Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2013 в 10:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование перспектив и проблем развития сетевого маркетинга в России.
В задачи курсовой работы входит:
рассмотреть понятие и функции сетевых структур;
определить сущность и содержание сетевого маркетинга;
выявить факторы влияющие на эффективность сетевого маркетинга в Росси;
провести анализ маркетинг-плана сетевого электронного магазина «Инмаркет»;
изучить проблемы и перспективы развития индустрии сетевого маркетинга в России;
Введение...............................................................................................................3
1. Теоретические основы сетевого маркетинга..................................................6
1.1 Понятие и функции сетевых структур........................................................6
1.2 Сущность и содержание сетевого маркетинга.............................................9
2. Развитие сетевого маркетинга в России........................................................14
2.1 Эффективность сетевого маркетинга в Росси............................................15
2.2 Анализ маркетинг-плана сетевого электронного магазина «Инмаркет».22
2.3 Проблемы и перспективы развития индустрии сетевого маркетинга в России....................................................................................................................31
Заключение...........................................................................................................40
Список использованной литературы......................................
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Теоретические основы
сетевого маркетинга...........
1.1 Понятие и функции сетевых структур......................
1.2 Сущность
и содержание сетевого
2. Развитие
сетевого маркетинга в России........................
2.1 Эффективность сетевого маркетинга в
Росси.........................
2.2 Анализ маркетинг-плана сетевого электронного магазина «Инмаркет».22
2.3 Проблемы и перспективы развития
индустрии сетевого маркетинга в России........................
Заключение....................
Список использованной
литературы....................
Приложение А. Достоинства и недостатки сетевых структур......................
Приложение Б. Факторы, способствующие и препятствующие развитию
сетевого маркетинга
в России......................
ВВЕДЕНИЕ
В последние время в России бурное развитие получили разнообразные методы распространения товаров и услуг. Одним из таких новых понятных для российского потребителя методов является прямая продажа товаров и услуг — многоуровневый маркетинг (Multi Level Marketing — MLM или МЛМ). «Маркетинг» в данном словосочетании означает доставку товаров или услуг от производителя к потребителю. Термин "многоуровневый" означает систему доставки товара или услуги потребителю и поощрения людей, осуществляющих ее. MULTI (много) означает «более чем один». Level (уровень, ступень), скорее, означает «поколение».
Таким образом, можно назвать эту систему «продвижение продукции с помощью нескольких поколений». Более современным является термин «сетевой маркетинг».[9]
Сетевой маркетинг впервые возник в России в 1989 году в г. Новосибирске, где появились первые дистрибьюторы компании «Herbalife», чья продукция быстро распространилась по всей стране.
Второй компанией, появившейся в России, стала австрийская страховая фирма «Save-Invest», а затем и такие зарубежные компании как AVON, ENRICH, MaryKay, Neways, Oriflame, Vision, Zepter и многие другие, увидевшие в России необъятный рынок сбыта для своих товаров. По данным исследовательской компании Metso, американская Avon и шведская Oriflame занимают третье и четвертое места по объемам продаж на российском парфюмерно-косметическом рынке, уступая лишь Procter & Gamble и L'Oreal.
Благодаря своей низкой затратоемкости и гибкости, прямые продажи получили распространение не только в крупных, но и в средних и малых городах, и даже в отдаленных регионах России. Поскольку для крупных торговых предприятий организация торговой сети в отдаленных регионах связана с существенными и не всегда оправданными издержками, их альтернативой становятся, в частности, прямые продажи. Многие компании прямых продаж успешно реализуют свою продукцию в таких городах, как Омск, Красноярск, Ханты-Мансийск, Петропавловск-Камчатский и др. B противовес крупным торговым фирмам прямые распространители заинтересованы в реализации товара и в оказании услуг любым потребителям, независимо от их местонахождения и занятости.[12] В связи с этим рассмотрение вопросов построения и управления взаимоотношениями фирмы с участниками сетей как новой маркетинговой стратегии развития российских компаний, а также проблем и перспектив с этим связанных представляется актуальным.
