Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 12:17, курс лекций
Работа содержит краткий курс лекций по менеджменту.
Истоки современного менеджмента
Управление, прежде чем оно оформилось в систематизированную научную дисциплину и профессию, прошло многовековой путь и признано самостоятельной областью деятельности человека только лишь в XX в.
Таблица. Истоки возникновения современного менеджмента
Стадии |
Содержание методов управления |
Характеристика |
Пионерская 1820-1900 гг. |
Традиционные методы управления, личные способности предпринимателя |
Предприниматель управляет лично, не нанимая менеджеров, все зависит от личной инициативы и деловых качеств предпринимателя, нарастает необходимость систематизации опыта управления |
Организационная, начало XX в. |
Научный подход к организации управления, администрирование |
Возникновение научной организации управления. Отказ от традиционных методов. Возрастание роли мастеров и инструкций. Учет времени и наблюдение, нормирование труда. Развитие идеи сотрудничества работодателя с персоналом. |
Интеграционная, начиная с 1930-х гг. |
Поведенческие подходы к организации управления |
Стремительное развитие техники, рост значения человека |
В условиях индивидуальной (или семейной) организации производства управление осуществлялось традиционными унаследованными приемами, неизменными на протяжении многих поколений. При принятии управленческих решений преобладала интуиция.
Возникновение и объективная
необходимость управления как самостоятельного
вида деятельности обусловлена общественным
разделением труда, развитием кооперации
и увеличением масштабов
Первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта, были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции.
Эволюция управления как научная дисциплина не представляла собой серии последовательных шагов вперед. Успехи в теории и практике управления всегда зависели от успехов в смежных областях, таких как инженерные науки, математика, психология, социология.
В развитии управленческой мысли и подходов к управлению все больше начинает преобладать интерес к бизнесу, осознание необходимости глубже постичь влияние внешних факторов на организационные структуры.
Методы и формы менеджмента постоянно изменяются и совершенствуются в соответствии с фазами промышленного развития.
Таблица. Фазы промышленного развития
Фаза массового производства (начало XX в. до 30-х гг.) |
Фаза массового сбыта (30-60-е гг.) |
Постиндустриальная фаза (с середины 60-х гг.) |
Выпуск стандартной продукции. Рынок ограничен. Низкая себестоимость. Все внимание внутрь фирмы. |
Выпуск дифференцированной продукции. Рост конкуренции. Развитие маркетинга. Внимание на имидж фирмы. |
Жесткая конкуренция. Быстрое устаревание основного капитала. Интернационализация предпринимательства. Решение стратегических задач. |
Методы и формы менеджмента становятся все более связанными с проблематикой продвижения товара на рынок. Усиливается стратегическая ориентация менеджмента. В конкурентной борьбе выигрывает тот, кто раньше других отреагирует на изменение потребностей рынка.
Смена парадигмы управления в России
За последние годы ситуация в
России существенно изменилась. Админи
Основные изменения в России включают переход к рынку и демократии, распад СССР. В результате перехода к рынку российские предприятия получили свободные цены, право выбора поставщиков и потребителей, перспективу выхода на международные рынки. Вместе с тем ужесточилась конкуренция, на отечественном рынке появились зарубежные производители.
Отпущенные цены, свобода выбора
поставщиков и производителей совместно
с внешнеэкономической
Однако кризис в России имеет структурный характер и требует в дополнение к макроэкономическим антикризисных мер структурного характера. Отсутствие последних в сочетании с жесткой фискальной политикой привело к нехватке денег в реальном секторе экономики и, соответственно, к недостатку у предприятий оборотного капитала, взаимным неплатежам. Предприятия были вынуждены прибегнуть к бартерным обменам и построению бартерных цепочек. Деньги перестали быть существенным средством товарооборота.
Приход
иностранных участников принес как новые возможности, так и новые
проблемы. Основными возможностями являются привлечение иностранных
инвестиций и приобретение технологического
и управленческого опыта. Основной проблемой является неконкурентоспособнос
Демократические преобразования принесли не только свободу слова и базу для создания правового государства, но и необходимость исполнения федерального и местных бюджетов. Их хронические дефициты вызвали в конечном счете повышение налогового бремени, удушающего экономику. Возникли бартерные цепочки, взаимные задолженности, многомесячные невыплаты заработной платы.
Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство.
В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации.
Основные цели реформирования организации:
Прежняя парадигма управления в России базировалась на марксистской трактовке экономического развития. Роль экономического фундамента справедливого распределения по результатам труда выполняла общественная собственность на средства производства, план выступал как регулятор производства.
Экономическая теория социализма обосновала необходимость реализации таких принципиальных положений, как концентрация производства, его монополизация на государственных предприятиях, ориентация производственной специализации на народнохозяйственную эффективность, закрытость единого народнохозяйственного комплекса страны.
Научно-технический прогресс и
невиданных размеров концентрация научного
и производственного
Радикальное изменение парадигмы управления – системы взглядов на управление – во второй половине XX века связано с развитием рыночно-предпринимательских экономических отношений. Так возникла настоятельная потребность в разработке новой парадигмы управления (табл. 1.3 и 1.4).
Таблица 1.3 Основные положения старой и новой парадигмы управления
Старая парадигма |
Новая парадигма |
1. Предприятие - «закрытая» система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны |
1. Предприятие – «открытая»
система, рассматриваемая в |
2. Рост масштабов производства и услуг |
2. Ориентация на качество
продукции и услуг, на |
3. Рациональная организация
производства, эффективное использование
всех видов ресурсов и |
3. Ситуационный подход
к управлению, признание важности,
быстроты и адекватности |
4. Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность его труда |
4. Главный источник прибавочной
стоимости – люди, обладающие
знаниями и условиями для |
5. Система управления, построенная
на контроле всех видов |
5. Система управления, ориентированная
на повышение роли |
Децентрализация системы управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов на уровне организаций и предприятий. Движение к рынку является сложным процессом, непременным и активным участником которого должно быть государство.
Таблица 1.4 Сравнительный анализ старой и новой парадигмы управления в России
Парадигма, сформировавшаяся в дореформенный период |
Парадигма, сформировавшаяся в период перехода на рыночные условия хозяйствования |
1. Централизация управления |
1. Децентрализация на базе |
2. Моноцентрическая система |
2. Переход к полицентрической системе хозяйствования |
3. Прямое государственное |
3. Управление деятельностью |
4. Ограниченная хозяйственная |
4. Самоуправление организаций |
Целесообразность
На государство возлагается
регулирование внерыночных зон
хозяйствования, таких как экологическая
безопасность, социально-экономические
права человека, перераспределение
доходов, научно-технический прогресс,
ликвидация структурных и региональных
диспропорций, развитие эффективных
международных экономических
Выполняя эти функции, государство регулирует спрос и предложение на макроуровне, не вмешиваясь и не ограничивая действие механизма саморегулирования на уровне организаций, между которыми осуществляется товарно-денежный обмен.
Различными являются используемые формы государственного воздействия, которые все в большей мере превращаются в «мягкие» инструменты регулирования (налоговая, кредитная, амортизационная, тарифная политика и т.д.).