Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:32, курсовая работа
Цель работы состоит в том, чтобы с позиций современности, изучить советскую культуру в условиях военного времени, проанализировать те виды культурной деятельности, которые именно в экстремальных условиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, печать, радио, кино, музыка, песня, театр.
Введение 3
1. Состояние культуры в годы войны 5
2. Печать и изобразительное искусство
как средства агитации и пропаганды 8
3. Радио и кино 14
4. Театральная и музыкальная культура 18
5. Литература в годы Великой Отечественной войны 24
6. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
ПЛАН РАБОТЫ
Введение 3
1. Состояние культуры в годы войны 5
2. Печать и изобразительное искусство
как средства агитации и пропаганды 8
3. Радио и кино 14
4. Театральная и музыкальная культура 18
5. Литература в годы Великой Отечественной войны 24
6. Русская эмиграция в годы Великой Отечественной войны 30
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение
Начало XXI века стало временем осмысления итогов Великой Отечественной войны, роли всего народа Советского Союза в достижении Победы. В настоящее время в ряде публикаций, а также в некоторых средствах массовой информации появляются различного рода измышления, которые настойчиво внушают неуважение к подвигу, к памяти участников минувшей войны, принижают роль СССР во Второй мировой войне, его заслуги в разгроме фашистских агрессоров.
Тема культуры в годы Великой Отечественной войны принадлежит к числу актуальных проблем современной российской истории. В годы войны, как никогда, проявились патриотизм и интернационализм советского народа, выступившего как единое целое в борьбе с фашизмом. Наше поколение, по существу, не испытало на себе последствий Великой Отечественной войны, не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим исследование данной проблемы приобретает особую и значимость именно в настоящее время.
Современное российское общество
остро нуждается в героических примерах преодоления общенационального
кризиса. Поэтому особое значение имеет
накопленный за годы Великой Отечественной
войны богатый опыт работы советского
информационно-
Идеология, культура и образование в условиях военного времени выступали тесно взаимосвязанными и системообразующими компонентами советской государственности, рассматривались партийно-государственным руководством как основной фактор идейно-политической самоидентификации советского общества.
Нельзя не заметить объективную смену идеологических ориентиров в условиях военного времени. Вместо ленинских принципов интернационализма и мирового коммунистического строительства в пропагандистской работе был сделан акцент на поддержание патриотизма и гражданственности, высокого морального духа советского народа, обеспечения его политического единства. Сотрудники агитационно-пропагандистского аппарата, творческая и педагогическая общественность, привлеченные партийно-государственным руководством для утверждения новых форматов государственной идеологии, были ориентированы на воспитание любви к Родине, ненависти к ее внешним и внутренним врагам, прекращение антирелигиозной пропаганды.
И культурно-просветительная система советского общества в экстремальных условиях продемонстрировала свою динамичность, временный отказ от жестко заданных «сверху» идеологических параметров. Кроме активизации патриотического воспитания в стране по-прежнему продолжалась работа над созданием классической культуры, которая необходима для жизни и развития будущего государства. Работникам искусства, особенно в эвакуации, приходилось вести борьбу не только за жизнь, но и за продолжение творчества, которое способствовало сохранению интеллектуального потенциала нации.
Таким образом, изучение культуры нашей страны в годы Великой Отечественной войны представляет большой научно-познавательный и воспитательный интерес и имеет существенное практическое значение.
Объектом исследования является отечественная культура России в годы Великой Отечественной войны.
Предметом исследования являются формы и методы практической деятельности работников культуры в годы Великой Отечественной войны на фронте и в тылу, направленные на поддержание морального и духовного состояния народа и достижение победы над фашизмом.
Цель работы состоит в том, чтобы с позиций современности, изучить советскую культуру в условиях военного времени, проанализировать те виды культурной деятельности, которые именно в экстремальных условиях военного времени были наиболее востребованы и эффективны как фактор воздействия на сознание людей и их моральное состояние, в частности, печать, радио, кино, музыка, песня, театр.
1. Состояние культуры в годы войны
В годы войны советская культура рассматривалась партийно-государственным руководством как основной фактор идейно-политической самоидентификации советского общества. Работники культуры страны стали основной социальной опорой власти в деле внедрения в сознание народа идеалов патриотизма и советской государственности.
