Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 16:04, дипломная работа
Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового регулирования отношений в сфере защиты прав потребителей;
- рассмотрение судебного и внесудебного способов защиты прав потребителей;
- изучение проблем защиты прав потребителей.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………………………………………………..6
1.1. Характеристика законодательства о защите прав потребителей………6
1.2. Гражданско-правовые способы защиты прав потребителей………….12
1.3. Зарубежный и российский опыт защиты прав потребителей………...26
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ………………………………………..35
2.1. Ответственность продавца (изготовителя) за неисполнение обязательств…………………………………………………………………..35
2.2. Устранение недостатков и сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товаров…………………………….49
2.3. Замена товара ненадлежащего качества……………………………….63
ГЛАВА 3. СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ……………..66
3.1. Внесудебная защита прав потребителей……………………………….66
3.2. Судебная защита прав потребителей…………………………………...74
3.3. Проблемы защиты прав потребителей………………………………....79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...86
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...91
Переход России от плановой экономики
к рыночной, законодательное закрепление
многообразия форм собственности, придание
законного статуса
Были исследованы труды юристов в области общей теории права, гражданского, предпринимательского и уголовного права: Афониной А.В., Барсегян Т.К., Богдан В.В., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Грибанова В.П., Гришаева С.П., Еналеевой И.Д., Ершовой И.В., Парций Я.Е., Райлян А.А., Эрделевского А.М. и др.
Выбор темы дипломной работы обусловлен важностью и актуальностью исследуемой проблемы и ее явно недостаточной разработанностью в науке гражданского права, а также очевидным отставанием законодательного регулирования. Кроме того, изучение действующих правовых норм в рассматриваемой сфере, анализ практики их применения позволяет показать межотраслевое значение института гражданской ответственности в области защиты прав потребителей.
Для того чтобы обеспечить защиту прав потребителей в сфере предпринимательской деятельности, необходимо создание таких организационно-правовых форм защиты, которые были бы достаточно эффективны. К ним можно отнести: осуществление контроля за выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных; рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др. Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п. В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.
Актуальность выбранной темы прослеживается как в теоретическом, так и в практическом плане, особенно учитывая большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых дублируют, а иногда и противоречат друг другу; разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечение нарушителей к ответственности за указанные правонарушения, как в административном, так и в судебном порядке. В связи с этим, очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, выделение критериев разграничения полномочий между различными органами исполнительной власти при осуществлении контроля за соблюдением прав потребителей и применению мер административной ответственности за их нарушения.
В ряде случаев ответственность
за нарушение прав потребителей регулируется
нормами гражданского и уголовного
права, в силу чего требуется четкое
законодательное разграничение
гражданско-правовой ответственности
от административно-правовой и уголовно-правой.
В практическом плане значение темы исследования
связано с необходимостью повышения эффективности
борьбы с нарушениями прав потребителей:
мошенничеством, производством и продажей
недоброкачественных товаров, некачественным
оказанием услуг, выполнением работ, а
также с необходимостью формирования
надежных организационно-правовых форм
защиты прав потребителя.
Цель дипломного исследования – изучение особенностей российского законодательства в области защиты прав потребителей.
Задачами работы для достижения данной цели явились:
- анализ основ государственной защиты потребителей;
- изучение правового
регулирования отношений в
- рассмотрение судебного
и внесудебного способов
- изучение проблем защиты прав потребителей.
В условиях современных реформ сформировалась государственная потребительская политика, которая с одной стороны - направлена на развитие предпринимательской деятельности, на ее стимулирование, а с другой - на регулирование социально-экономического положения потребителя на рынке потребительских услуг, обеспечение и защиту его индивидуальных и общественных интересов. Развитие рыночных отношений привело к увеличению разнообразия ассортимента в сфере выпуска товаров, оказания услуг и производства работ. При этом рядовой потребитель оказался к этому не готов. В таких условиях активное вмешательство государства в развитие потребительской политики совершенно оправдано. Отсюда возникла объективная необходимость в создании законодательства о защите прав потребителей. На законодательном уровне требуется максимальное определение прав потребителей и, что особенно важно, закрепление мер, обеспечивающих их реальное осуществление и защиту от недобросовестных предпринимателей.
Эффективность защиты прав потребителей от недобросовестной предпринимательской деятельности - мошенничества, нарушений правил торговли, оказания услуг, торговля некачественными товарами и т.п., во многом зависит от состояния правового регулирования в этой области. 1 Изучение практики применения законодательства о защите прав потребителей свидетельствует о том, в нем остается еще много противоречий, нерешенных вопросов правового, экономического, социального и организационного характера, приводящих к нарушениям прав и законных интересов потребителей. Следовательно, необходимо дальнейшее совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области защиты прав потребителей.
Основными задачами законодательства о защите прав потребителей и ответственности за их нарушение на современном этапе являются:
- урегулирование отношений,
возникающих между
- установление прав
потребителей на приобретение
товаров (работ, услуг)
- определение механизма реализации этих прав. 2
Нормативно-правовая база
защиты прав потребителей в настоящее
время представляет комплексный институт законодательства.
