Методология и практика маркетинговых иследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью марке-тинговой деятельности любой компании, нацеленной на получение прибыли. Если менеджмент заинтересован в увеличении прибыли, то его задачей должно стать ориентация рыночной деятельности на потребителя и его нужды и потребности. Для этого необходимо исследовать рынок.
Для его изучения и организуются маркетинговые исследования, в ре-зультате которых менеджмент получает необходимую маркетинговую ин-формацию для принятия взвешенных и эффективных управленческих решений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 Сущность маркетинговых исследований 6
1.1 Определение маркетингового исследования 6
1.2 Цели и задачи маркетингового исследования 7
1.3 Принципы маркетингового исследования 11
1.4 Этапы в процессе маркетингового исследования 12
2 Направления маркетинговых исследований. Классификации 15
2.1 Классификация по целям проведения 15
2.2 Классификация по используемым методам 18
2.3 Классификация по месту проведения 19
2.4 Классификация по объекту изучения 20
2.5 Классификация по области маркетинга 21
3 Методология маркетинговых исследований 22
3.1 Общенаучные методы 23
3.2 Аналитико-прогностические методы 24
3.3 Заимствованные методы 26
4 Практика маркетинговых исследований 27
4.1 Проведение поисковых исследований 27
4.2 Проведение дескриптивных исследований 32
4.3 Проведение казуальных исследований 34
4.4 Частота проведения исследований 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 38

Вложенные файлы: 1 файл

Методология и практика маркетинговых исследований.docx

— 489.44 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»

(ТУСУР)

 

Кафедра экономики

 

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА 
МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Курсовая работа

по дисциплине «Маркетинг»

 

 

Студент гр. з-51У-1

________А.Е. Свабель

09.04.2014 

Руководитель

Доцент кафедры экономики,

кандидат экономических наук

 ________  ________ Л.М. Поталицына

                                             ________

 

2014

Реферат

Курсовая работа 38 с., 13 источников.

МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Цель курсовой работы – на основе всестороннего изучения теоретического и прикладного маркетинга закрепить знания о сущности, типологии, принципах и основных методах маркетинговых исследований.

Объект исследования – маркетинговые исследования как направление маркетинга.

Курсовая работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2013.

 

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

УТВЕРЖДАЮ

Зав.каф. экономики

___________А.Г. Буймов

___________ 20___ г

 

Кафедра экономики

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

На курсовую работу по дисциплине «Маркетинг»

Группа з-51У-1 Факультет Заочный и вечерний

1. Тема  курсовой работы: «Методология и практика маркетинговых исследований».

2. Срок сдачи студентом законченного проекта: 09.04.2014 г.

3. Исходные  данные к курсовой работе:

3.1.Учебная литература по дисциплине;

3.2.Лекции и методические пособия;

3.3.Литература по данной теме;

3.4.Интернет источники.

4. Перечень  подлежащих разработке вопросов:

4.1.Сущность  маркетинговых исследований;

4.2.Направление маркетинговых исследований и их классификация;

4.3.Методология и практика маркетинговых исследований.

 

5. Дата выдачи задания: 07.11.2013 г.

Руководитель _________________________________ Поталицына Л.М.

(подпись)

Задание принял к исполнению: 07.11.2013 г.

Студент __________________________________________ Свабель А.Е.

(подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Исследование рынка и рыночных процессов – необходимое условие функционирования маркетинга и экономики в целом. Прозрачность рынка, предсказуемость его развития – непреложное условие маркетинговой теории и практики.

Управление маркетинговой деятельностью, маркетинг-менеджмент, требует знания сущности процессов, связанных с доведением продукта до потребителя, особенностей состояния и развития рынка, умения оценить и предсказать рыночную ситуацию. Без сбора добротной, достоверной информации и последующего ее анализа маркетинг не сможет в полной мере выполнить свое предназначение, которое заключается в удовлетворении разнообразных потребностей покупателей и в стимулировании возникновения новых запросов.

Маркетинговые исследования являются неотъемлемой частью маркетинговой деятельности любой компании, нацеленной на получение прибыли. Если менеджмент заинтересован в увеличении прибыли, то его задачей должно стать ориентация рыночной деятельности на потребителя и его нужды и потребности. Для этого необходимо исследовать рынок.

