Конкурентная среда туристского предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 07:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических и организационных положений по формированию и развитию конкуренции и конкурентной среды в туризме.
Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:
1) изучить теоретические и методологические основы конкуренции в туризме, уточнить и расширить понятийный аппарат, определить специфику конкуренции в туризме, исследовать состояние конкуренции и конкурентной среды в индустрии туризма;
2) проанализировать основные подходы к формированию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма, выявить и систематизировать основные факторы и конкурентные преимущества, влияющие на конкуренцию в туризме, установить закономерности их развития.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий индустрии туризма 6
1.1 Особенности туристского рынка как рынка услуг 6
1.2 Связь маркетинга в индустрии туризма со стратегиями формирования конкурентных преимуществ 10
1.3 Современные подходы к формированию лояльных отношений с клиентами 21
2 Конкурентная среда туристского предприятия 28
2.1 Понятие конкурентоспособности предприятия 28
2.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 31
2.3 Взаимосвязь конкуренции в туризме на различных уровнях 36
Заключение 47
Список использованной литературы 49

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа полностью.docx

— 712.48 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий индустрии туризма 6

1.1 Особенности туристского рынка как рынка услуг 6

1.2 Связь маркетинга  в индустрии туризма со стратегиями формирования конкурентных преимуществ 10

1.3 Современные подходы к формированию лояльных отношений с клиентами 21

2 Конкурентная  среда туристского предприятия 28

2.1 Понятие  конкурентоспособности предприятия 28

2.2 Методы  оценки конкурентоспособности предприятия 31

2.3 Взаимосвязь  конкуренции в туризме на различных  уровнях 36

Заключение 47

Список использованной литературы 49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современных условиях каждому  предприятию особенно важно правильно  оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные  средства конкуренции, которые, с одной  стороны, отвечали бы сложившейся рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны – особенностям конкретного бизнеса.

Наиболее сложными этапами  этой работы являются осмысление путей  достижения конкурентных преимуществ  и разработка на этой основе мероприятий  по усилению конкурентной позиции предприятия.

Актуальность  темы исследования заключается в следующем: современное развитие мирового туристского рынка и его глобализация свидетельствуют о том, что туризм является неотъемлемым атрибутом жизни любого цивилизованного общества. Количество международных прибытий в 2010 году достигло 940 млн., что на 6,6% больше, по сравнению с предыдущим годом. Туристский экспорт составляет 6% общего объема экспорта товаров и услуг. Вклад туризма в мировой валовой внутренний продукт (ВВП) оценивается примерно в 5%. Общее количество рабочих мест по всему миру, прямо или косвенно относящихся к туризму, составляет 6-7% [27].

Вопросы конкурентоспособности  туризма как на уровне отдельных  туристских дестинаций, так и на уровне предпринимательских структур становятся весьма актуальными, поскольку  тесно связаны с повышением уровня жизни населения.

Одним из критериев уровня развития страны является степень социальной ориентированности ее экономического развития. В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года одним  из главных направлений является повышение уровня жизни российских граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а  также обеспечения качества, доступности  и конкурентоспособности туристских услуг. Развитие предпринимательства  и добросовестной конкуренции в  туризме является одним из важнейших  факторов, способствующих формированию новой социально-ориентированной экономики.

Развитие внутреннего  и международного туризма в России характеризуется появлением большого количества предпринимательских структур, работающих в этой сфере, проникновением на российский рынок зарубежных туристских и гостиничных сетей, выходом  российских туристских фирм на международный  рынок, высокой степенью проявления интеграционных процессов на рынке  туристских услуг. Это приводит к  формированию высоко конкурентного  туристского рынка, который до недавнего  времени в России был слабо  развит.

В условиях глобализации туристского  рынка особое значение приобретает  научное изучение закономерностей  развития конкуренции в туризме  и разработка научно-методологических основ формирования конкурентоспособной  российской туриндустрии. Исследование вопросов конкуренции в туризме  особенно актуально в последнее  время, поскольку большинство туристских дестинаций оказались вовлечены  в острую конкурентную борьбу. В  связи с этим вопросы конкуренции  и конкурентоспособности в туризме  требуют глубокого научного изучения, раскрытия закономерностей и  основных тенденций их формирования и развития.

Проблемы исследования конкуренции  изучались как в трудах зарубежных ученых, так и среди отечественных ученых. При этом недостаточно изучены особенности и специфика конкуренции в сфере туристской индустрии на различных уровнях. Отсутствует комплексный подход к исследованию категории конкуренции, конкурентной среды и конкурентоспособности в туризме. Теоретические и методологические проблемы формирования и обеспечения конкуренции, конкурентной среды и конкурентоспособности российского туризма остаются малоисследованными и практически не освещаются в научной литературе [2].

Объектом исследования являются процессы формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в туризме.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в туризме.

Цель курсовой работы состоит в изучении теоретико-методологических и организационных положений по формированию и развитию конкуренции и конкурентной среды в туризме.

Для достижения поставленной цели требуется решить следующие основные задачи:

1) изучить теоретические  и методологические основы конкуренции  в туризме, уточнить и расширить понятийный аппарат, определить специфику конкуренции в туризме, исследовать состояние конкуренции и конкурентной среды в индустрии туризма;

2) проанализировать основные  подходы к формированию конкурентоспособности предприятий индустрии туризма, выявить и систематизировать основные факторы и конкурентные преимущества, влияющие на конкуренцию в туризме, установить закономерности их развития.

Конкурентоспособность предприятия  определяется его конкурентными  преимуществами по отношению к конкурентам на конкретном рынке. Для успешного функционирования на рынке необходимым является оценка ее конкурентоспособности. Определение, применение, а также анализ внешних и внутренних составляющих элементов, которые влияют на конкурентный статус организации, дает туристской фирме возможность успешно осуществлять свою деятельность и занимать стабильное положение на рынке. Рассмотрим поподробнее эти аспекты.

 

 

1 Теоретические аспекты конкурентоспособности предприятий индустрии туризма

1.1 Особенности туристского рынка как рынка услуг

Вопросам эффективного использования  факторов производства посвящена теория конкурентных преимуществ, автором которой является ученый-экономист из США М. Портер. На основе изучения практики компаний десяти ведущих индустриальных стран, производящих почти половину мирового экспорта, он выдвинул концепцию международной конкурентоспособности наций. Конкурентоспособность страны в международном обмене определяется воздействием и взаимосвязью четырех основных компонентов:

  • факторных условий, к которым относятся не только факторы производства, но и повышения производительности труда при нехватке трудовых ресурсов, внедрения ресурсосберегающих технологий при ограниченности земли, естественных богатств;
  • условий спроса, т.е. состояния спроса на внутреннем рынке во взаимосвязи с потенциальными возможностями внешнего рынка. Здесь немаловажны политические, экономические, культурные, образовательные и другие особенности, влияющие на выход организации за пределы страны;
  • состоянием обслуживающих и близких отраслей, их обеспеченностью соответствующим оборудованием, наличием тесных контактов с поставщиками, посредниками и прочими организациями;
  • стратегией фирмы в определенной конкурентной ситуации. предполагающей необходимую гибкость деятельности организации на рынке.

В последние годы в теоретических разработках  проблем торговли усиливается акцент на необходимость анализа микроэкономики, уровня организаций и предприятий [6].

Что касается формирования конкурентных преимуществ у туристской организации, то здесь невозможно без знания особенностей рынка, на котором она работает. Туристский рынок - это рынок услуг, так как услуги выступают основным предметом обмена и составляют 80% всего объема продаж на развитых туристских рынках.

Туристская  услуга - совокупность целенаправленных действий в сфере обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие общечеловеческим принципам морали и доброго порядка [7]. Туристским услугам присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара: 1) неосязаемость, 2) неразрывность производства и потребления, 3) изменчивость, 4) неспособность к хранению [8]. Однако туристским услугам наряду со специфическими характеристиками услуг присущи также и отличительные особенности. Например, туристский пакет создается усилиями многих организации, каждая из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели. Достижение успеха на рынке возможно лишь в том случае, если все участники туристского обслуживания выработают общие цели и будут придерживаться их. Большое значение имеет фактор сезонности (маркетинговые мероприятия туристской организации будут отличаться в пик сезона и межсезонье). В межсезонье необходимы дополнительные меры стимулирования спроса: низкие цены, различные дополнительные услуги и т.д. Значительное влияние на качество туристской услуги оказывают внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер. т.е. не зависящие от воли и действий продавца и покупателя: погода, природные условия, политика, международные события и т.д.

Эти специфические  особенности, присущие туристским услугам, отражаются и на деятельности организаций индустрии туризма.

При выявлении особенностей туристского рынка важное место должно отводиться не только категории «туристское предложение» и рассмотрению понятия «туристская услуга», но и понятию «туристский спрос», в концепции которого приоритетное место отводится потребителю, чьи нужды и желания туристские организации предполагают удовлетворять.

Сложности функционирования организаций индустрии туризма  заключаются в том, что оценка качества туристских услуг потребителем достаточно субъективна и зависит  от различных факторов: общеэкономических, культурного и общественно-психологического характера, социально-демографических и личностно-поведенческих. Значительное влияние на спрос в сфере туристских услуг оказывают такие изменения в общественной психологии потребления, как информированность, высокий уровень образованности, большая требовательность к комфорту и качеству услуг, индивидуализм, экологизация мышления потребителя, мобильность, физическая и умственная активность на отдыхе, стремление получать от жизни как можно больше впечатлений.

Выбор туристской организацией наиболее эффективных средств по привлечению потребителя к туристскому  продукту невозможен без четкой проработки самого процесса принятия решения о  покупке турпродукта потенциальным  туристом.

Решение потребителя о  покупке турпродукта предполагает оценку и выбор единственного  турпродукта из альтернативного  ряда и выбор подходящего набора различных услуг, предлагаемых организациями индустрии туризма.

Процесс покупки конкретного  туристского продукта начинается задолго до совершения акта купли-продажи. Принятие решения потребителем подвержено влиянию ряда факторов. Само потребление в индустрии туризма обычно откладывается на некоторый срок. Традиционно потребление мало интересовало продавца, ориентированного в первую очередь на покупку, однако в условиях растущей конкуренции туристские организации переориентируются на удовлетворение и сохранение потребителей. Чем больше разрыв между ожидаемыми и действительными свойствами турпродукта, тем острее неудовлетворенность клиента. Степень удовлетворенности клиента отражается на росте чувства доверия клиента к конкретной туристской организации, формированию круга постоянных клиентов организации и позитивно влияет на создание положительного имиджа этой организации [9].

Оценивая варианты, потребитель  ранжирует объекты в комплекте  выбора, формируя намерение совершить покупку наиболее предпочтительного варианта.

Не существует такой услуги, которая может быть реализована на рынке, если она не произведена в соответствии с потребительским спросом. Адресность туристской услуги является залогом ее продажи. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристской услуги. Это дает возможность производить и предлагать на рынок такую туристскую услугу, которая в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

Выявление, знание и использование туристских мотивов  должны стать важнейшей стратегией туристской организации, ориентированной на определение рыночных потребностей и создание новых видов турпродукта, Туристские мотивы как определяющий компонент спроса должны быть положены в основу деятельности туристских организаций.

Таким образом, понимание  туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности организации за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

Перед организациями индустрии туризма стоит задача предложения потребителям такой туристской услуги, которая бы максимально учитывала туристские мотивы и была уникальна в своем роде. Этого можно достигнуть путем разработки туристской услуги с учетом индивидуальных особенностей потребителей, а также удовлетворения их ключевых потребностей. Однако в настоящее время для организаций индустрии туризма, чтобы сохранить потребителей (создать круг лояльных клиентов) очень важно удовлетворение туриста от поездки. Потребитель удовлетворен, если его ожидания оправдались, т. е. воспринимаемое исполнение туристской услуги соответствует тому, что он ожидал получить.

Информация о работе Конкурентная среда туристского предприятия