Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2012 в 18:11, курсовая работа
Объект исследования: ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Предмет исследования: конкурентоспособность ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Цель: изучить и понять сущность маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке, влияние конкурентов на исследуемое предприятие.
Введение………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы маркетингового исследования
конкурентной ситуации на рынке……………………………………………5
1.1. Конкуренция: понятие виды …………………………………………5
1.2. Маркетинговые модели описания конкурентных рынков………….12
2. Анализ организационно-экономической и маркетинговой …………….19
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
2.1. Анализ организационно-экономической деятельности сети гастрономов «Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания» …….19
2.1.1. Характеристика основных экономических показателей деятельности сети гастрономов «Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания»…………………………………………………………………..….22
2.1.2. Характеристика организационной структуры ОАО «Енисейская торговая компания»………………………………….………………………..24
2.1.3. Характеристика условий производства ………………………...…28
2.2. Анализ маркетинговой деятельности сети гастрономов
«Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания»………………...….29
3. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
сети гастрономов «Красный Яр»……………………………………………..36
3.1. Разработка комплекса мероприятий по решению выявленных проблем, реализации появившихся возможностей …………………………39
Заключение ……………………………………………….……………………41
Список использованных источников…………………………………………
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Департамент научно-технической политики и образования
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Красноярский Государственный Аграрный Университет»
Институт ММ и О
Кафедра маркетинга
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
«Маркетинговое исследование
конкурентной ситуации на рынке на
примере ОАО «Енисейская
Выполнила
студентка группы УП-32 Кабанцева Д.С.
Принял преподаватель Незамова О.А.
Красноярск 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы маркетингового исследования
конкурентной
ситуации на рынке…………………………………
1.1. Конкуренция: понятие виды …………………………………………5
1.2. Маркетинговые модели описания конкурентных рынков………….12
2. Анализ организационно-экономической и маркетинговой …………….19
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
2.1. Анализ организационно-
2.1.1. Характеристика основных экономических
показателей деятельности сети гастрономов
«Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая
компания»………………………………………………………
2.1.2. Характеристика
2.1.3. Характеристика условий
2.2. Анализ маркетинговой
«Красный Яр» ОАО «Енисейская торговая компания»………………...….29
3. Разработка
мероприятий по
деятельности ОАО «Енисейская торговая компания»
сети гастрономов «Красный Яр»……………………………………………..36
3.1. Разработка комплекса
Заключение ……………………………………………….……………………41
Список использованных источников…………………………………………43
Приложения
Введение
Актуальность: Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке. В связи с этим, проведение исследования конкуренции является неотъемлемой задачей службы маркетинга любой фирмы. Необходимость и важность проведения исследований конкуренции на рынке отмечается не только руководителями отделов маркетинга предприятий, действующих на рынке, но и в научных трудах и теоретических разработках по маркетингу современных исследователей.
Объект исследования: ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Предмет исследования: конкурентоспособность ОАО «Енисейская торговая компания» Сеть гастрономов «Красный Яр».
Цель: изучить и понять сущность маркетингового исследования конкурентной ситуации на рынке, влияние конкурентов на исследуемое предприятие.
3
Задачи:
Метод работы: последовательное изучение материала с акцентами на ту информацию о маркетинговом исследовании конкурентной ситуации на рынке, которое способствует пониманию обстановке на конкурентном рынке предприятий.
4
1. Теоретические основы маркетингового исследования конкурентной
ситуации на рынке
1.1 Конкуренция: понятие и виды
В системе маркетинга фирма, действующая
на рынке, рассматривается не сама по
себе, а с учетом всей совокупности
отношений и информационных потоков,
связывающих ее с другими субъектами
рынка. Условия окружающей Среды, в
которой действует фирма, принято
называть маркетинговой средой фирмы.
Котлер Ф. маркетинговую среду фирмы
определил следующим образом: Маркетинговая
среда фирмы - совокупность активных
субъектов и сил, действующих
за пределами фирмы и влияющих
на возможности руководства
Маркетинговая среда фирмы слагается из микросреды и макросреды. Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, т. е. поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиториями. Макросреда представлена силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду ( факторы демографического, экономического, природного, технического, политического и культурного характера).
Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы. Без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.
5
Существует множество
Наличие конкурирующих фирм порождает такое явление в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция -экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Если эту цель конкретизировать с точки зрения концепции маркетинга, то рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
С точки зрения маркетинга, важными в этом определении являются следующие аспекты:
6
Во-первых, речь идет о рыночной конкуренции, то есть о непосредственном взаимодействии фирм на рынке. Оно касается только той борьбы, которую ведут фирмы, продвигая на рынок свои товары или услуги.
Во-вторых, конкуренция ведется за ограниченный объем платежеспособного спроса. Именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом. Ведь если спрос удовлетворен товаром или услугой одной фирмы, то все остальные автоматически лишаются возможности продавать свою продукцию. А в тех редких случаях, когда спрос практически неограничен, отношения между фирмами, предлагающими однотипную продукцию, часто бывает больше похож на сотрудничество, чем на конкуренцию. Такое положение, например, наблюдалось в самом начале реформ в России, когда небольшое количество начавших поступать с Запада товаров сталкивалось с практически ненасытным внутренним спросом.
В-третьих, рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка. Поэтому один из распространенных приемов, к которым прибегают фирмы, чтобы облегчить давление на себя конкурентного пресса, состоит в уходе на недоступные для других сегменты рынка.
В экономической литературе принято разделять конкуренцию по ее методам на:
Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.
7
Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал к себе внимание и в конечном счете завоевывал себе желаемую долю рынка.
В современном мире ценовая конкуренция
утратила такое значение в пользу
неценовых методов конкурентной
борьбы. Это не означает, конечно, что
на современном рынке не используется
"война цен", она существует,
но не всегда в явной форме. Дело
в том, что "война цен в открытой
форме возможна только до того момента,
пока фирма не исчерпает резервы
снижения себестоимости товара. В
целом, конкуренция в открытой форме
приводит к снижению нормы прибыли,
ухудшению финансового
При скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Неценовая конкуренция выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара (фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).
8
К числу неценовых методов
200 американских компаний) в коммерческом
успехе фирмы представлена
Таблица 1 - Маркетинговые методы управления фирмой
Метод маркетинговой политики |
% компаний поставивших фактор на 1-ое место |
Разработка и выпуск новых товаров Комплексные исследования рынка и планирование маркетинга Организация работы торгового аппарата Реклама и стимулирование сбыта Усовершенствование Политика цен Совершенствование организационной структуры Выбор наиболее эффективных каналов товародвижения Сокращение издержек обращения Кредитная политика и финансирование |
79
73 59 56 52 50
44
41 17 14 |
К незаконным методам неценовой конкуренции относятся:
9
Можно выделить следующие основные направления конкурентной деятельности фирмы:
1) конкуренция в области рынков
сырья за завоевание позиций
на ресурсных рынках с целью
обеспечения производства
В качестве конкурентов предприятия
на сырьевых рынках выступают в основном
фирмы-производители продуктов-
2) конкуренция в области сбыта товаров или услуг на рынке;
3) конкуренция между
В зависимости от интенсивности конкуренции в этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность.