Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 03:08, курс лекций
Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.
Игорь Манн
Маркетинг. А теперь вопросы!
Посвящается моему самому любимому маркетеру
Что вы испытываете, когда вам приходится отвечать на один и тот же вопрос в пятый, десятый, а то и в сотый раз? Лично нас при этом одолевает… нет, вовсе не раздражение. Скорее чувство сожаления. Нам становится жаль своего времени и времени того, кто задал этот вопрос: ведь мы все могли бы потратить его с большей пользой, если бы существовал какой-то способ раз и навсегда ответить на все вопросы и сделать ответы общедоступными.
Думаем, именно это чувство когда-то подсказало кому-то идею FAQ (часто задаваемые вопросы). В результате этот принцип стал незаменим в бизнесе. Раздел FAQ вы найдете на любом интернет-сайте, в любом деловом журнале. Без этого подхода сегодня вообще сложно представить себе общение с клиентами, особенно виртуальное.
Но Игорь Манн пошел еще дальше: он использовал тот же принцип для написания книги. Все гениальное просто!
Мы с удовольствием
Снаилучшими мобильно-выставочными пожеланиями,
Александр Меньшиков, генеральный директор компании
«Дар-Экспо»,
Илья Рябцев, официальный представитель Maxibit
W. W. AB в России
В конце 2006 года мы спроектировали и организовали первый в России международный форум «Бизнес интеллектуальных компаний». Ключевая тема – развитие нового класса сервисоориентированных проектных компаний, основным капиталом которых являются корпоративные знания и репутация (бренд). В рамках форума было задумано несколько секций, множество семинаров и мастер-классов. Выступления планировались очень разные, но одно из них по законам жанра должно было стать кульминационной точкой всего проекта. Мы искали яркую звезду. И довольно быстро выбрали Игоря Манна.
Не буду пересказывать все события, итогом которых стало наше совместное с Игорем Манном автомобильное путешествие из Москвы в Ярославль. Всего 260 км. Несколько часов пути. Очень поздняя ночь (или очень раннее утро?). И возможность задавать любые вопросы и, главное, получать на них прямые ответы. Разве можно упустить такой шанс?! В книгу, которую вы держите в руках, вошло 260 вопросов. Мне кажется, что в ту потрясающую ночь я задал Игорю их значительно больше. Не знаю, как он выдержал. И, признаться, не представляю, как можно быть таким открытым.
Именно той ночью, где-то на середине
пути, родилась идея создания этой книги
и многие другие проекты, которые
сейчас реализуются. Мы подумали, что
читателям будет интересно
Но одну банальную мысль я все-таки выскажу. Состоит она в том, что восприятие прикладного маркетинга у каждого свое. Работая над книгой, мы в шутку рассуждали не о маркетинге, а о «маннкетинге». О персональном взгляде на маркетинг Игоря Манна. Таких взглядов может и должно быть много. Другой директор по маркетингу или бизнес-консультант даст на те же вопросы иные ответы. И возможно, его решения обеспечат не меньший практический результат. Давно известно, что именно различия в понимании дарят знания, захватывающие идеи и столь любимые маркетерами «фишки». Давайте будем разными и создадим совершенно новые ценности!
Сергей Сухов,
к. э. н., директор по маркетингу Individ Company,
руководитель проекта www. sukhov.ru
Вопросы, вошедшие в эту книгу, имеют свою, богатую историю. Их задавали разные люди, в разное время и в разных условиях. Собрать их воедино оказалось не такой уж простой задачей.
При создании первых трех рубрик – «Маркетинг для начинающих», «Маркетинг для коллег» и «Маркетинг для немаркетеров» – мы ориентировались на самых разных читателей. Ведь маркетинг – он у каждого свой: будь то директор по маркетингу, новичок-маркетолог, менеджер по продажам или руководитель компании.
Разумеется, этот принцип деления довольно условный. Поэтому не удивляйтесь, если вы, маркетер со стажем, найдете вопрос, заданный вами когда-то Игорю Манну, в рубрике для начинающих. Это значит лишь то, что мы сочли этот вопрос (или в большей степени – ответ на него) максимально полезным для тех, кто делает в маркетинге свои первые шаги.
