение ликвидности рынков, а также создать условия для проведения денежно-кредитной политики государства. Содержание и характер расчетно-кассовых услуг коммерческих банков меняется в ответ на изменения потребностей клиентов и под воздействием информационных технологий. Под влиянием фактора «давления издержек» коммерческие банки совершенствуют системы организации расчетно-кассового обслуживания (РКО) с тем, чтобы обеспечить рентабельность данного направления деятельности. В условиях финансового кризиса актуальность задачи повышения рентабельности банковского бизнеса посредством реинжениринга наиболее распространенной формы взаимодействия клиента и банка – расчетно-кассового обслуживания - еще более возрастает. В связи с этим востребованными являются разработки, направленные на повышение эффективности расчетно-кассовых услуг, на массовое внедрение в банковскую практику средств дистанционной работы в целях снижения транзакционных издержек и повышения качества расчетно-кассового обслуживания. Немаловажную роль в совершенствовании РКО играет и имеющая место тенденция снижения маржинальных доходов, что вынуждает банки искать способ стабильного заработка на комиссионных операциях. Особенно в период кризиса банки заинтересованы и в остатках на счетах предприятий, и в комиссионных доходах.
Совершенствование
организации расчетно-кассового
обслуживания, активизация внедрения
банками в эту сферу современны
Недостаточная теоретическая и практическая разработанность темы, ее дискуссионность, актуальность и необходимость решения ряда теоретических и методических вопросов определили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Целью работы является обоснование теоретических основ расчетно-кассового обслуживания клиентов коммерческими банками и разработка мероприятий по его совершенствованию.
В соответствии с данной целью в работе были поставлены следующие основные задачи:
Объект исследования - ОАО «СКБ-банк».
Предмет исследования – методология проведения расчетно-кассовых операций.
Методологическую основу работы образуют принципы диалектики и законы логики, системный подход в решении поставленных задач. Важнейшим аспектом представленного исследования является применение таких общенаучных методов как сравнение, группировка, анализ, синтез.
Теоретической основой данной работы послужили теории и концепции, сформированные в трудах отечественных и зарубежных экономистов в области рассматриваемой проблемы, в числе которых работы Г.Н. Белоглазовой, В.В. Бочарова, Н.В. Иванова, Т.П. Иваньковой, Л.П. Кроливецкой, О.И. Лаврушина, В.Е. Леонтьева, Ю.С. Масленченкова, А.Г. Мнацаканяна, Г.С. Пановой, Б.В.Пантелеева, М.А. Помориной, Н.П. Радковской, А.И. Седина, В.В. Скляренко, А.Д. Шеремета, Е.Б. Ширинской и др.; среди зарубежных авторов - Э. Деминга, Э.Дж. Долана, Р. Каплана, Ф. Котлера, Д. Нортона, П. Роуза, Э. Рида, Дж.Ф.-мл. Синки, Г. Шарпа, и др.
Информационной базой работы послужили законодательные и нормативные акты, регулирующие банковскую деятельность в Российской Федерации, статистические данные, опубликованные Банком России и другими официальными органами, данные международных банковских организаций, справочные материалы Госкомстата РФ, данные информационных и рейтинговых агентств, информация из периодической печати, электронных СМИ, диссертационные исследования, внутренние положения и правила, разработанные в кредитных организациях. Исследование практики проведения безналичных расчетов в коммерческом банке осуществлялось на основе информации, предоставленной ОАО «СКБ-банк».
В денежных системах, где функции денег как средства обращения и средства платежа выполняют полноценные металлические монеты, проблемы создания, и регулирования платежной системы не возникает. Передача полноценных денег от продавца к покупателю, от кредитора к должнику означает факт окончательного совершения платежа и погашения долга. При использовании же бумажных и кредитных денег появляется потребность в разработке особых правил их обращения и процедур передачи, которые должны обеспечивать однозначное признание всеми участниками расчетов факта совершения платежа и погашения долга. Формируется особая система передачи платежной информации1.
Значение этих правил, процедур, а также систем существенно возрастает при переходе к применению безналичных расчетов и электронных денег. В каждой стране в рамках финансовой системы создается самостоятельная платежная система. С развитием международного обмена возникают международные платежные системы, обеспечивающие проведение платежей между участниками международных рынков, находящимися в разных станах.
