Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2014 в 20:07, курсовая работа
Цель работы – совершенствование рациональности системы хозяйственной мотивации и стимулирования труда персонала как фактора повышения эффективности и рациональности труда персонала.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность, цели и задачи мотивации труда персонала;
- охарактеризовать основные теории мотивации персонала;
- рассмотреть виды и формы стимулирующих систем в отечественных и зарубежных фирмах;
- охарактеризовать использование функционально-стоимостного анализа при подборе методов мотивации труда персонала в гостиничном бизнесе;
- провести анализ функций, выполняемых персоналом в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» ;
- дать оценку затрат на управление и стимулирование трудовой деятельности персонала гостиницы;
- провести анализ системы мотивации персонала в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» ;
- дать рекомендации по совершенствованию стимулирования работников и оценить эффективность от проведения данных мероприятий;
- разработать рекомендации для службы управления персоналом.
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы системы мотивацией персонала 5
1.1. Сущность и значение теорий мотивации в практике современного управления 5
1.2 Обобщение опыта использование материальной и нематериальной мотивации 7
Глава 2.Основы мотивации и подходы к рациональности
2.1. Основы хозяйственной мотивации и «экономического человека» 10
2.2.Экономический и соцальный подходы к рациональности 17
Глава 3. Анализ рациональности построения системы хозяйственной мотивации труда в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» 26
3.1 Общая характеристика ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» 26
3.2 Анализ и оценка мотивации трудовой деятельности персонала 28
Глава 4. Разработка предложений по повышению эффективности хозяйственной мотивации труда персонала ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» 46
4.1. Совершенствование системы стимулирования труда в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» 46
4.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий по рациональности систем мотивации 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 59
Актуальность проблематики не вызывает сомнений, так как современный уровень экономического развития, характеризующийся глобализацией экономики и проникновением информационных технологий во все сферы производства, сформировал новую парадигму управления, выделяющую человеческие ресурсы как ключевой элемент и ресурс эффективной организации. Важнейшей составляющей процесса управления человеческими ресурсами в организации является мотивация и стимулирование труда. В современном мире мотивация труда играет немаловажную роль, так как правильное проведение политики мотивации труда среди персонала, обеспечивает как минимум улучшение качества труда работников и возможное повышение производительности труда.
В общем случае мотивация - это процесс побуждения к труду. Поэтому руководители, которые хотят добиться эффективной деятельности своих подчиненных, не должны забывать о наличии стимулов для работников.
Цель работы – совершенствование рациональности системы хозяйственной мотивации и стимулирования труда персонала как фактора повышения эффективности и рациональности труда персонала.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:
- определить сущность, цели
и задачи мотивации труда
- охарактеризовать основные теории мотивации персонала;
- рассмотреть виды и формы
стимулирующих систем в
- охарактеризовать
- провести анализ функций, выполняемых персоналом в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» ;
- дать оценку затрат на
управление и стимулирование
трудовой деятельности
- провести анализ системы мотивации персонала в ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ» ;
- дать рекомендации по
совершенствованию
- разработать рекомендации
для службы управления
Объект исследования - ООО «ГОСТИНИЦА ВЕНЕЦ».
Предмет исследования - Анализ управления мотивацией трудовой деятельности персонала организации ООО «Гостиница Венец».
.Теоретическая основа
В теории менеджмента принято рассматривать в качестве одной из функций управления мотивирование труда. На самом деле задачей управляющих структур является не столько мотивирование труда, сколько стимулирование трудовой деятельности (т. е. как, с каким энтузиазмом и производительностью он трудится).
Поскольку первопричиной трудовой деятельности выступает именно мотивация, рассмотрим ее суть более подробно.
Под мотивацией понимают совокупность причин психологического характера, вызывающих внутреннее чувство человека, формирующее направленность его мыслей, поведения и действий [1, с. 24].
Мотивация труда, как правило, связана с внутренним побуждением человека к удовлетворению его потребностей как биологического существа и как субъекта социальных отношений посредством трудовой деятельности.
Внутреннее побуждение к деятельности по удовлетворению потребностей может быть выражено как в форме инстинкта, т. е. неосознанного проявления, так и осознанной необходимости определенных действий [8, с. 79].
Трудовая деятельность — осознанное внутреннее побуждение к удовлетворению определенной потребности в результате труда. Таким образом, в основе мотивации лежит простой вопрос: почему человек трудится? Чтобы заработать на хлеб насущный или потеплее и красивее одеваться в соответствии с модой? А может быть, чтобы иметь хорошее жилье, дачу, машину, или власть, влияние и т. д.?
Ответы на поставленные вопросы, к сожалению, не лежат на поверхности и не являются простыми. С точки зрения менеджмента, работодателю небезразлично почему, зачем, ради чего, с какой целью, а, следовательно, и как человек трудится [4, с. 99].
Принимая во внимание индивидуально-психологические особенности личности, менеджеру важно вовремя увидеть и понять:
чем живет человек;
что его волнует;
чего он хочет, чего добивается;
что ему предложить, чтобы результат его деятельности в максимальной степени удовлетворял какую-то его насущную потребность.
Положение, что в основе трудовой деятельности лежит чувство побуждения индивида к удовлетворению потребностей, общепризнанно.
Однако потребности людей в общем плане безграничны. Более того, как только человек удовлетворяет одни потребности, у него тут же возникают другие. Процесс этот не ограничен в многообразии на протяжении всей сознательной жизни человека. Нельзя при этом не отметить, что особенностью этого процесса является то, что удовлетворенные потребности не воздействуют на мотивацию. Достигнутое и полученное не вызывает побуждения к действию, а лишь становится опытом и примером, который следует учесть [2, с. 152].
Есть целый ряд теорий, пытающихся ответить, что такое потребности и какова их типизация. Отдельные из них рассмотрим несколько подробнее.
То, что мы сейчас знаем о потребностях и мотивации, впервые было рассмотрено и сформулировано, как это было отмечено ранее, А. Маслоу, который проанализировал и выделил главные элементы мотивации в основополагающей теории, посвященной проблеме потребностей [24, с. 198].
По теории Маслоу, потребности человека имеют определенную иерархию.
В перечне главных (основных) потребностей фигурируют:
Физиологические потребности. Физиологические потребности являются наиболее важными для существования человека: должно быть достаточно воздуха, еды, воды для биологического функционирования.
Безопасность и защищенность. Подобно физиологическим потребностям, потребность самосохранения является базовой. Если у нас достаточно воздуха, еды, воды, мы ищем убежища и условий для защищенности.
Выживаемость работника зависит от организации, где он получает заработную плату. Следовательно, решения руководства, которые представляются служащему спорными или непоследовательными, создают угрозу одной из самых сильных и наиболее важных человеческих потребностей.
Социальные (вторичные) потребности.
Если удовлетворены физиологические потребности и потребности, связанные с самосохранением, социальные потребности становятся важнейшими мотиваторами. Главными из них являются потребности принадлежать к какому-либо коллективу, быть любимым, быть понятым и быть принятым. Когда человека лишают любви и общественных отношений, большинство людей чувствуют эту нехватку так же остро, как голодающий чувствует нехватку пищи.
Стимулирование труда - способ управления трудовым поведением работника, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности, используя мотивы, движущие его деятельностью.
Систему стимулирования можно условно разделить на традиционную и нетрадиционную систему стимулирования.
Традиционная система стимулирования - система вознаграждения работников, в основу которой положен принцип определения вознаграждения работника в зависимости от: ценности работника для организации (внутренней ценности); и рыночной ценности работника (абсолютной ценности).
Методы стимулирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.
Поскольку стимулирование, как было отмечено выше, автор рассматривает как метод управления персоналом, предложенная классификация форм стимулирования органично вписывается в систему методов управления персоналом (рис.1.1).
Рис. 1.1. Взаимосвязь методов управления персоналом и форм стимулирования труда
Классификация
методов соотносится с общеизвестной
классификацией методов управления персоналом:
организационно-
Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием системы рыночной экономики.
Приведенная схема классификации методов стимулирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов стимулирования. Укрупненно все формы стимулирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:
1. Экономические формы стимулирования всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.).
Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.
2. Управление по целям.
3. Обогащение труда.
4. Система участия.
К элементам традиционной системы стимулирования относят то, что применяется всеми или большинством компаний на рынке труда – это заработная плата и социальный пакет. Структура заработной платы — это базовые ставки, премиальные выплаты, социальные программы.
Основы хозяйственной мотивации. Начнем с нескольких вводных определений. Всякая экономическая активность людей осуществляется в конечном счете во имя реализации их потребностей, которые можно определить как необходимость и возможность приобретения, сохранения и использования различных благ — экономических и неэкономических, материальных и нематериальных. Если некое благо оказывается значимым, желаемым для человека, то оно превращается в стимул — внешний объект стремления, актуализированную потребность. Когда же импульс стремления к этому объекту проходит через сознание человека, стимул перерастает в
мотив — внутреннее побуждение к действию. С точки зрения экономиста, хозяйственное действие мотивировано интересом. При возникновении стимула в виде натурального или денежного блага, человек просчитывает возможные последствия предполагаемого действия, оценивая прежде всего два фактора:
• относительную полезность получаемого блага, настоятельность своей потребности в нем;
• масштаб издержек (затрат времени и других ресурсов), необходимых для получения блага.