В условиях внезапно начавшейся войны работникам идеологической, культурной и образовательной сферы приходилось преодолевать большие трудности при объяснении советским гражданам истинных причин немецко-фашистской агрессии, трагического отступления советских войск, оборонительного характера войны. В ряде случаев приходилось ломать устоявшиеся стереотипы, поскольку большинство советских граждан ожидало, что будущая война окажется легкой и будет вестись на чужой территории. Об этом свидетельствует ряд писем граждан, пришедших на имя В.М. Молотова, в которых выражалась уверенность в быстрой победе. Кроме того, в советской пропаганде предвоенного времени не всегда раскрывалась объективная реальность международной обстановки и суровая сущность фашизма. Накануне войны, особенно после заключения советским правительством с фашистской Германией пакта о ненападении от 23 августа 1939 г. и Договора о дружбе и границе с Германией от 28 сентября 1939 г., оказалась под строгим запретом любая антифашистская агитация и пропаганда1.
Русская культура в военные годы оказала существенное влияние на культуру всех народов СССР, а также приводятся данные о том, что работникам искусства приходилось вести борьбу не только за жизнь, но и за продолжение творчества, которое способствовало сохранению интеллектуального потенциала нации.
Культура эпохи Великой Отечественной войны продемонстрировала повышенную динамичность и способность к трансформации. Если в довоенное время главной идеей советской культуры была идея интернационализма и мировой революции, то в годы войны происходит трансформация культурных приоритетов. Главной идеей культурной деятельности становится идея патриотизма. Партийно государственная система достаточно оперативно среагировала на необходимость подчеркнуть в происшедшей войне аспект защиты Отечества от иноземного порабощения. В конце июля 1941 г. перед лицом национальной катастрофы лидеры советского государства были вынуждены обратиться к таким знаковым понятиям русской культуры как Родина и Отечество. Эти временно забытые после революции нравственные величины были упомянуты уже 22 июня 1941 г. в знаменитом выступлении В.М. Молотова по радио: «Красная Армия и весь наш народ вновь поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу» . В этом направлении был предпринят ряд шагов: изменение гимна, диалог с Русской православной церковью. На страницах центральных газет представители интеллигенции проводили параллели с историческими событиями Ледового побоища 1242 г., Отечественной войны 1812 г., Первой мировой войны. Были возвращены в художественную культуру подвиги легендарных полководцев прошлых войн - Александра Невского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова.
В годы войны впервые в идеологии и культурной политике советского государства на первый план стал выдвигаться более «земной», понятный людям смысл понятия «патриотизм» - это не только история партии и государства, но и любовь к своей семье, к близким, к своему дому.
Важным программным документом перестройки страны в соответствии с требованиями военного времени явилось директивное письмо ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР партийным и советским организациям 29 июня 1941 г., в котором подчеркивалось, что «наша Родина оказалась в величайшей опасности и мы должны быстро и решительно перестроить всю работу на военный лад». В сентябре 1941 г. был издан приказ «О работе политико-просветительных учреждений в военное время». В этих документах, а также других многочисленных приказах, инструкциях, методических письмах партийных и советских органов на местах содержалось требование превратить политико-просветительные учреждения, библиотеки, музеи в подлинно массовые, действенные центры агитационной работы, подчинить их деятельность целям пропаганды идей советского патриотизма, героических традиций русского народа, образцов воинского и трудового героизма советских людей, разъяснять всю серьезность опасности, нависшей над Родиной, необходимость строжайшей дисциплины и бдительности, всеми доступными им средствами способствовать разгрому врага2.
Уже на второй день войны состоялся расширенный пленум Центрального комитета Союза работников искусств, где обсуждался вопрос о культурном обслуживании частей действующей Красной Армии. Обсудив задачи, вставшие перед творческими работниками, пленум обратился к деятелям культуры с призывом сплотиться вокруг партии, встать на защиту Родины, подчинить свою работу интересам фронта, пересмотреть свой репертуар и создать бригады для выступлений в частях Красной Армии. В центральных изданиях отмечалось, что в военное время «деятельность науки, техники, литературы и искусства нужна не меньше, а, пожалуй, еще больше, чем в мирное время», и что «всякая наука теперь в нашей стране служит делу победы над врагом».
В военные годы в результате эвакуации учреждений культуры во многих республиках стали возникать национальные театры, филармонии, такие учебные заведения, как консерватории, музыкальные и балетные училища. Стали развиваться творческие национальные кадры. Эвакуация многих ученых, деятелей искусств, творческих коллективов вглубь страны ускорила объективный процесс взаимообогащения и взаимовлияния культур между народами. «В отличие от войн прошлого, - писал композитор Д.Д. Шостакович, - ни в одной национальной культуре война не рождала столь колоссального взлета творчества... Факт сам по себе беспрецедентен. Искусство впрямую участвовало в борьбе народа с врагом. Наше искусство было напоено беспредельной любовью к Родине, это был его главный определяющий тон»3.
