Теоретические основы формирования службы маркетинга на предприятиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 16:24, реферат

Краткое описание

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям и задачам. (Кабушкин, стр.195)
Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Это то, что можно назвать озарением или шестым чувством. Менеджерам часто приходится опираться на интуитивные суждения.

Вложенные файлы: 1 файл

Теоретические основы формирования службы маркетинга на предприятии.doc

— 164.50 Кб (Скачать файл)


16

 

1.Теоретические основы формирования службы маркетинга на предприятиях

1.1.Современное управленческое решение. Организация – это живой организм. Она рождается, развивается и, если этого обстоятельства, умирает. Особенность современного этапа состоит в том, что темп изменений, происходящих во внешней среде, существенно возрос. Среда обитания деловых организаций стала столь динамичной, что применительно к ней стало использоваться понятие турбулентной среды. Естественно выживать в такой динамично меняющейся среде могут только те организации, которые сами меняются не менее высоким темпом. Проведение изменений всегда являлось важной функцией менеджмента. (Виханский, стр.23)

Одной из основных функций менеджера, отнимающих зачастую половину его времени, является решение проблем. Трудно себе представит эффективного менеджера, который не умеет принимать решения быстро и на высоком профессиональном уровне. (http://www/ceccs.ru/coach/management/html)

Принятие управленческих решений представляет собой подфункцию функции управления. В.М.Иванец представляет структуру управленческого цикла следующим образом (Иванец.Основы менедж, стр.43):

 

 

 

 

 

 

Рис.1.1.Структура управленческого цикла

Принятие решений, так же, как и обмен информацией, -составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений. (http://catalog/studentochka.ru/01454)

Как отмечает Кабушкин Н.И., для менеджера принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого, кто хочет добиться успеха в области управления. (Кабушкин, стр193)

Решение – это выбор альтернативы, одного варианта из двух или нескольких. В управлении принятие решений более систематизированный процесс по сравнение с личной жизнью. Менеджер делает выбор не только для себя, но и для организации и для других работников. В верхних эшелонах власти порой принимают решения, связанные с миллионами гривен, многими тысячами людей. Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя. Поэтому руководители не могут принимать необоснованные решения. (Басовский, стр.63)

Профессор Герчикова И.Н. определяет управленческое решение как результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решения является основой управления. Выработка и принятие решений – это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. (Герчикова, стр.151)

Ряд авторов в процессе принятия решений выделяют следующие этапы:

- определение целей;

- выявление проблемы;

- получение необходимой информации;

- рассмотрение возможных альтернативных решений;

- принятие решения;

- разработка действий по выполнению решения;

- рассмотрение ответственности среди работников;

- оценка принятого решения.

Процесс принятия управленческого решения считается завершенным после анализа результатов принятого решения. Путем оценки фактических результатов решения менеджер может сделать вывод про его эффективность. (Демьяненко, Герч, Дидк, Басов, Крамар)

Герчикова И.Н. отмечает, что технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовки решения; принятия решения; реализации решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро- и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

На уровне принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов, отбор критериев выбора оптимального решения, выбор и принятие лучшего решения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения, доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. (Герчикова, стр.151)

Определенный интерес представляет классификация подходов к принятию решений, данная ММесконтом, МАльбертом и Ф.Хедоури, которые выделяют организаторские, интуитивные и рациональные решения.

Организационное решение – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям и задачам. (Кабушкин, стр.195)

Интуитивное решение – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» и не нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор. Это то, что можно назвать озарением или шестым чувством. Менеджерам часто приходится опираться на интуитивные суждения.

Рациональные решения, в отличие от основанных на суждении, зависят от прошлого опыта. Они обосновываются с помощью объективного, аналитического процесса. (Басовский, стр.64)

Управленческие решения можно классифицировать по многочисленным признакам. Обычно решения принимаются в условиях определенности или риска (неопределенности). В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив. В остановке риска наилучшее, что может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеет собственная культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию культуры организации и поэтому не рассматривают варианты решения вне её. (Кабушкин, стр.194)

Группа авторов выделяют и другие критерии классификации управленческих решений:

- по сроку действия последствий решений: долго-, средне- и краткосрочные решения;

- по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;

- по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;

- по сложности: простые и сложные;

- по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгоритмические. (Кабушкин, Коротков, Щокин)

Главной обязанностью менеджера является выработка управленческих решений и организация их выполнения. Существует соответствующая технология подготовки, принятия и реализации решений, то есть совокупность приемов, способов и методов достижения целей деятельности. (Дидковська, стр.231)

Все методы принятия управленческих решений можно объединить в 3 группы: неформальные (эвристические), коллективные и количественные.

Как показывает управленческая практика, при принятии и реализации управленческих решений определенная часть руководителей использует неформальные (эвристические) методы принятия решений, которые основываются на аналитических способностях лиц, принимающих решение. Это совокупность логических приемов и методики выбора оптимальных решений руководителя путем теоретического сравнения альтернатив с учетом накопленного опыта. В большей части неформальные методы базируются на интуиции менеджера. Их преимущество состоит в том, что принимаются они оперативно, недостаток – не гарантируют от выбора ошибочных (неэффективных) решений, поскольку интуиция иногда может подвести менеджера. (Кабушкин, стр.198)

Многие авторы также выделяют коллективные методы обсуждения в принятии решений. В мировой практике управления много внимания уделяется организации групповой деятельности, а многие групповому принятию решений. Опыт доказывает, что чем больше сотрудников привлекается к процессу управления, тем лучше результаты деятельности людей и легче внедрять изменения в производство.

Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческого решения является определение круга лиц, участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются, как правило, и руководители, и исполнители. Главным критерием функционирования такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность. Коллективные формы групповой работы могут быть разными: заседание, совещание, работа в комиссии и т.д. Наиболее распространен такой метод коллективной подготовки управленческих решений, как «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений. (Кабушкин, Дидковская)

В основе количественного подхода лежит научно – технический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путем обработки (с помощью ЭВМ и ЭММ) больших массивов информации. (Кабушкин, стр.200)

Академик Беспалов В.А. утверждает,что управленческие решения обладают качеством, конкурентоспособностью и эффективностью. Качество решения – это характеристика единства, гармонии, целостности и диалектики научно обоснованных свойств. В отечественной и зарубежной литературе используются такие понятия, как требования к решениям, требования к качеству решений, требования к процессу принятия и реализации высококачественных решений, качество решений, эффективность решений. Все понятия в определенной мере схожи и не совсем точно отражают сущность понятия – качество решения, а оно определяется и характеризуется совокупностью свойств. Эти свойства предопределяют качество решения и проявляются на всех стадиях существования решения. Качество управленческих решений должно обладать следующими свойствами: нравственность, духовность, мораль, культура, этика и целенаправленность, чувство, восприимчивость, компетентность, гармония, своевременность принятия решения, непротиворечивость, научная форма изложения. (Беспалов, стр.167)

Как отмечают ряд авторов, при выборе управленческого решения к нему предъявляются следующие требования:

- обоснованность решений;

- оптимальность выбора;

- правомочность решения;

- краткость и ясность;

- конкретность во времени;

- адресность в отношении исполнителей;

- оперативность выполнения. (Герчикова, Михайлова, Щокин)

Кабушкин Н.И. пишет, что проблема выбора менеджером альтернативы – одна из важнейших в современной науке управления, но не менее важно принять эффективное решение. Чтобы управленческое решение было эффективным, должно учитываться ряд факторов.

1.Иерарахия в принятии решений – делегирование полномочии по принятию решений ближе к тому уровню, на котором имеется больше необходимой информации и который непосредственно участвует в реализации принятого решения. В этом случае исполнителями решения являются сотрудники смежных уровней. Контакты с подчиненными, находящимися более чем на один иерархический уровень ниже (выше), не допустимы.

2.Использование целевых межфункциональных групп, в которых члены, входящие в их состав, отбираются из разных подразделений и уровней организации.

3.Использование непосредственных (прямых) горизонтальных связей принятия решений. В этом случае (особенно на начальных стадиях процесса принятия решений) сбор и обработка информации осуществляется без обращения к вышестоящему руководству. Такой подход способствует принятию решения в более короткие сроки, повышению ответственности за выполнение принятых решений.

4.Централизация руководства при принятии решения. Процесс принятия решения должен находиться в руках одного (общего) руководителя. В данном случае формируется иерархия в принятии решений, то есть каждый низший руководитель решает свои проблемы (принимает решения) со своим непосредственным руководством, а не с вышестоящим руководством, минуя своего непосредственного начальника.

Как уже отмечалось, выбор лучшего варианта решения ведется путем последовательной оценки каждой из предлагаемых альтернатив. Определяется, насколько каждый вариант решения обеспечивает достижение конечной цели организации. Этим и обуславливается его эффективность. То есть решение считается эффективным, если оно отвечает требованиям, вытекающим из ситуации и целей организации. (Кабушкин, стр.203)

Управленческое решение – основа управления производством, пишет академик Беспалов В.А. Однако нельзя отождествлять их с управлением. Решение используется в качестве организационного инструмента проектирования организации оптимального функционирования. В организации и использовании структуры управления они имеют важное, но не определяющее значение, в то время как в управленческом процессе выступают существенным фактором его функционирования. (Беспалов, стр.7)

Кроме того, при подготовке и принятии решений, необходимо учитывать новизну, сложность, динамику и предсказуемость многих явлений, которые характеризуют политическую, экономическую, социальную, рыночную и другие сферы деятельности.

Организационная структура управления должна быть построена таким образом, чтобы обеспечивать на каждом уровне управления возможность своевременного принятия необходимых управленческих решений. (Дидковская, стр.224)

1.2Понятие и типы организационных структур. Проблема организации производства – наиболее эффективного сочетания труда людей с вещественными факторами производственного процесса, наиболее эффективного расположения и сочетания орудий труда и процессов труда в пространстве и во времени играют все большую роль в современном производстве.

Чтобы обеспечить при наличных кадрах и вещественных кадрах и вещественных факторах производства максимальную производительность и наибольший экономический эффект, передовая техника и технология должны сочетаться с наиболее рациональной организацией производства. (Герчикова, стр.350)

В иерархической структуре производства (под которой понимается соотношение между различными ступенями и звеньями производства по формам их связи и субординации) различают две взаимно дополняющих друг друга подструктуры: организационную и производственную, характеризующие с разных сторон строение объекта управления – управляемой системы. Каждая из подструктур выступает как самостоятельная по отношению к другой структуре.

Информация о работе Теоретические основы формирования службы маркетинга на предприятиях