Все больший интерес к проблеме сетевого подхода в маркетинге проявляется российскими исследователями. Так, за последнее время были опубликованы статьи А. Стерлина и А. Ардишвили, О. Третьяк, О. Юлдашевой и В. Катькало. В работах А. Стерлина — А. Ардишвили и В. Катькало рассматривается развитие проблемы сетевых структур как новой организационной формы управления. Статьи О. Третьяк и О. Юлдашевой обобщают результаты теоретических исследований новой концепции маркетингового управления фирмой.
Появилась в России и своя научно-методическая база для развития сетевого маркетинга. С 1997 года регулярно выходит журнал «MLM-перспектива». На Урале появилась своя сетевая газета «Четвёртая волна» — орган «Центра развития сетевого маркетинга и частного предпринимательства». На русском языке изданы огромными тиражами десятки книг американских профессионалов сетевого бизнеса — Тома Шрайдера, Джона Каленча, Джима Рона, Джона Фогга. Появились на книжных прилавках и первые книги наших отечественных лидеров сетевого маркетинга. Российский Институт психологии бизнеса сетевого маркетинга проводит региональные конференции, собирающие сотни представителей различных сетевых компаний. Во многих городах возникли и активно функционируют Центры профессионалов сетевого маркетинга [12].
Целью курсовой работы является исследование перспектив и проблем развития сетевого маркетинга в России.
В задачи курсовой работы входит:
Объектом исследования в курсовой работе является сетевой маркетинг
В качестве предмета исследования в курсовой работе выбран анализ маркетинг-плана сетевого электронного магазина «Инмаркет».
Инструментом достижения поставленной цели в курсовой работе послужили следующие методы исследования: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, классификация, сравнительный метод.
Теоретическая основа - теоретической основой послужили труды отечественных и зарубежных учёных в области экономики, экономической теории.
Практическая значимость - данная работа может быть использована в учебных заведениях и в личных целях желающих ознакомиться с данной темой.
Методологическая основа - в числе информационных источников курсовой работы использованы данные и сведения из книг, журнальных статей, научных докладов и отчетов, материалов научных конференций.
1. Теоретические основы сетевого маркетинга
1.1 Понятие и функции сетевых структур
Среди трактовок слова «сеть» (network) в американском словаре встречается следующая: «Сеть – это расширенная группа людей со схожими интересами, взаимодействующих друг с другом и поддерживающих неформальный контакт с целью взаимной поддержки и помощи».
С точки зрения концепции сплоченности, сеть - это совокупность отношений, обосновывающих принципов и производных от них практик действия. Эти отношения и вытекающие из них действия подразумевают прежде всего то, что другие агенты будут действовать определенным образом, причем их действие не обязательно должно подкрепляться санкциями, а может базироваться лишь на одном принципе, например, доверии.
С позиций экономической теории сеть – одна из форм, позволяющих экономить на масштабе производства. Сетевая организация есть промежуточная форма между рынком и иерархией. Межфирменная кооперация способствует снижению трансакционных издержек, связанных с получением информации, осуществлением контроля и т.д. [3]
Таким образом, сетевая структура есть определенная форма отношений. Эта форма приобретает стабильность и воспроизводится, благодаря действиям конкретных агентов, подкрепленных доверием окружающих. В данной трактовке сеть выступает прежде всего как объективная структура с определенной формой регулирования отношений, которую участники вынуждены усвоить, если они хотят встроиться в нее.
Используя понятие сетевых связей как социального капитала, который, как и любой другой вид капитала, распределен неравномерно, можно сказать, что перед любым «новичком» сеть выступает как барьер, который нужно преодолеть для успешного вхождения в эту структуру. Это подразумевает интериоризацию соответствующих правил и практик.
