Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме.
2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике.
3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе.
4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса.
5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.

Содержание

Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3
Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена……………….7
1.1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7
1.2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14
Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24
Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25
2.1. Первичная диагностика уровня сформированности самостоятельной активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25
2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31
2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37
Выводы по второй главе………………………………………………………...40
Заключение…………..…………………………………………………….….….41
Список литературы…………………………...………………………………….43

Вложенные файлы: 1 файл

нов.docx

— 102.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение …...………………….…………………………………..……....…...….3

Глава1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов  интернета в обучении информатики среднего звена……………….7

    1. Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике…..….………………….……….……………………....…….……..7
    2. Способы применения бесплатных Интернет-сервисов в образовательном процессе ...............................................................................…14

Выводы по первой главе ………………...…………………………….....…..…24

Глава II. Опытно-практическая работа по формированию самостоятельной активности учащихся среднего звена по информатике используя бесплатные Интернет-сервисов..………………………………………………...………...…25

2.1. Первичная диагностика  уровня сформированности самостоятельной  активности по информатике учащихся среднего звена………………….……25

2.2 Апробация серии уроков с использованием бесплатных сервисов Интернета направленных на развитие самостоятельной активности учащихся среднего звена ………………………….………………………………………..31

2.3 Повторная диагностика. Сравнительный анализ результатов……………37

Выводы по второй главе………………………………………………………...40

Заключение…………..…………………………………………………….….….41

Список литературы…………………………...………………………………….43

Приложения 
Введение

Информационные и коммуникационные технологии с каждым днем все больше проникают в различные сферы образовательной деятельности. Способствуют этому, как внешние факторы, связанные с повсеместной информатизацией общества, так и необходимость соответствующей подготовки специалистов, внутренние факторы, связанные с распространением в учебных заведениях современной компьютерной техники и программного обеспечения, принятие государственных и межгосударственных программ информатизации образования, появление  необходимого опыта информатизации у все большего количества педагогов. В большинстве случаев, использование средств информатизации оказывает реальное положительное влияние на повышение эффективности труда учителей школ, а также на эффективность обучения школьников.

В России большое внимание на государственном уровне уделяется вопросу информатизации общества в целом и в сфере образования, в частности.  

В связи с этим реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, которые направлены на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку  электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.

Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей предоставляемых глобальной сетью Интернет. Существенным средством информатизации выступают образовательные информационные  ресурсы, опубликованные в сети Интернет. Их своевременное и корректное использование оказывает неоценимую пользу всем участникам образовательного процесса. Так педагоги смогут более эффективно управлять познавательной деятельностью школьников, оперативно отслеживать результаты их обучения и воспитания, принимать обоснованные и целесообразные меры по повышению уровня обучения и качества знаний учащихся. Для учащихся доступ к образовательным Интернет-ресурсам обеспечит основной и дополнительный учебный материал. В организации учебного процесса использование различного вида электронных средств обучения: электронные учебники, лабораторные работы, обучающие и тестирующие Интернет-ресурсы повысят эффективность обучения школьников.

Таким образом, образовательные Интернет-ресурсы в настоящее время играют важнейшую роль в учебном процессе и являются частью инновационных педагогических технологий, которые наряду с традиционными технологиями  призваны эффективно осуществлять процесс обучения.

Приоритетным направлением в обучении информатизации образования должен стать переход от обучения техническим и технологическим аспектам работы с компьютерными средствами к обучению корректному содержательному формированию, отбору и уместному использованию образовательных электронных изданий и ресурсов, к системной информатизации образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, что входит в содержание курсов информатики, изучаемых в педагогических вузах, но и быть специалистом по применению новых технологий в своей профессиональной деятельности в школе. Таким образом, определена актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы «Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по  информатике с использованием бесплатных сервисов Интернета».

Цель исследования: раскрыть возможность использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена.

Объект исследования: процесс обучения информатике в среднем звене.

Предмет исследования: бесплатные Интернет-сервисы как средство обучения информатике в среднем звене основной общеобразовательной школы.

Гипотеза исследования: Если использовать бесплатныеИнтернет-сервисы в обучении информатики, то можно повысить уровень самостоятельности учащихся среднего звена.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить методическую, психолого-педагогическую и специальную литературу по исследованной теме.
  2. Раскрыть способы организации самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике.
  3. Провести анализ бесплатных сервисов Интернета и способы их применения в образовательном процессе.
  4. Изучить возможности применения бесплатных Интернет-сервисовв организации самостоятельной работе учащихся 7 класса.
  5. Разработать серию уроков по информатики с использованием бесплатных Интернет-сервисов организации самостоятельной работы учащихся.

Методы исследования:

Теоретические – изучение и анализ психолого-педагогической и методической  литературы  по проблеме  исследования, анализ и обобщение материала и практические  – эксперимент.

База опытно-практической работы – 7 класс МАОУ  №7, которая расположена по адресу г. Стерлитамак, проспект Ленина, 28Б.

