Организационная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 21:40, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является анализ организационной культуру ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».

Для достижения цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

- изучить понятие организационной культуры и ее структуры

- рассмотреть формирование организационной культуры в организациях

- изучить политику управления персоналом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»

- рассмотреть организационную структуру ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»

- предложить пути совершенствования организационной культуры

Содержание

Введение 4

1 Понятие и особенности организационной культуры 6

1.1 Понятие организационной культуры и ее структура 6

1.2 Уровни и типы организационной культуры 11

1.3 Роль и значение организационной культуры 15

1.4 Формирование организационной культуры в организациях. Особенности российских организаций в формировании организационной культуры 18

2 Анализ и оценка организационной культуры ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»…………………………………………………………..

2.1 Краткая характеристика ОАО «Лукойл»………………………………………..



2.2 Финансовый анализ деятельности ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 47

2.3 Политика управления персоналом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 62

2.4 Структура и содержание организационной культуры ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 78

3 Совершенствование управления организационной культурой ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт» 99

Заключение 111

Список литературы 115

Приложения 119

Вложенные файлы: 1 файл

organ_kultura_ispravleno.doc

— 956.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

      Организация - это сложный организм, основой жизненного потенциала которого является организационная культура: то, ради чего люди стали членами организации; то, как строятся отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что плохо, и многое другое из того, что относится к ценностям и нормам. Все это не только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет успех функционирования и выживания организации в долгосрочной перспективе.

      Культура  объединяет все виды деятельности и все взаимоотношения внутри корпорации, делая коллектив сплоченным и производительным. Она создает внешний образ организации, формирует ее имидж, определяет характер отношений с поставщиками, клиентами и партнерами. Культура помогает концентрировать усилия на главных стратегических направлениях, определяемых в соответствии с основным предназначением компании - ее миссией. Пожалуй, трудно найти компанию, которая не хотела бы обладать сильной корпоративной культурой. Только сильная культура способна создать то «социально-экономическое поле», которое обеспечит наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ей сотрудников.

      Так как культура играет очень важную роль в жизни организации, то она  должна являться предметом пристального внимания со стороны руководства. Именно этим и обусловлена актуальность темы изучения организационной культуры в организации.

      Менеджмент  не только соответствует организационной культуре и сильно зависит от нее, но и может в свою очередь оказывать влияние на формирование и развитие организационной культуры. Для этого менеджеры должны уметь анализировать организационную культуру и оказывать влияние на ее формирование и изменение в желательном направлении.

      Целью работы является анализ организационной культуру ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».

      Для достижения цели в дипломной работе были поставлены следующие задачи:

      - изучить понятие организационной культуры и ее структуры

      - рассмотреть формирование организационной культуры в организациях

      - изучить политику управления персоналом ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»

      - рассмотреть организационную структуру  ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт»

      - предложить пути совершенствования  организационной культуры

      Объектом  изучения является ООО «Лукойл-Центрнефтепродукт».

      Предмет изучения - существующая на предприятии система управления.

      Представленная  работа состоит из трех глав, введения, заключения, списка литературы и приложений.

      Методологической  основой исследования выбраны диалектический подход, системный подход, экспертные, формализованные, аналитические и графические методы.

      Теоретические вопросы организационной культуры и ее планирования затрагиваются в работах А.Н.Аверина, М.Б.Артура, Т.Ю.Базарова, Н.А.Волгина, В.А.Дятлова, А.П.Егоршина, П.В.Журавлева, А.И.Исаенко, Т.А.Комиссаровой, А.Я. Кибанова, С.П.Кукуры,  И.К.Макаровой, А.А.Москаленко, Ю.Г.Одегова, А.И.Турчинова, В.В.Травина, С.В.Шекшни. Анализ литературы показывает, что в трудах отечественных исследователей создается серьезная научная основа для совершенствования управления развитием персонала. Вместе с тем в своей целостности и в аспектных отношениях проблема управления персоналом содержит немало «белых пятен», особенно если рассматривать такую важную ее часть, как  методы развития персонала. На сегодняшний день отсутствуют работы, в которых анализируется влияние методов оценки результатов деятельности, управления деловой карьерой и формирования кадрового резерва на результативность организации в целом, слабо раскрыты вопросы оценки эффективности мероприятий по планированию этой работы. Теоретическая разработка избранной проблемы значительно отстает от современной практики. Исследование этой темы – во многом еще не освоенное поле научной деятельности. 
 
