Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности торгового розничного предприятия, а также разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Конкурентоспособность розничного торгового предприятия 5
1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и факторы, которые её определяют 5
1.2 Параметры конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
1.3 Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8
2 Анализ внешней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 12
2.1 Анализ базового рынка розничного торгового предприятия ИП. Марченко С.А. 12
2.2 Анализ конкурентной среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 13
2.3 Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 16
3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.1 Анализ внутренней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18
3.2 Анализ существующей стратегии конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
3.3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А 32
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34

Вложенные файлы: 1 файл

3_chast.docx

— 123.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки  РФ

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

Институт управления бизнес-процессами и экономики

Кафедра экономики и международного бизнеса горно-металлургического комплекса

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА 
Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Руководитель                                       __________  доцент,  М.Ю. Зданович

                                                               подпись, дата

 

Студент группы ПЭ10-06 №431016323   __________        Т.Н.Штанова

                                                                                        подпись,  дата

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2012

 


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1   Конкурентоспособность розничного торгового предприятия 5

1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и факторы, которые её определяют 5

1.2 Параметры конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8

1.3 Методика оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия 8

2 Анализ внешней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 12

2.1 Анализ базового рынка розничного торгового предприятия ИП. Марченко С.А. 12

2.2  Анализ конкурентной среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 13

2.3 Анализ конкурентоспособности розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 16

3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18

3.1 Анализ внутренней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 18

3.2 Анализ существующей стратегии конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19

3.3 Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 30

ПРИЛОЖЕНИЕ А 32

ПРИЛОЖЕНИЕ Б 34

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальностью данной курсовой работы является то, что в настоящее время успех розничного торгового предприятия на рынке зависит от того, насколько его товары будут пользоваться спросом среди товаров конкурентов. Ведь конкурентоспособность товара является составляющей частью конкурентоспособности самого предприятия. Таким образом, необходимо постоянно анализировать являются ли товары твоего предприятия конкурентоспособными. В случае отрицательного положения, необходимо провести ряд мероприятий с целью обеспечения конкурентоспособности товара, а, следовательно, самого предприятия.

Вопросами изучения конкурентоспособности предприятий, а также её оценки посвящены работы: Е. П. Голубкова, А. Н. Печенкина, А. Глухова, П. С. Завьялова, Г. Л. Багиева, Т. А. Блашенковой, М. О, Ермоловой, А. П. Градова, В. С, Ефремова, Т. М, Каретникова, Н. В. Каретникова, И. Максимовой, Н. И, Шайдурова, Н. С, Яшина, А. Ю. Юданова, Дж. Амели, И. Ансоффа, Г. Ватермана, Дж. Кея, Т. Коно, Г. Минтсберга, М. Портера, Ф. Котлера, Е. Дихтль, С. К. Пралад, Р. Т, Паскаля, Т. Петерса, Н. Пэтси и. т.д.

 Объектом исследования является розничное торговое предприятие ИП Марченко С.А..

Предметом исследования является конкурентоспособность розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

Целью курсовой работы является изучение теоретических и методологических положений сущности конкурентоспособности торгового розничного предприятия, а также разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

Для достижения цели, поставлены следующие задачи:

  1. Дать анализ теоретическим и методологическим основам оценки конкурентоспособности компаний;
  2. Проанализировать внешнюю и внутреннюю среду розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.;
  3. Разработать стратегию повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

Методы и методики исследования.  Для достижения цели и решения поставленных задач нами были использованы общенаучные методы исследования: анализ, синтез, сравнение и обобщение.

В первой главе данной курсовой работы дан  анализ понятия «конкурентоспособность», определена сущность и факторы конкурентоспособности, проанализирована методика оценки конкурентоспособности  розничного торгового предприятия.

Во второй главе данной курсовой работы  дан  анализ базового рынка розничного торгового  предприятия ИП. Марченко С.А. ,а также  анализ конкурентной среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

В третьей  главе данной курсовой работы дан  анализ внутренней среды розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А, а также анализ существующей стратегии конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.. В соответствие с которыми, разработана стратегия повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А..

 

 

1   Конкурентоспособность розничного торгового предприятия

1.1 Понятие, сущность конкурентоспособности и факторы, которые её определяют

 

С целью  полного освещения сущности конкурентоспособности  торгового предприятия, необходимо дать как можно более широкое  представление о «конкурентоспособности».

Конкурентоспособность предприятия — возможность осуществления  эффективной хозяйственной деятельности и прибыльной ее реализации в условиях конкурентного рынка. Конкурентоспособность  как явление представляет собой  совокупность качественных и стоимостных  характеристик, обеспечивающих удовлетворение конкретной потребности[12].

 Также  под «конкурентоспособностью предприятия» можно понимать - наличие у компании определенных конкурентных преимуществ и ее способность использовать эти преимущества в конкурентной борьбе[9].

Конкурентная борьба - деятельность организации, которая направлена на приобретение конкурентных преимуществ, на завоевание крепких позиций на рынке, а также на вытеснение с данного рынка конкурентов.

Конкурентное преимущество – определённые аспекты, свойства товара или марки, которые создают для организации определенное превосходство над прямыми конкурентами.