Платежная система - это совокупность правил, договорных отношений, технологий, методик расчета, внутренних и внешних нормативных актов, которые позволяют всем участникам производить финансовые операции и расчеты друг с другом. Рассмотрим согласно данному определению каждую составляющую платежной системы. С позиции системности все элементы последней должны находиться во взаимодействии, только в этом случае может быть достигнута эффективность ее функционирования.
Эффективность платежной системы - это своевременность и надежность передачи и учета платежных ресурсов, выделяемых на проведение платежей. При эффективном функционировании платежной системы существенно сокращаются операционные издержки, появляется возможность для лучшего управления ликвидностью и в банках, и на предприятиях. Различные сбои, непреднамеренные или неожиданные задержки в платежах существенно подрывают доверие к платежной системе, экономические агенты начинают сомневаться в том, будут ли вообще произведены платежи. Все это приводит к возрастанию риска, а тем самым и повышению издержек участников платежной системы и к платежному кризису.
Основными задачами, стоящими перед платежной системой, являются следующие2:
Основной функцией любой платежной системы является обеспечение динамики и устойчивости хозяйственного оборота. Наличие эффективной платежной системы способствует осуществлению контроля за денежно-кредитной сферой, помогает банкам активно управлять ликвидностью, снижая тем самым потребность в крупных и избыточных резервах. В результате этого упрощается процесс составления денежно-кредитной программы и ускоряется осуществление операций в области финансовой политики3.
Элементы платежной системы. К ним относятся следующие:
Элементы платежной системы тесно взаимосвязаны между собой, их взаимодействие осуществляется по определенным правилам, закрепленным в нормативно-правовых актах государства и международных соглашениях.
Работа платежной системы России в целом построена согласно соответствующим правовым актам, на основе которых разработаны правила ее функционирования. Они являются едиными для любой системы и определяют совокупность процедур, которые необходимы для функционирования платежной системы и осуществления переводов денежных средств от одних экономических агентов к другим. К процедурам платежной системы относятся установленные формы проведения безналичных расчетов, стандарты платежных документов, а также различные средства передачи информации (линии связи, программное и техническое обеспечения).
Основными участниками платежной системы являются центральный банк, коммерческие банки, небанковские учреждения, включая клиринговые и расчетные центры.
Они выступают в качестве институтов, предоставляющих услуги по осуществлению денежных переводов и погашению долговых обязательств. Обеспечение бесперебойности расчетов возлагается непосредственно на центральный банк государства. Работа платежной системы тесно связана с реализацией основной цели деятельности центрального банка - обеспечением стабильности банковской системы. При этом центральный банк может выступать в качестве:
К компетенции центральных банков, как правило, относится управление рисками платежных систем. Центральный банк контролирует риск ликвидности, кредитный и системный риски в платежной системе, осуществляет регулирование ликвидности ее участников, в том числе на основе функции кредитора последней инстанции, выступает как оператор платежной системы. Управление рисками со стороны центрального банка заключается в4:
Отсутствие должного внимания к любому из рисков и способов управления им может привести к очень серьезным последствиям, выражающимся в дестабилизации расчетов в регионе или стране в целом.
Платежная система включает три основных расчетных процесса:
При расчетах наличными деньгами в качестве платежного инструмента выступают сами наличные деньги. Расчеты происходят непосредственно между плательщиком и получателем5.
Роль банков сводится к обслуживанию оборота наличных денег: выдаче их из касс банка, зачислению на счета, инкассации, хранению и т. п. Центральный банк осуществляет выпуск наличных денег в обращение, устанавливает правила совершения операций с ними, прогнозирует потребность оборота, регулирует покупюрный состав налично-денежной массы и т. п. Обращение наличных денег происходит во внебанковском обороте, правила расчетов наличными деньгами по своей сути сводятся к правилам совершения кассовых операций.
При безналичных расчетах все платежи совершаются в рамках банковской системы. Для их проведения предприятию в коммерческом банке открывается расчетный или текущий счет, на котором хранятся его свободные денежные средства. При осуществлении безналичного платежа деньги должны списываться со счета плательщика и зачисляться на счет получателя - другого предприятия. Если счета плательщика и получателя находятся в одном банке, то в нем происходит простое перемещение средств по счетам. Если же их счета открыты в разных банках, то средства переводятся из одного банка в другой, т. е. осуществляются межбанковские расчеты. Для проведения расчетов между самостоятельными банками используются корреспондентские счета.