Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 21:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
- изучить сущность, принципы сбалансированности бюджетов и методы ее достижения;
- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;
- провести анализ сбалансированности и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;
- изучить условия формирования федерального бюджета Российской Федерации на 2012 - 2014 гг.

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 618.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность  работы состоит том, что федеральный бюджет является важным звеном финансовой системы страны и выступает как централизованный фонд финансовых ресурсов, финансовый план государства, имеющий статус закона на соответствующий финансовый год. Это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и органов местного самоуправления. Федеральный бюджет занимает важное место в составе финансовой системы. Он объединяет доходы и расходы государства. Посредством бюджета государством осуществляются мобилизация денежных ресурсов и их расходование путем перераспределения национального дохода и ВВП. 

Федеральный бюджет России – главное звено бюджетной  системы. Он выражает экономические денежные отношения, опосредствующие процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается и утверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этот бюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности и частично доходы населения. Они направляются на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и др. [9]

В бюджете ежегодно централизуются поступления налогов с предприятий различных форм собственности, организаций, учреждений и с населения. Они направляются на финансирование хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержку бюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, создание государственных материальных и финансовых резервов и другие цели, определенные в расходной части бюджета. 

Централизация средств имеет важное экономическое и политическое значение, поскольку мобилизуемые доходы служат одним из главных инструментов претворения в жизнь экономической политики государства. В свою очередь, состояние бюджета, особенности его формирования и расходования служат важным показателем эффективности экономической политики, проводимой государством. В условиях рыночных реформ функции бюджета в значительной степени направлены на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики, и на выполнение других функций государства. [10]

Основная проблема бюджета любого уровня – это проблема его сбалансированности. Будь то бюджет предприятия, личный бюджет, бюджет местного, регионального или федерального уровня. Все мы стараемся четко сформулировать и увязать для себя источники доходных и расходных статей своего собственного бюджета, также старается увязать их и наше правительство, на уровне местных бюджетов, уровне субъектов и на высшем федеральном уровне. Актуальность темы обусловлена также тем, что именно федеральный бюджет вносит решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны. Методология данной экономической сферы позволяет влиять на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития, тем самым, обеспечивая стабильность экономической деятельности и экономического роста страны. За счет средств федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности государства в сферах стратегической деятельности и наиболее значимых социальных гарантий.

Целью данной работы является исследование проблем сбалансированности федерального бюджета.

Для достижения поставленной цели в  работе  решены следующие задачи:

- изучить  сущность, принципы  сбалансированности бюджетов и  методы ее достижения;

- проанализировать динамику и структуры доходов и расходов федерального бюджета на 2009-2012 гг.;

- провести анализ сбалансированности  и источников финансирования  дефицита федерального бюджета;

- исследовать проблемы сбалансированности бюджетов России и направления развития методов достижения сбалансированности бюджетов;

- проанализировать сбалансированность федерального бюджета в 2009 – 2011гг.;

- изучить условия формирования  федерального бюджета Российской  Федерации на 2012 - 2014 гг.

Объектом исследования выступает федеральный бюджет Российской Федерации.

Предметом исследования является система экономических  отношений по поводу формирования и  использования средств федерального бюджета, достижения их сбалансированности.

Методологической базой  для написания дипломной работы послужили периодические    и учебные издания за 2009-2012 года, труды ведущих ученых, занимающихся проблемами сбалансированности бюджета: М.И. Боголепова, Г.И. Болдырева, С. Ю. Витте, Г.Я. Сокольникова, М.М. Сперанского, М.И. Фридмана и др.

Основными методами исследования являются: метод сравнения, аналитический метод, графический метод, табличный метод, коэффициентный метод.

 

 

 

 

 

 

1 Основы сбалансированности бюджетов

 

1.1  Понятие и сущность бюджета

 

Вмешательство государства  в процессы экономической жизни  в условиях рынка предполагает обязательное наличие некоторых финансовых и материальных ресурсов. В то же время, в распоряжении государства находится важный инструмент в виде узаконенной власти, которая способна устанавливать, охранять и изменять права собственности. Однако действия государства не сводятся только к непосредственному применению властных полномочий, хотя на нем основываются. Государство может брать на себя оказание услуг, которые связаны с естественной монополией или информационной асимметрией, поэтому оно должно располагать трудовыми, материальными и денежными ресурсами, необходимыми для производства и распределения услуг, и организовывать эффективное использование этих ресурсов.[14]

Государственные ресурсы  могут формироваться двумя способами: за счет прямого участия государства в рыночных сделках и в процессе перераспределения в виде налогообложения хозяйствующих субъектов. Осуществляя производство в условиях естественной монополии, государство обычно реализует продукцию (услуги) на рынке и, как правило, по ценам, существенно более низким, чем те, которые установила бы в аналогичных условиях частная фирма. Однако так или иначе государственные организации получают выручку, которая способна обеспечивать возмещение затрат и расширение производства.