 

 

     1 Понятие и особенности  организационной  культуры

1.1 Понятие организационной культуры и ее структура

 

     Как не существует двух абсолютно одинаковых людей, так и не существует двух одинаковых компаний. Каждая формирует свой собственный облик, делающий ее уникальной, узнаваемой, идентифицируемой по определенным параметрам. И если в отношении ресурсов, производственных технологий, средств транспорта и техники можно наблюдать определенную схожесть организаций, то в отношении «души» компании, каковой является ее корпоративная культура, такого сходства нет.1

     Рассмотрим  элементы культуры. Существует множество различных подходов к выделению элементов и характеристик корпоративной культуры, позволяющих наиболее полно идентифицировать и описать определенную культуру.

     Содержание  корпоративной культуры определяется не простой суммой ее элементов, а тем, как они взаимосвязаны между собой и как формируют определенные образцы поведения.  Отличительной чертой корпоративной культуры является тот порядок, в котором располагаются формирующие его базовые элементы, что указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае возникновения конфликта между разными структурными составляющими.

     Различные авторы, давая определение корпоративной  культуре, вкладывают в него тот или иной набор важнейших составляющих, соответствующих пониманию культуры в узком или широком смысле слова. Чаще всего происходит смешение этих составляющих в одном определении. Самым лаконичным следует признать определение Лорда Раглана, который говорил, что «культура - это приблизительно все то, что делаем мы и не делают обезьяны».2

     Майкл Армстронг считает, что корпоративная  культура - это совокупность убеждений, отношений, норм поведения и ценностей, общих для  всех сотрудников данной корпорации. Они не всегда могут быть четко выражены, но при отсутствии прямых инструкций определяют способ действий и взаимодействий людей и в значительной мере влияют на ход выполнения работы3.

     Корпоративная культура - это основной компонент  в выполнении миссии компании и достижении ею основных целей, в повышении эффективности организации и управлении новациями.

     Значение  культуры возрастает с течением времени, поскольку ее корни лежат глубоко в убеждениях людей. Она отражает опыт прошлых решений, приводивших к успеху дела.

     Корпоративная культура может служить на пользу организации, создавая обстановку, способствующую повышению производительности труда и внедрению нового. Но она может работать и против организации, создавая барьеры, которые препятствуют выработке корпоративной стратегии.

     Эдгар Шейн, занимавшийся изучением важнейших процессов в области корпоративной культуры, определял ее как: «...совокупность основных убеждений - сформированных самостоятельно, усвоенных или разработанных определенной группой по мере того, как она учится разрешать проблемы адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые оказались достаточно эффективными, чтобы считаться ценными, а потому передаваться новым членам в качестве правильного образа восприятия, мышления и отношения к конкретным проблемам».4

     Определение Шейна рассматривает корпоративную культуру с позиций динамики, адаптации и интеграции (внутренней и внешней) организации, затрагивая и аспект научения основам культуры новых членов коллектива5.

     О. Виханский и А. Наумов6 дают следующее определение корпоративной культуре: это - «набор наиболее важных предположений, принимаемых членами корпорации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Эти ценностные ориентации передаются индивидам через «символические» средства духовного и материального внутрикорпоративного окружения».

     В книге А.В. Спивака «Корпоративная культура» мы находим следующее определение корпоративной культуры: - «...это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды».7

     Анализ  приведенных определений корпоративной культуры позволяет выявить ряд компонент, являющихся бесспорными и наиболее часто упоминаемыми:

  1. Корпоративная культура - совокупность материальных, духовных, социальных ценностей, созданных и создаваемых сотрудниками корпорации в процессе трудовой деятельности и отражающих неповторимость, индивидуальность данной организации.
  2. В зависимости от этапа развития компании ценности могут существовать в различных формах: в форме предположений (на этапе активного поиска своей культуры), убеждений, установок и ценностных ориентации (когда культура сложилась в основном), норм поведения, правил общения и стандартов трудовой деятельности (при полностью сформировавшейся культуре).
  3. Наиболее значимыми элементами культуры признаются: ценности, миссия, цели компании, кодексы и нормы поведения, традиции и ритуалы.
  4. Ценности и элементы культуры не требуют доказательств, принимаются на веру, передаются от поколения к поколению, формируя корпоративный дух компании, соответствующий ее идеальным устремлениям.

     Следует отметить, что не является бесспорным заявление о том, что ценности и элементы культуры признаются персоналом бездоказательно. Это зависит от степени разделяемости данных элементов работниками: чем выше разделяемость, тем в меньшей степени организации приходится убеждать своих сотрудников, что провозглашаемые ею ценности соответствуют личным убеждениям работников. Если же степень разделяемости целей и ценностей низкая, компания должна доказывать своим сотрудникам преимущества и высокую эффективность предлагаемой культуры.