Его образуют нормативные акты и отдельные
правовые нормы различных отраслей права:
конституционного, административного,
гражданского, гражданского процессуального,
уголовного, др. В них отражены основополагающие
принципы защиты потребительских прав,
установлены основные, базовые категории,
закреплены права потребителей, способы
их защиты, обязанности и ответственность
хозяйствующих субъектов, действующих
на потребительском рынке, определены
функции и правомочия государственных,
в том числе и судебных, органов, общественных
формирований при осуществлении охраны
потребительских прав. 3
Таким образом, о законодательстве,
направленном на защиту прав потребителей,
можно говорить как о правовом
институте, главной целью которого
является предоставление специфических
дополнительных прав потребителям и возложение
на их контрагентов дополнительного
обременения, балансирующего их неравное
экономическое положение на рынке. Оно
включает в себя не только нормы, направленные
собственно защиту прав потребителей,
т.е. правоохранительные нормы, но и правоприменительные
нормы, определяющие механизм их реализации.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей заняла прочные позиции в социально-экономических преобразованиях, происходящих в стране. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, институциональными преобразованиями, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг. Тем самым политика в сфере защиты прав потребителей призвана в полной мере способствовать достижению стратегической цели социально-экономических программ Правительства Российской Федерации до 2010 г. - повышению уровня жизни населения. 4
Международные основы политики в сфере защиты прав потребителей определены "Руководящими принципами для защиты прав потребителей", принятыми Генеральной Ассамблеей ООН 9 апреля 1985 г. (резолюция 39/248). К основным правам потребителей этим документом отнесены права на безопасность товаров, информацию, выбор товаров, выражение своих интересов, удовлетворение основных потребностей, возмещение ущерба, потребительское образование, здоровую окружающую среду, экологическую безопасность.
Национальная политика в сфере защиты прав потребителей основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с последними изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 23.07.2008г. N 160-ФЗ), иных федеральных законах и нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. 5
Организационную основу государственной потребительской политики составляет сформированная в соответствии с законодательством национальная система защиты прав потребителей.
С введением в действие в апреле 1992 года Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» была создана правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в этой сфере.
За эти годы создано законодательство, гармонизированное с Гражданским кодексом Российской Федерации и обеспечивающее защиту прав потребителей с учетом специфики отдельных секторов потребительского рынка товаров (работ, услуг). 6
Создана национальная система защиты прав потребителей, которую образуют федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальные управления; федеральные органы исполнительной власти и их территориальные подразделения, осуществляющие контроль качества и безопасности товаров (работ, услуг); органы местного самоуправления; общественные объединения потребителей. Составляющие систему элементы осуществляют весь комплекс работ по формированию и реализации национальной политики в сфере защиты прав потребителей на национальном, региональном и муниципальном уровнях. 7
Для предупреждения, выявления и пресечения нарушений прав потребителей соответствующие органы рассматривают заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, консультируют их по вопросам потребительского законодательства, проводят проверки хозяйствующих субъектов, принимают меры к добровольному урегулированию споров, прибегают к мерам административного воздействия на нарушителей законодательства, осуществляют судебную защиту прав потребителей, информируют и обучают население, вырабатывают предложения по совершенствованию защиты прав потребителей.
С 01 июля 2009 года в связи со вступлением в силу Закона Российской Федерации «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008г. № 294-ФЗ одним из оснований организации и проведения внеплановой проверки предприятия является поступление информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). 8
За прошедшие годы решены такие масштабные вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе об импортных, на русском языке, формирование правил и обычаев делового оборота на базе освоения предпринимателями потребительского законодательства в торговле и при оказании ряда услуг, приведение договоров, в том числе и гарантийных талонов крупных отечественных и иностранных компаний, в соответствие с требованиями российского потребительского законодательства. В основном решен вопрос с выдачей кассовых чеков и иных документов, подтверждающих покупку. Прочно вошло в практику досудебное разрешение споров между потребителями и иными рыночными контрагентами. Осуществляется экспертиза и сравнительное тестирование важнейших товаров народного потребления. Все более широкий размах приобретает работа по информированию и обучению населения основам потребительской культуры, особенно молодежи. 9
В результате упрощенное понятие "защита прав потребителей", отождествляющее ее только с контролем соблюдения законных интересов потребителей, трансформировалось в национальную политику в сфере защиты прав потребителей. Реализация различных ее аспектов все более органично встраивается в деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей. Развивается конструктивное взаимодействие всех ветвей системы защиты прав потребителей. От проведения совместных проверок, характерных для этапа становления системы, сделаны шаги к консолидации усилий всех ветвей системы защиты прав потребителей, направленные на обеспечение надежной защиты законных прав и интересов потребителей. Работают координационные советы по защите прав потребителей, как на федеральном, так и региональном уровнях, реализуются региональные программы и комплексные планы мероприятий.