 

Глава 1. Теоретические основы использования бесплатных сервисов интернета в обучении информатики среднего звена

1.1.Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике

 

Внеурочные занятия по информатике призваны решить целый комплекс задач по углубленному образованию, всестороннему развитию индивидуальных способностей школьников и максимальному удовлетворению их интересов и потребностей. Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеют развитие самостоятельности и творческой активности учащихся и воспитание навыков самообучения по информатике. В психолого-педагогической литературе самостоятельность обычно понимается как способность личности к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. Самостоятельность личности не выступает как изолированное качество личности, она тесно связана с независимостью, инициативностью, активностью, настойчивостью, самокритичностью и самоконтролем, уверенностью в себе. Важной составной частью самостоятельности как черты личности школьника является познавательная самостоятельность, которая трактуется как его готовность (способность и стремление) своими силами вести целенаправленную познавательно-поисковую деятельность [12, с.23].

Самостоятельная познавательная деятельность учеников может носить как характер простого воспроизведения, так и преобразовательный, творческий. При этом в применении к учащимся под творческой подразумевается такая деятельность, в результате которой самостоятельно открывается нечто новое, оригинальное, отражающее индивидуальные склонности, способности и индивидуальный опыт школьника. Философское определение творческой деятельности как деятельности, результатом которой является открытие нового оригинального продукта, имеющего общественную ценность, по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий и носит творческий характер, а ее результатом становится продукт, имеющий общественную ценность: оригинальное доказательство известной теоремы, доказательство новой теоремы, составление новой программы для электронно-вычислительных машин и т. п., как правило, в учебной деятельности творчество проявляется в субъективном плане, как открытие нового для себя, нового в своем умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но не имеющего общественной ценности [11, с.63].

Творческий и воспроизводящий характер самостоятельной деятельности связаны между собой. Воспроизводящая самостоятельная деятельность служит первоначальным этапом развития самостоятельности, этапом накопления фактов и действий по образцу, и имеет тенденцию к перерастанию в творческую деятельность. В рамках воспроизводящей деятельности уже имеют место элементы творчества. В свою очередь, в творческой деятельности также содержатся элементы действий по образцу.

Одним из условий самообучения является умение ученика планировать свою самостоятельную познавательную внеурочную деятельность по приобретению знаний. Учитель помогает ему в составлении индивидуальных планов самообучения и в их реализации [6, с.83].

Выяснив планы учащихся, учитель осуществлял индивидуально-групповое педагогическое руководство самообучением школьников, которое проводилось в следующих направлениях:

  • корректирование (уточнение, детализация) индивидуальных планов самообучения;
  • подбор учебной, научно-популярной и научной литературы по информатике для самостоятельного изучения;
  • более конкретное ознакомление каждого учащегося с пред-полагаемой дальнейшей деятельностью;
  • проведение индивидуальных и групповых консультаций по вопросам самообучения;
  • оказание практической помощи учащимся, готовящимся к поступлению в вузы, где от абитуриентов требуется более углубленная подготовка по информатике.

Чтобы педагогическое руководство самообучением школьников было эффективным, целесообразно осуществлять определенную дифференциацию, которая, по сути, будет индивидуально-групповой. Это обусловлено тем, что учащихся по их познавательным интересам и практическим потребностям, которые они хотят удовлетворить, занимаясь самообразованием, можно разделить на условные группы [4, с.36].

Включение учеников в ту или иную группу учитель осуществляет по результатам индивидуальных бесед с учащимися и их родителями, а также с помощью анкетирования.

Контроль за самообучением школьников можно осуществлять различными способами. Наиболее эффективныйчерез конкурсы по решению задач и различные состязания по информатике, в том числе, и межпредметного содержания. Конкурс желательно проводить в несколько заочных туров и заключительный очный. Решения задач участники конкурсов могут давать любые, но за каждый способ решения одной и той же задачи очки начисляются отдельно. Это поощряет поиски новых оригинальных путей решения задачи, использование теоретического материала из различных рекомендованных учителем по определенной теме книг по информатике [19, с.43].

Об эффективности информационного самообучения учитель может составить себе представление по многим критериям. Приведем некоторые из них:

  1. повышение количества учащихся, изучающих дополнительную литературу;
  2. смещение стержневого познавательного интереса школьников в сторону информатики;
  3. массовое применение в самостоятельных, контрольных и зачетных работах, при решении конкурсных задач по информатике знаний, полученных в результате самообучения;
  4. широкое участие в различных формах информационного образования в системе внешкольного обучения.

Такая информация поможет учителю своевременно вносить коррективы в свою работу по организации самообучения учеников, способствовать повышению самостоятельности и творческой активности школьников для получения сверхпрограммных информационных знаний в соответствии с их индивидуальными интересами, потребностями, планами дальнейшей деятельности.

По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности [29,с.23].

 Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельная деятельность. Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение.Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельной деятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как–то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались. Первый уровень самостоятельной деятельности прослеживается в учебно-познавательной деятельности многих учеников, приступивших к занятиям. Затем одни учащиеся быстро выходят на следующий уровень, другие задерживаются на нем определенное время. Большинство из них в процессе изучения материала выходят на более высокий уровень самостоятельности, чем первый.

Второй уровень самостоятельной деятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельная деятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельной деятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное.

Информация о работе Организация самостоятельной работы учащихся среднего звена по информатике