Для его изучения и организуются маркетинговые исследования, в результате которых менеджмент получает необходимую маркетинговую информацию для принятия взвешенных и эффективных управленческих решений.

 

    1. Сущность маркетинговых исследований

    1. Определение маркетингового исследования

В срезе терминологии маркетинга определение «маркетинговое исследование» или эквивалентному ему «исследование рынка» – одно из самых однозначных и устоявшихся, в отличие, например, от непосредственно определения «маркетинга». Различные же формулировки определения «маркетингового исследования» лишь подчеркивают внимание их авторов к различным нюансам. Ниже приведены некоторые из таких определений.

Определение великобританского Общества исследований рынка (MRS): маркетинговое исследование – это систематический сбор из внешних источников любой информации о рынках, а также анализ этой информации для целей маркетингового планирования и принятия бизнес-решений.1

Определение из Международного кодекса Европейского общества исследователей рынка и общественного мнения (ESOMAR): маркетинговое исследование – это систематический сбор и объективная регистрация, классификация, анализ и представление данных, касающихся потребительского поведения, потребностей, отношений, мнений и т.д. индивидов и организаций в контексте их экономической, социальной, политической и повседневной деятельности.2

Филип Котлер: маркетинговое исследование – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах.3

Гильберт Черчилль: маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса.4

Схожую точку зрения высказал и известный отечественный маркетолог Евгений Петрович Голубков: маркетинговые исследования – это функция, которая через информацию связывает маркетологов с рынками, потребителями, конкурентами, со всеми элементами внешней среды маркетинга.5

Так, ключевая семантика вышеуказанных определений маркетингового исследования заключается в его характере: исследование формализованное и систематическое, направленное на информацию о рынке для целей принятия управленческих решений.

Наиболее емкое и лаконичное определение маркетингового исследования дано президентом российского Некоммерческого партнерства «Гильдии маркетологов» Игорем Станиславовичем Березиным: маркетинговое исследование (исследование рынка) – это систематический и формализованный процесс определения круга данных, необходимых для принятия управленческих решений в сфере ответственности маркетинга, их сбор, обработка, анализ и предоставление отчета о полученных сведениях, возможных выводах и практических рекомендациях.6

    1. Цели и задачи маркетингового исследования

Вопросы управления и стратегического развития компании: выход на новые рынки, выпуск новой продукции и другие, – требуют обоснования и наличия информации о внешней среде, прогноза о готовности рынка к действиям компании. Указанную информацию позволяют получить маркетинговые исследования.

Маркетинговые исследования служат коммуникационным каналом, обеспечивающим компании обратную связь с внешней средой, в первую очередь, с рынком и его основой – потребителями. Исследования нужны для принятия управленческих решений на основе объективной информации, полученной в ходе их проведения. То или иное маркетинговое исследование позволяет получить приемлемый во всех отношениях ответ на практически любого рода вопрос касательно рынка или потребителя с большой долей достоверности.

Прикладной целью проведения исследований является создание информационно-аналитической базы для решения управленческих задач по регулированию рынка и деятельности компании, позволяющее снизить уровень неопределенности, связанный с ними. Необходимо подчеркнуть, что сколько бы дорогостоящим, длительным, тщательно спланированным и добросовестно проведенным ни было маркетинговое исследование, оно не способно обеспечить абсолютный уровень достоверности. Это необходимо иметь ввиду, принимая управленческие решения. Конечно, существуют практические примеры нивелирования погрешностей результатов маркетинговых исследований: например, The Coca-Cola Company регулярно заказывает одинаковые исследования различным исследовательским компаниям с целью получения достоверной информации.7

Предваряя рассмотренную ниже классификацию маркетинговых исследований, имеет смысл в данном разделе настоящей работы привести деление исследований по их целям:

    1. Поисковые, «разведочные» или «пилотные» исследования.
    2. Дескриптивные, описательные или прогностические исследования.
    3. Причинно-следственные или казуальные исследования.
    4. «Оправдательные» или «доказательные» исследования.

Более подробно классификации маркетинговых исследований, в том числе приведенная выше, будут рассмотрены позднее.

Так или иначе, в различных объемах маркетинговые исследования используются для решения разнообразных задач всеми типами организаций и компаний, будь то малый, средний или крупный бизнес, производственные, сбытовые предприятия или предприятия сферы услуг.