Но, каким бы опытом вы ни обладали и какую бы ни занимали должность, вы наверняка согласитесь с тем, что есть особая, совершенно уникальная форма маркетинга – русский маркетинг. Существует ли он вообще? Каковы его особенности? Есть ли у него перспективы? Вопросы такого рода мы выделили в отдельную рубрику – «Маркетинг в России».
Рубрика «Гуру» появилась как дань уважения тем, кто заслужил это почетное звание. Траут, Котлер, Ламбен… На них можно равняться, их положения можно принимать как аксиомы, их можно критиковать или спорить с ними. Но очевидно одно: эти имена известны сегодня всему миру. И неудивительно, что многих интересовало мнение Игоря Манна об этих личностях и их работах.
Своеобразным продолжением «Гуру» стала рубрика «Манн vs. Котлер».
«Когда известный эксперт
Маркетинг для Игоря Манна – это не только опыт работы директором по маркетингу в крупных компаниях и собственное издательство. Есть еще одна, не менее важная составляющая: опыт бизнес-тренера. К нашему удивлению, эта сфера вызвала такой бурный интерес, что нам пришлось создать для нее отдельную рубрику – «Семинары».
Наконец, вынуждены вам признаться: как мы ни старались, какие чудеса логики и фантазии ни проявляли, некоторые вопросы и ответы все же отказались подчиняться общему строю. Судите сами: разве можно кратко ответить на вопрос «Какой день изменил вашу жизнь?» или «Как креативит Игорь Манн?»? Ответы на подобные вопросы определенно требуют отдельной рубрики. Поэтому в книге появился еще один экстрараздел, получивший название «Не только маркетинг».
Кроме прочего, в разделе «Чествуем победителя!» мы подводим итог конкурса на самый сложный вопрос. Победитель получит подарок от издательства и лично от Игоря Манна.
Приятного чтения!
Анастасия Гамеза,
составитель и ответственный редактор
Если уж книга написана в виде вопросов и ответов, то и предисловие, наверное, должно быть таким же.
Как появилась идея написать эту книгу?
Решающую роль сыграло простое
совпадение. Предложение Сергея Сухова
написать книгу в форме вопросов-
Откуда взяты вопросы для этой книги?
Многие вопросы взяты из моих многочисленных интервью, которые я дал за последние четыре года.
Некоторые вопросы были заданы участниками моей команды и моими слушателями после семинаров, мастер-классов и выступлений на конференциях.
Часть вопросов включена в книгу по итогам конкурса на самый интересный вопрос на сайте издательства и в моем блоге (имя победителя этого конкурса вы найдете в разделе «Чествуем победителя!»).
Почему книга так называется?
Мы долго думали над названием (мы всегда думаем над этим – именно название цепляет и продает).
Фраза «А теперь вопросы» одна из моих любимых. Как, не задавая вопросы, можно узнать что-либо в полной мере? Она достаточно агрессивна – и при этом позитивна.
Такие названия, как «Вопросы и ответы», «100 вопросов», «FAQ» и прочие варианты, показались мне избитыми.
Чем она отличается от других книг?
Я старался не повторяться.
Отвечая на вопросы, похожие на те, которые были ранее опубликованы в других моих книгах, я ссылаюсь на эти книги. Это, конечно, осложняет чтение, но в бумажных книгах невозможно поставить гиперссылку.
Кроме того, в этой книге гораздо больше личного. Тяжело не ответить на прямой вопрос, согласитесь.
И наконец, мне лично всегда нравились книги в форме «вопрос-ответ».
Нравится вопрос – читаете. Не нравится – пропускаете.
Давно хотел написать именно так.
А чем она отличается от книги «300 ключевых вопросов маркетинга. Отвечает Филип Котлер»?
У меня вопросов меньше (понятно почему).
Отвечаю я по-другому. Это важное отличие! (Проверьте сами в разделе «Манн vs. Котлер»!)
У каждого свой маркетинг. Попросите ответить на эти вопросы других – и у них будут свои ответы. Естественно! Сколько маркетеров, столько и подходов к маркетингу, столько и маркетингов.
И наконец, возможно, заданные мне вопросы не столь уж «ключевые», но они важны для моих читателей.
Для кого эта книга?
Для всех, кому понравились мои предыдущие.
Для тех, кого интересует маркетинг не по Котлеру.
Для тех, кто хочет сравнить свои варианты ответов с моими.
Уже более пятнадцати лет у меня в кабинете висит копия письма, которое в свое время прислал мне и моим коллегам наш БОЛЬШОЙ начальник, чтобы подбодрить нас (вспомните Россию пятнадцать лет назад).
На протяжении нескольких страниц он приводил яркие примеры, мотивировал, «зажигал», как теперь говорят, а закончил письмо цитатой Гете: «Того, кто перестает влюбляться и совершать ошибки, следует похоронить» (He, who stops falling in love and making errors, should be buried).
Эти слова сейчас передо мной.
И знаете, я продолжаю влюбляться и делать ошибки!
Так что пишите – поспорим!
Думаю, это еще одно свойство людей, которые продолжают ЖИТЬ.
Marketingly Yours, Игорь
Три простых.
Первое. Не бойтесь. Маркетинг – это очень интересно, очень много, но это просто.
Второе. Не переставайте учиться и больше читайте! Применяйте знания на практике. Голые теории многого не стоят.
И третье. Найдите наставника. Это невероятно ускорит ваше обучение и позволит совершить первые шаги в маркетинге с минимальными рисками и ошибками.
Позвольте встречный вопрос: а вам важно, какое объяснение вы дадите? От вашего ответа что-то будет зависеть?
Ведь одно дело, когда вас спрашивает
об этом человек, который вас нанимает
на работу или ваш начальник –
он вполне может оказаться
Другое дело, когда тот же вопрос вам задает попутчик в купе.
Когда «другое дело», то я обычно отвечаю, что маркетинг – это реклама, а вы можете ответить, что это исследования или разработка и запуск новых товаров. Неподготовленному человеку большего и не надо (подчеркиваю – неподготовленному). Что такое реклама, в нашей стране знают все.
Сложнее ответить на второй вопрос.
Многое опять же зависит от обстоятельств.
Когда вас, например, об этом спросят на дискотеке (меня спрашивали), вряд ли вы будете вдаваться в подробности. Тут и отшутиться можно: «Делаю рекламу, помогаю больше продавать». Иного ответа требует тот же вопрос, заданный неподготовленным журналистом.
Будьте
готовы ответить на этот вопрос всегда
– разным людям в разных ситуациях
и в разных вариантах. Откройте приложение
«Лучшие определения
Увы, в ГОСТах об этом не прочитать, не существует единственно правильного определения на этот счет.
Мне кажется, что настоящий маркетер делает по-настоящему хорошо то, что должен делать.
Приобретение,
удержание и возвращение
– имеет ли маркетер опыт продаж?
– предлагает ли помощь продавцам?
– реагирует ли быстро и положительно на их просьбы?
– приходит ли к ним с новыми идеями? Положительный ответ на любые три из этих четырех вопросов характеризует отличного маркетера.
Хороший маркетер уделяет большое внимание клиентам, делая их общение с компанией как можно более комфортным, а обратную связь – простой. Хороший маркетер обращает внимание на мелочи, потому что часто именно мелочи оказывают решающее влияние на покупателя – как говорится, сила мелочей в том, что их много.
Даже в
пятизвездочном отеле можно найти
недостатки в работе и исправить
ситуацию к лучшему. Однажды меня
попросили прожить в
Хороший маркетер знает точки контакта своей компании с покупателем и уделяет им необходимое внимание. Он разбирается в бизнесе своей компании и в поведении покупателей.
Есть свои особенности на разных рынках, но основные принципы универсальны: делайте ваш продукт ближе к покупателям, «дружественнее», а их общение с компанией – проще. Проводите опросы покупателей, в частности тех, кто уже не работает с вашей компанией. Позитивные отзывы можно потом использовать в рекламе и PR, а негативные – для улучшения работы…
В общем, на этот вопрос можно отвечать бесконечно долго.
Как говорит один из моих давних партнеров по консалтингу: «Не все золото, что блестит. Не все маркетинг, что говорит».