Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 19:38, курсовая работа
Целью данного курсового проекта изучение делового имиджа территории.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать теоретические и методические аспекты делового имиджа страны;
2. исследовать актуальные проблемы делового имиджа России;
3. произвести анализ деловой имидж российского региона как составляющая часть общероссийского имиджа.
Введение
В настоящее время перед
большинством субъектов РФ стоит
проблема повышения имиджа и инвестиционной
привлекательности региона. Несмотря
на увеличивающиеся расходы
Территориальный (страновой, региональный и т. д.) имидж в настоящее время становится реальным и чрезвычайно важным ресурсом экономики. Происходит это в связи с ростом значения информации для обеспечения конкурентных преимуществ хозяйствующих и политических субъектов. Имидж территории, ее репутация в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах становятся основополагающими факторами продвижения общегосударственных и региональных внешнеэкономических и политических проектов, важнейшим конкурентным ресурсом для налаживания партнерских отношений. «Доброе имя» выступает предпосылкой для ускорения социально-экономического развития стран/регионов/городов, повышения уровня и качества жизни населения, поскольку способствует решению ряда основополагающих вопросов, имеющих важное значение для интенсивного развития территории. Это прежде всего привлечение инвестиций (в т. ч. — иностранных), расширение рынков сбыта продукции национальных/региональных производителей, привлечение трудовых ресурсов, развитие въездного туризма.
Создание и осуществление
программы информационного
во-первых, потому что далеко не всегда регионы понимают значимость и необходимость системного продвижения положительной информации о регионе с целью создания благоприятного отношения к региону, а также к продукции, выпускаемой на его территории и региональным условиям ведения бизнеса, - того, что мы называем "информационным маркетингом региона";
во-вторых, потому что во
многих субъектах РФ организации, осуществляющие
функции информационного
Актуальность и необходимость работы над маркетингом регионов вызвана, прежде всего, обострившейся конкурентной борьбой между регионами страны за квалифицированную рабочую силу, прибыльные предприятия, привлечение инвестиций в регион и т.д.
Целью данного курсового проекта изучение делового имиджа территории.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
Глава 1. Теоретические и методические аспекты делового имиджа страны.
«Имидж» по праву можно отнести к числу тех понятий, которые, еще не присутствуя в структуре научного дискурса в качестве строгой категории, вместе с тем, нашли широкое распространение в пространстве обыденной жизни. «Имидж политика», «имидж фирмы», «имидж товара», «имидж города», «имидж страны» – это те словосочетания, которые на протяжении последних десяти-пятнадцати лет являются активно используемыми как СМИ, так и в повседневной практике.
Сегодня разработка подходов
к целенаправленному
Внимание практиков и общественности к имиджу и, в частности, имиджу организации актуализировалось в последние годы в связи с возрастанием конкуренции на самых разнообразных рынках – политическом, финансовом, рынке образовательных услуг и т.д. В условиях рыночной конкуренции управление имиджем – это неотъемлемый элемент стратегического менеджмента организации вне зависимости от ее масштаба и сферы деятельности.
Что касается научного интереса к проблеме имиджа организации, то он связан, в первую очередь, с необходимостью решения практических задач в сфере управления и коммуникаций. В то же время, следует отметить недостаточно серьезное отношение отдельных научных кругов к понятию «имидж», которое выражается, в лучшем случае, в отождествлении данного понятия с уже устоявшимися, такими, как «образ», «стереотип», «деловая репутация», «престиж»; а в худшем, в использовании его как синонима понятий «стиль», «манера одеваться».
Как верно подметила А.И. Черемушникова, в науке «закрепилось отношение к имиджу, как к чему-то поверхностному, надуманному, преходящему, никак не связанному с глубинными процессами, происходящими в обществе»1. И связано это, в первую очередь, с отсутствием фундаментальной научной теории имиджа.
Следует констатировать факт:
понятие «имидж», которое впервые
появилось в отечественной
Наблюдаемый сегодня существенный
разрыв между конкретно-практическими
разработками в области имиджа социальных
объектов и их теоретическим обоснованием,
делает актуальным и закономерным научный
поиск в направлении
Таким образом, недостаточная проработанность, неопределенность имиджа как конструкта актуализирует потребность в теоретико-методологическом осмыслении данной категории, что и выступает целью данной статьи.
Изучение генезиса понятия
«имидж» в системе научного знания
показывает, что первоначально данное
понятие разрабатывалось в
Разница между имиджем и репутацией организации пролегает в глубине и количестве составляющих этих двух понятий.
Имидж – это внешняя, более
поверхностная составляющая репутации,
определяющая первоочередное восприятие
того или иного социального объекта.
Преимущественно она
Деловая репутация – это более широкое понятие, которое отражает глубинное, комплексное восприятие объекта целевой аудиторией, основанное на долговременном опыте контакта с ним. Это результат использования более широкого спектра коммуникативных каналов и технологий в более длительном промежутке времени.
Анализ концептуальных подходов к изучению имиджа в экономике был бы неполным без рассмотрения маркетингового подхода. Как указывает Т.Ю. Быстрова, первое обращение к понятию «имидж» и попытка его интерпретации были осуществлены в 1955 г. американскими экономистами В. Гарднером и С. Леви в статье «Продукт и бренд».
Для устранения существующей методологической путаницы принципиально важно проанализировать соотношение понятий «имидж», «торговая марка» и «бренд».
Торговая марка (англ. tredmark, brand) – это привлекательный по форме отличительный знак торгового предприятия, фирмы, который размещается на продаваемых товарах, изготовленных по их заказу2.
По справедливому замечанию С.В. Тихонова, в эпоху глобализации торговая марка перестает быть простой гарантией качества товара, она становится субстратом особого мифологического пространства, управляющим жизнью потребителей. Благодаря усилиям специалистов она «превращается в бренд – уникальный образ торговой марки в массовом сознании, позволяющий не только четко дифференцировать торговую марку от конкурентных, но и порождать настоящую приверженность потребителей к марке»3.
Сопоставляя сущность понятий «имидж» и «бренд», следует отметить ряд сходств.
Прежде всего, и имидж, и бренд являются ментальными конструкциями. Как отмечает Ю.Ю. Бровкина, «бренд не имеет физической, реальной основы; по сути, это то же, что и имидж человека, – виртуальная субстанция. Разница состоит в том, что имидж человека может соответствовать реальным чертам личности или нет, в то время как личность бренда – это самостоятельная ценность, она не скрывает, не маскирует что-либо, а является единственным набором черт, так как бренд в личностном смысле существует только на виртуальном уровне»4.
Основной функцией имиджа, как и бренда, является формирование благоприятного впечатления о социальном объекте.
Итак, налицо сходство функций бренда и имиджа – формирование положительных аттитюдов по отношению к социальному объекту (организации, товару), а также искусственность, иллюзорность их природы.
И имидж, и бренд немыслимы без коммуникативного пространства. Мы согласны с И.В. Грошевым и Е.В. Степанычевой, которые определяют бренд как неосязаемое и нематериальное явление, которое формируется исключительно самими потребителями в процессе коммуникации: «Бренд формируется в результате коммуникации, устанавливаемой между потребителями и торговой маркой.… бренд во многом является психологическим образованием»5.
По мысли авторов, бренд включает в себя по существу все психические процессы и опирается на сложные образы, состоящие из зрительных, слуховых, вкусовых и т. п. впечатлений. Все эти впечатления образуют сложный комплексный образ того объекта, который соотносится с брендом и который порождает потребность или активизирует ее, заставляя носителя образа превращаться из «зрителя» в потребителя бренда.
Характеризуя этапы
Второй этап – «предвкушение» – связывается исключительно с переживанием «обладания», «присвоения» товара-бренда и последующими событиями, которые, по мнению клиента, неизбежно должны произойти в результате присвоения.
«Обладание» или «присвоение»
основываются также на двух компонентах,
которые увязываются между
В рамках данной модели формирования бренда имидж следует интерпретировать как элемент первого этапа – «впечатления» от контакта с брендом. Данный вывод согласуется с предыдущими изысканиями и основывается на такой устойчивой характеристике имиджа как изменчивость. Имидж региона и идеология его развития, если она сформулирована элитой, играющей стратегическую роль в процессе принятия решений на локальном уровне, тесно связаны между собой. Региональный имидж создает эмоциональный тон восприятия определенных идеологических установок, иллюстрирует идеологию в ярких, доходчивых образах, формирует у населения соответствующей территории чувство патриотизма. Идеология, как система ценностей, моделей поведения, не подкрепленная продуманным и профессионально сформированным имиджем региона, воспринимается как искусственная, нереальная установка, мифологическая матрица. В то же время имидж региона без идеологического наполнения не воспринимается цельно, он является как бы набором ярких фрагментов без смыслового содержания.
Каждый регион должен четко и адекватно представлять себя и свои деловые возможности рыночной среде не только на собственной территории, но и внешнему миру. При этом необходимо ответить на вопросы: В чем имидж региона совпадает с имиджем России в целом? В чем и в какой степени отличается от него?