     Если  бы все сотрудники бездоказательно  принимали ценности и элементы культуры, не стояло бы проблем взаимодействия субкультур, контркультур в компании, стрессов и конфликтов. Иногда культура в компаниях воспринимается как элемент приспособления к внешнему окружению, требованиям выживания, рынка, конкуренции. Изучая опыт работы преуспевающих компаний, руководители стремятся перекроить свою культуру под них, результатом чего является слабая «живучесть» и декларативный характер ряда организационных культур компаний. Носителями культуры всегда являются люди. Взаимодействие и взаимозависимость их культур формируют единое социально-духовное поле организации.

     Как правило, в крупных компаниях  уже существует корпоративная культура, поэтому в компаниях с сильной культурой она как бы отделяется от людей и становится атрибутом всей организации, оказывая на ее членов активное обратное воздействие. И в этом заключается сила организационного влияния на персонал компании. Руководство осуществляет формирующее воздействие на культуру, разрабатывая миссии, цели, ценности, деловое кредо и иные элементы культуры, выполняя своего рода воспитательную функцию в компании.

     Таким образом, под корпоративной культурой  следует понимать  социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих корпорации  продвигаться к успеху.

     Существование любой системы анализируется  и оценивается по совокупности функций, которые она выполняет или способна выполнять. Безусловно, корпоративная культура является весьма сложной и многофункциональной системой. Приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от типа корпоративной культуры ее целей, этапа развития, влияния параметров внешней среды и т.п. Вместе с тем общая совокупность функций корпоративной культуры остается неизменной и включает в себя следующие функции:

  1. Познавательная. Эта функция позволяет работнику реализовать в рамках корпоративной культуры такие личностные мотивы, как любознательность, склонность к анализу и научным исследованиям, желание лучше осознать свой мир и свое в нем предназначение, определить свое место и статус в определенном коллективе людей, познать свое «я», свои сильные и слабые стороны и т.п.
  2. Ценностно-образующая. Ее назначение заключается в формировании у людей взглядов и правильного понимания тех ценностей, которые предлагает окружающий человека мир. Личностные ценности генетически производны от ценностей социальных групп. Выбор и освоение человеком ценностей проходят через чувство его идентичности, принадлежности к той или иной крупной группе. Эти крупные группы могут служить своего рода фильтром, ускоряя, замедляя или даже препятствуя освоению ценностей.
  3. Коммуникационная. Через познанные ценности, нормы делового поведения и этики общения осуществляется установление и использование эффективных коммуникационных потоков, обеспечивающих взаимопонимание, взаимодействие и единообразность в анализе и оценке любого вида информации, любого вида деятельности. Путем разработки эффективных коммуникаций усиливается вовлеченность каждого работника в дела организации, в решаемые ею проблемы. Данная функция позволяет удовлетворить естественную и в последнее время весьма актуальную потребность в информации.
  4. Нормативно-регулирующая. Эта функция благодаря своей интеграционной направленности ведет к идентификации работниками себя с организацией, задает регулирующие нормы поведения работников, делая это поведение предсказуемым и управляемым. Нормативно-регулируемая функция позволяет контролировать формы поведения и восприятия, вырабатывая наиболее целесообразные с точки зрения данной организации.
  5. Мотивирующая. Принадлежность к сильной оргкультуре уже сама по себе является мощным стимулом к росту производительности, желанию действовать в интересах и на благо своей организации. Высокая миссия, великие цели, образцовые доброжелательные взаимоотношения, продуманная система материального и социального стимулирования, демократический стиль и процедуры управления, будучи частями корпоративной культуры, имеют огромное мотивирующее воздействие на работу персонала предприятия.
  6. Инновационная. Это внешняя функция, помогающая корпорации выжить в условиях конкурентной борьбы, занять передовые позиции в экономике. Основу ее составляет система целей, ориентированная на потребности клиентов, готовность к риску и внедрению инноваций, социальная ответственность. Результатом ее является создание позитивного имиджа организации и завоевание высокого авторитета, как у поставщиков, так и у потребителей.
  7. Стабилизационная. Эта функция заключается в развитии системы социальной стабильности в организации, достижении общего согласия на основе объединяющего действия важнейших элементов культуры, роста сплоченности коллектива.

Информация о работе Организационная культура