Более того, экономические
агенты могут не просто встраиваться
в существующие социальные структуры,
а также сознательно
Рассмотрим сеть с позиций интеракционизма, где сетевая структура рассматривается как образование, создающееся и воссоздающееся в практиках экономических агентов. В этой трактовке:
1) сеть производна от существующих социальных отношений; в ней создается и воспроизводится привычный образ действий экономических агентов
2) действия экономических
агентов подкрепляются общими
ожиданиями относительно
И так, сетевые связи характеризуются следующими чертами:
1) Укорененностью
2) Связанностью
3) Взаимностью (реципрокностью)
Сетевые образования множественны, они варьируются в разных странах. А. Олейник выделяет следующие типы сетей: Община; Клика; Клан; Клиентела; Блат; Дистрикт; кластер.
К основным параметрам сетевых структур можно отнести:
Все перечисленные выше
характеристики описывают сеть как
определенную форму связи, эта форма
определяет конфигурацию сети в целом,
структурирует позиции
Фактически, экономические агенты, будучи участниками сети, отказываясь от больших прибылей, обеспечивают надежность и стабильность
Снижение неопределенности в сети происходит за счет того, что :
1. Внутри сети циркулирует надежная информация и ресурсы. Сеть сокращает издержки, связанные с поиском информации. (Информации, которую нам сообщил друг, мы доверяем больше, чем сведениям, полученным из официальных источников.)
2. Если возникают какие – либо конфликты, то они разрешаются с помощью сетевых механизмов. Для этого может использоваться взаимоконтроль. (Например, решению конфликта в большей степени будет способствовать неформальная беседа, чем арбитраж со стороны государственных структур).
3. Сеть способствует повышению доверия к каждому из ее членов. Внутри сети происходит выстраивание репутаций, таким образом, участники заранее знают, с кем они имеют дело. Поведение каждого является предсказуемым.
4. Если к сети подключаются новые ресурсы, то они не расшатывают сеть, не ведут к оппортунистическому поведению, поскольку вводятся при помощи надежных каналов. (Если нам друг советует обратиться к кому- либо, то в большинстве ситуаций мы не сомневаемся в надежности этого человека).
5. Сеть элиминирует оппортунистическое поведение. Риск вести себя оппортунистически сопряжен с тем, что можно потерять доверие.
Формирование сети происходит в каком-то конкретном контексте. Участники сети «выигрывают» лишь при определенных условиях и в определенных ситуациях. Важно помнить, что у сетевой структуры есть свои достоинства и недостатки (см. таб.1.1 Приложение А).[22]
1.2 Сущность и содержание сетевого маркетинга
Сущность сетевого маркетинга - это особая система дистрибьюции, в рамках которой независимые участники сети зарабатывают комиссионные от продаж продукции, передаваемой им производителем. Одной из особенностей предприятий сетевого маркетинга является то, что в них нет взаимоотношений типа начальник — подчиненный, хотя субординация тем не менее есть, но она определяется естественной иерархией сетей, создаваемых покупателями этого товара, пожелавшими к тому же принять участие и в процедурах его дистрибьюции. Иерархия в этой форме бизнеса действительно носит естественный характер и определяется только временем включения индивида в структуру сети.
Если рассматривать структуру сети или значительный ее сегмент с позиции отдельного индивида — участника MLM, то можно обнаружить, что есть участники дистрибьюции, находящиеся непосредственно над ним, и участники дистрибьюции, находящиеся непосредственно под ним. Первые привлекали его самого к покупке товара и к участию в дальнейшем его распространении, а вторых — к покупке, к участию — он привлек уже сам, построив, таким образом, свою сеть. Все участники сети, стоящие в ее структуре выше данного индивида, являются для него информационными спонсорами. Особое место занимает тот участник, который стоит непосредственно над ним. Поскольку он привлек его к участию в данном бизнесе, он и несет перед ним особые информационные обязательства. Точно так же и сам данный индивид становится информационным спонсором для всех привлеченных им сотрудников. А в дальнейшем он становится информационным спонсором и для тех сотрудников, которые завлечены в сеть уже привлеченными им сотрудниками.[14]