2. Печать и изобразительное искусство как средства
агитации и пропаганды
В первое время после начала войны творческие работники были ориентированы на конкретизацию образа врага, который пока еще не имел четких очертаний. Согласно официальной установке, деятели культуры и искусства, журналисты, работники сферы образования не должны были допускать ощущения катастрофы в стране. В средствах массовой информации, особенно в прессе, для борьбы со страхом стали показывать героические образы солдат, партизан как пример для подражания. В журналистской практике широко использовался метод принижения образа врага. Шла огромная работа в жанре сатирического плаката, создавались кинофильмы с карикатурными образами немцев. Фронтовые концертные бригады, высмеивая фашистов и принижая их образ, помогали воинам и жителям прифронтовых зон в преодолении страха.
После тяжелых поражений Красной Армии лета и осени 1941 г. часть деятелей литературы и искусства отказалась от создания облегченного образа войны в своих произведениях. Однако заложенные еще пропагандой 1930-х гг. стереотипы были живучи в среде творческих работников, инерция старых представлений была велика, что заметно в литературных произведениях и кинопропаганде 1941-1942 гг. Согласно директивам партии и правительства, деятели культуры своим творчеством должны были подчеркивать силу и непобедимость русского оружия, воспитывать стойкость и мужество на примерах из героического прошлого страны. 29 июня 1941 г. от имени всех ученых страны Академия наук СССР обратилась к ученым всех стран мира с призывом «сплотить все силы на защиту человеческой культуры от гитлеровских варваров». Обращение подписано 42 академиками и опубликовано в центральных газетах.
Газеты, по словам Эренбурга, были трибунами для писателей. «В дни войны газета – воздух. Люди раскрывают газету прежде, чем письмо от близкого друга. Газета теперь письмо, адресованное лично тебе. От того, что стоит в газете, зависит и твоя судьба»4. Такой была газета военного времени, и во многом благодаря тому, что туда пришли писатели.
В Ленинграде в течение всей блокады выходили «Ленинградская правда» и «Смена». С 28 июля по 14 сентября 1941 г. вышло 46 номеров специальной газеты – ««Ленинградская правда» на оборонной стройке». Это был самый напряженный период битвы за Ленинград. С 6 июля по 6 октября 1941 г. было выпущено 79 номеров газеты «На защиту Ленинграда» - органа Ленинградской армии народного ополчения. Выпускалась газета «Боец МПВО», а также фронтовые газеты – «На страже Родины» и «Красный Балтийский флот». Вносили свою лепту в борьбу с врагом и заводские многотиражки: «За трудовую доблесть» (Кировский завод), «Балтиец» (Балтийский завод), «Ижорец» (Ижорский завод), «Молот» (завод им. В.И.Ленина) и др5.
В военные годы Москва продолжала оставаться ведущим издательским центром. В течение 1941-1945 гг. вышло 1300 номеров «Правды». На ее страницах выступали М.Калинин,Г.Кржижановский, Д.Мануильский, В.Карпинский. Е.Стасова, Е. Ярославский, А.Толстой, М.Шолохов, А.Фадеев, военачальники, герои битв, солдаты, офицеры, генералы. Служили фронту «Известия», «Красная звезда» (в ней только И. Эренбург напечатал около 400 публикаций), «Комсомольская правд», «Московский большевик», «Московский комсомолец», «Вечерняя Москва». Одновременно газеты являлись и трибуной освещения передового ответа ударников военного производства. В годы войны в Москве выходило более 100 заводских многотиражек. Роль печатных СМИ в разгроме врага трудно переоценить6
Публицистика заполнила плакаты, листовки, открытки и брошюры выпускавшиеся «Окнами ТАСС» (ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза в 1942 г. создает производственную мастерскую под руководством художников Н.Ф.Денисовского и П.П. Соколова-Скаля. Его первый номер был создан 27 июня художником М. Черемных, который еще в годы гражданской войны выпустил первое «Окно РОСТА». Всего за годы войны было выпущено свыше 1200 «Окон ТАСС», которые распространялись и за рубежом - в США, Швеции, Индии и других странах. Содержание «Окон ТАСС» было разнообразным: информация о последних событиях на фронте; призывы к бдительности; к укреплению единства фронта и тыла; сатирические памфлеты на врага и т. д.
Широкое распространение получили различные виды непериодической печати: стенные газеты, «молнии», «боевые листки», бюллетени, лозунги, которые позволяли в короткий срок мобилизовать народ на выполнение неотложных задач.