Взвешивая два рода оценок, хозяйствующий субъект определяет эффективность действия. Его интерес состоит в максимизации полезности или минимизации издержек для получения оптимального набора благ. Следование интересу предполагает, что человек обладает известной свободой выбора между способами своего поведения. Но часто возникают ситуации, когда у человека эта свобода отсутствует или существенно ограничена. При жестких ограничениях интерес замещается принуждением— безальтернативным подчинением человека внешним по отношению к нему условиям. Можно выделить по меньшей мере четыре формы принуждения к хозяйственной деятельности. Первая — внеэкономическое принуждение — выражает отношения непосредственного господства и подчинения, личной зависимости человека от других людей,административных, политических или военных органов. В условиях внеэкономического принуждения человеком движет страх — перед возможным физическим насилием (вплоть до уничтожения), перед лишением юридического, гражданского или социального статуса — быть избитым, посаженным за решетку, уволенным с работы.Вторая форма —экономическое принуждение,под которым понимается односторонняя зависимость человека от материальных условий его существования. Когда не обеспечен минимум базовых потребностей, у человека фактически отсутствует выбор: им также руководит страх —перед голодом, нищетой, деградацией. Причем, речь идет не только о физиологическом, но и о социальном минимуме, определяемом принадлежностью к какому-то сообществу или конкретным группам. “Достойно содержать” себя и свою семью, быть “не хуже других” — в этом содержится немало принудительных элементов.Третья форма — технологическое принуждение — выражает одностороннюю зависимость человека от условий труда и производства, порождаемую его узкой профессиональной квалификацией прикреплением к рабочему месту. Наглядный пример — “монозаводские” города, где наиболее вероятным исходом для большинства трудоспособного населения является работа на
единственном предприятии. В результате закрепления несложных узкопрофессиональных навыков, покинуть свое место с годами становится все труднее, да и уходить особенно некуда. Люди становятся придатками конкретного технологического процесса.Четвертая форма — идеологическое принуждение — наиболее тонкая из перечисленных форм воздействия. Она возникает как продукт манипулирования личным интересом: используется
страх Божьей кары, потери жизненных ориентиров, разрыва социальных связей с референтной группой. И без того условная грань между негативной и позитивной мотивацией здесь практически стирается. Особым источником мотивации выступают социальные нормы, которые не являются для хозяйствующего субъекта сводом чисто внешних ограничений. Они успешно осваиваются и становятся внутренними элементами его личных побуждений. Возникает вопрос, не выступает ли следование норме проявлением эгоистического интереса. Ведь для экономиста социальные институты возникают как продукт “естественного” отбора наиболее эффективных правил взаимодействия. Мы солидарны с иной точкой зрения: в основе своей социальные нормы отбираются вовсе не потому, что они полезны для большинства членов сообщества, и соблюдаются не потому, что это выгодно (хотя нередко это действительно так). Суть нормы в ином. Близким друзьям не платят за их услуги и не дают деньги под проценты, хотя во многих случаях это было бы удобно и позволило бы эффективнее использовать ресурсы. Решает здесь, однако, другое: так “не принято”, и все.Итак, человек побуждается к хозяйственному действию целыми комплексами мотивов.Они берут свое начало из трех основных источников: интереса, социальной нормы и принуждения. Причем, содержимое из этих источников перемешивается самым сложным образом: следование социальной норме может соответствовать рациональному выбору, последний может обладать принудительной силой и т.д.Поэтому мы предпочитаем использовать термин “хозяйственная мотивация” (а не, скажем, “трудовая” или “экономическая” мотивация), чтобы подчеркнуть указанную полноту содержания по сравнению с чистым экономическим интересом. Совокупность хозяйственных стимулов,таким образом, не сводится к получению материального вознаграждения. Здесь можно обнаружить стремление к улучшению условий работы (безопасности, комфортности) и обогащению содержания труда (разнообразию операций и творческому характеру деятельности), к профессиональному росту и достижению относительной автономности в труде. Более того, эти стимулы выходят далеко за пределы собственно экономических благ. Человек тянется к общению и соревновательное, обуреваем жаждой власти и социального престижа, способен подчинять себя нравственным, религиозным и идейно-патриотическим канонам. И весь этот сложный мотивационный комплекс привносится им в сферу хозяйственных отношений.