Существенные усилия организации  всегда направлены на создание и удержание  конкурентных преимуществ, то есть повышение ее конкурентоспособности.

Пирамида  конкурентных преимуществ и конкурентоспособности  представлена на рисунке 1[2].

 

Рисунок 1 - Пирамида конкурентных преимуществ  и конкурентоспособности

На деятельность компании постоянно влияют различные  факторы маркетинговой  среды, действие которых может быть как положительным, так и отрицательным. Таким образом, становится необходимым получение достоверной, полной информации об окружающей среде маркетинга, с целью стратегического планирования деятельности компании.

Профессор Российского Государственного Торгово-Экономического Университета Баканов М. И. считает, что конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами[1]:

1.     Качество продукции и услуг; 

2.     Наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта; 

3.     Уровень квалификации персонала  и менеджмента; 

4.     Технологический уровень производства;

5.     Налоговая среда, в которой  действует предприятие; 

6.     Доступность источников финансирования.

Также, важным элементом конкуренции на любом  рынке является товар, с помощью  которого потребитель удовлетворяет  свои потребности, а производитель  взамен получает прибыль. Следовательно, конкурентоспособность именно товара, а не предприятия является базовым  понятием конкуренции.

Понятие «конкурентоспособность товара» на сегодняшний день имеет весьма много  определений, но однозначного и общепринятого - нет. Большинство авторов под  «конкурентоспособностью товара»  понимают - совокупность качественных и экономических характеристик  изделия. Таким образом, основное место занимает производство товара и его реализация без учета социальной психологии потребителей.

Но на конкурентоспособность изделия  влияют не только его реальное качество, которое при большом количестве товаров становится все менее  доступным для понимания потребителей, и стоимость товара, но и такая  характеристика, как имидж данного  товара, который нельзя отнести ни к качественным, ни к стоимостным  характеристикам.

Конкурентоспособность товара выражается с помощью относительного показателя, определяющегося в сравнении  с товарами-конкурентами, как по совокупности качественных и стоимостных  характеристик, так и по показателю бренда, который дополняет качественно-стоимостные  характеристики и, оказывая на них непосредственное влияние, способствует созданию превосходства  данного товара над товаром-конкурентом  на определенном сегменте рынка в  определённое время.

Превосходство товара над товарами конкурентов  выражается через показатель уровня продаж данного товара на исследуемом  рынке. Конкурентоспособность товара - это также его способность  конкурировать с другими изделиями  и завоевывать максимальное количество потребителей, на которых он ориентирован, с помощью взаимоувязанной совокупности условий, ограничений и рисков, составляющих ее конъюнктуру в определенное время.

Для полного  понимания сущности конкурентоспособности  розничных торговых предприятий  обобщены позиции различных ученых к понятию «конкурентоспособность»  и выявлено, что имеющиеся понятия  конкурентоспособности не в полной мере отвечают требованиям системности  и комплексности, так как характеризуют  только один из множества аспектов конкурентоспособности в определенной области исследования.

Под конкурентоспособностью следует понимать - способность розничного торгового предприятия сформировать и использовать в долгосрочной перспективе  совокупный потенциал, обеспечивающий предприятию устойчивое рыночное положение, экономические преимущества по сравнению  с другими хозяйствующими субъектами рынка и реализацию его приоритетных целей.

Исходя  из сущности конкурентоспособности  хозяйствующего субъекта, рассмотрим её в трех аспектах применительно  к розничной торговле:

  1. Конкурентоспособность рассматривается относительно конкретного товарного и территориального рынка;
  2. Конкурентоспособность носит динамичный характер и характеризует состояние субъекта на определенном отрезке времени;
  3. При оценке конкурентоспособности возникает взаимодействие трех элементов. К ним относятся:
  1. Непосредственно исследуемый субъект – торговая организация;
  1. Конкурент, относительно которого производится сравнение субъекта;
  2. Теоретическая модель конкурентоспособности предприятия (абсолютно конкурентоспособное предприятие).

 

1.2 Параметры конкурентоспособности розничного торгового предприятия

Профессор Высшей коммерческой школы  
Министерства экономического развития и торговли РФ - Павлова Н.Н. выделяется следующие параметры для оценки конкурентоспособности розничного торгового предприятия [14]:

1. Ассортимент  товаров, рассматриваемый с точки  зрения его ширины (разнообразия  товарных групп) и глубины (количества  моделей одного товарного ряда);

2. Комплекс  услуг, в том числе: помощь  при выборе товара, объяснение  принципов работы технических  товаров, финансовые услуги (открытие  кредита), разного рода дополнительные  услуги (обмен валюты, обеспечение  парковки автомобиля и др.);

3. Уровень  цен и динамика их изменения  в соответствии с изменением  различных факторов внешней среды  (цены конкурентов, сезонность  и т.д.);

4. Место  расположения магазина, его доступность,  от которых зависит время похода  за покупками;

5. Время  работы магазина и время пребывания  в нем, зависящее от легкости  обнаружения нужных товаров, длины  очереди в кассы;

6. Уровень  обслуживания (квалификация персонала);

Информация о работе Разработка стратегии повышения конкурентоспособности на муниципальном рынке розничного торгового предприятия ИП Марченко С.А.