Роль маркетинговых исследований в изучении рынка и его субъектов показана на рисунке 1.1.

 

Рисунок 1.1. – Цели и задачи маркетинговых исследований.8

Как видно на рисунке 1.1, маркетинговые исследования позволяют связать стратегии компании с ее внутренней и внешней маркетинговой средами, а также с заинтересованными участниками рынка и, как упоминалось выше, снизить неопределенность в развитии бизнеса компании посредством полученной в результате таких исследований информации.

Таким образом, основная цель любого маркетингового исследования заключена в снижении уровня неопределенности ведения рыночной деятельности компании и обеспечении принятия эффективных управленческих решений, а его основная задача состоит в предоставлении точной, объективной информации о потребителях, о рынке, о продукте: товаре или услуге компании, – предоставлении необходимой информации для целей ценообразования, информации об эффективности каналов и способов продвижения.

В таблице 1.1 представлены типичные задачи маркетинговых исследований основных объектов.

Таблица 1.1 – Типичные задачи маркетинговых исследований.

Объект 
исследования

Задачи (вопросы) исследования

1

Потребитель

Характеристики потребителей: 
- демографические (пол, возраст, состав семьи, отрасль, юр. форма и т.д.); 
- экономические (доходы, выручка, количество занятых); 
- социальные (образование, вероисповедание, статус); 
- поведенческие.

Информация о нуждах и потребностях, вкусах и предпочтениях.

Мотивация потребителей и соответствие ей характеристик предложения.

Осведомленность потребителей о компании и продуктах (брендах).

Субъективное мнение потребителей о качестве.

Процесс принятия решения о покупке.

Типичные ситуации потребления и их влияние на потребление.

Удовлетворенность потребителей состоянием предложения.

Образ и стиль жизни потребителей, их ценности и проблемы.

Прошлый опыт потребления.

Намерение потребителей относительно потребления.

Препятствия в совершении покупки.

Отношение потребителей к каналам коммуникации.

2

Рынок

Емкость рынка в натуральных и стоимостных показателях.

Распределение долей рынка.

Ключевые игроки, их стратегии, тактики, продукты.

Динамика ключевых показателей.

Сезонная цикличность и стадия жизненного цикла отрасли.

3

Товар

Количество и доля реальных потребителей.

Отношение реальных потребителей, их уровень лояльности.

Сезонная цикличность и стадия жизненного цикла товара.


Таблица 1.1 (Продолжение) – Типичные задачи маркетинговых исследований.

Объект 
исследования

Задачи (вопросы) исследования

3

Товар

Упаковка и отдельные ее элементы.

Ожидания потребителей относительно продукта, альтернативные способы его применения.

4

Цена

Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по доходу.

Восприятие цен потребителями, уровни и границы цен.

Дифференцирование цен и поиск «зоны прибыли».

Реакция потребителей на снижение цен, скидки и бонусы.

5

Продвижение

Места и ситуации совершения покупок.

Медиапредпочтения потребителей.

Эффективность каналов и способов продвижения.

Эффективность рекламных кампаний и их элементов.

Доля и количество осведомленных потенциальных потребителей.


 

    1. Принципы маркетингового исследования

Результативность и эффективность маркетинговых исследований зависит от соблюдения ряда принципов, состав которых в практике их проведения сложился следующий:

  1. научность – применение научной логики на всех стадиях;
  2. уже обозначенная выше системность;
  3. комплексность, подразумевающая изучение объекта исследования во всех его составляющих;
  4. достоверность;
  5. объективность.

Каждый из вышеперечисленных принципов чрезвычайно важен отдельно, но в совокупности они обеспечивают получение в результате маркетингового исследования надежной информационной базы для принятия управленческих решений.

Один из первых отечественных экономистов-маркетологов Петр Степанович Завьялов приводит в числе принципов еще четыре9:

    1. экономичность;
    2. оперативность;
    3. тщательность;
    4. регулярность.

Однако следует отметить, что принцип регулярности входим и тождественен принципу системности, а «принципы» экономичности, оперативности и тщательности фактически не являются принципами проведения маркетинговых исследований – они отражают их практический частный характер. Так, в действительности не каждая задача исследований требует тщательного сбора информации, как не каждое серьезное глубокое исследование может быть выполнено оперативно, не говоря о его экономичности.

Информация о работе Методология и практика маркетинговых иследований