В ряде случаев государство  намеренно использует цены, не покрывающие издержек на товары и услуги, производимые государственными организациями. Это обусловлено стремлением государства, стимулировать потребление благ, обладающих важными достоинствами для граждан (например, посещение музеев).

Сниженные цены продаж могут  также служить обеспечению доступности  предметов первой необходимости  для лиц с низкими доходами (например, в отношении ценообразования  на жилищные и коммунальные услуги). В подобной ситуации убыточность  деятельности государственных предприятий оправдывается перераспределительными приоритетами, что, впрочем, предполагает избирательное, адресное предоставление льгот. Поэтому для покрытия убытков, предоставления льгот и субсидий государству необходимы финансовые средства. Еще большая потребность в средствах определяется тем, что многие виды экономической активности государства вообще не направлены на производство продукции, которую можно было бы реализовать на рынке. Это касается, в частности, социальных программ, например пенсионных, и создания чистых общественных благ.

В силу полного отсутствия или в пределах средней нормы  прибыли для рыночной реализации финансовых результатов, подобные виды деятельности непривлекательны для  частного сектора. И тогда для  реализации способности государством взять на себя выполнение соответствующих функций используются перераспределительные механизмы - принудительное изъятие части доходов.

Для этих целей основным источником денежных средств у государства  является налогообложение. Государство  обязывает лиц, осуществляющих коммерческую деятельность, участвовать в финансировании его расходов. По сути, оно ограничивает права граждан и организаций на получаемые ими доходы, присваивая себе их некоторую устанавливаемую законом часть. Мобилизуя ресурсы, государство затем их целенаправленно использует. Это означает, что оно выступает не просто в роли инстанции, обладающей регулятивными полномочиями, а в качестве субъекта экономической деятельности, который сопоставляет расходы с доходами, стремится к эффективному использованию своих ресурсов.

Бюджет является важнейшей  финансовой категорией, неотъемлемой частью государственных и муниципальных  финансов. Сущность бюджета обусловлена  не только сущностью приоритетной по отношению к ней категории  финансов, но и сущностью государства и общественно-политического строя. [15] При всех общественно-экономических формациях бюджет удовлетворяет потребности государства в денежных средствах. Вновь созданная производительным трудом стоимость объективно должна не только способствовать решению производственных задач, но и обеспечивать функционирование государственных институтов, гарантирующих конституционные права и свободы граждан.

Бюджет функционирует  в рамках относительно обособленной финансовой системы государства. Такое  обособление связано с тем, что любое государство призвано, защищать национальные интересы граждан. Бюджет задает исходные параметры баланса социальной и экономической политики, представляет собой соотношение целей развития общества и средств их достижения. Конкретными формами этого баланса являются соотношения между накоплением и потреблением, между экономической эффективностью и социальной справедливостью, между различными моделями экономического развития.

С одной стороны, отличительная  особенность бюджета состоит в том, что он ориентирован непосредственно на интересы граждан. Но не менее важная особенность бюджета заключается и в том, что он имеет отношение к сфере перераспределения и потребления общественного продукта. Как известно, способ распределения определяется способом производства, однако перераспределительные отношения, обладая относительной автономией, могут либо тормозить, либо способствовать процессу производства, быть фактором повышения производительности труда. С другой стороны, специфика бюджета заключается в ориентации на экономический рост и преумножение материального богатства. Это расширяет свободу выбора в сфере перераспределения и открывает более широкие возможности для реализации экономической политики государства.

В бюджете отражается циклический характер развития общества и его диалектика, когда старое не отрицается абсолютно, а все положительное в нем воспринимается и ассимилируется на новом витке развития, что и является ключевым моментом в рассмотрении роли и значения бюджета. Бюджет необходимо рассматривать как историко-экономическую категорию, неразрывно связанную с функционированием государства.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т.д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. [21]

Деятельность государства  по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.

В бюджетную систему  Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней: Федеральный бюджет; бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты); бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты). [21]

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Если запланированные  доходы бюджета превышают расходы  бюджета, то это называется бюджетный  профицит (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секвестр.

 

1.2 Сбалансированность  бюджета: понятие, условия и  методы

 

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. [19]

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета  позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных  поступлений (доходов бюджета и  источников покрытия дефицита) и объемом  производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансиро-ванность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения  сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Информация о работе Сбалансированность федерального бюджета и способы ее достижения