Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 12:40, дипломная работа
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ДГТУ)
ФАКУЛЬТЕТ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА И МЕНЕДЖМЕНТА
КАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И МЕЖДУНАРОДНЫХ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНИКА ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПО ПОСТАВКЕ ПРОДУКЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ
(НА ПРИМЕРЕ ЗАО «РЕГАТА»)
Автор дипломной работы
Т.Г. Заярина
группа ИМЭ53
Обозначение ДР
Специальность 080102
«Мировая экономика»
Руководитель дипломной работы,
к.э.н, доцент
Н.В. Бурьянова
Ростов-на-Дону
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Теоретические основы импортных операций. Особенности рынка алкогольной продукции России и Ростовской области.
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
1.2 Особенности российского рынка алкогольной продукции
1.3 Алкогольный рынок Ростовской области
1.4 Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
2. Особенности организации импортных операций на предприятии ЗАО «Регата»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Регата»
2.2 Особенности организации и техники ВЭД на предприятии ЗАО «Регата»
3. Пути повышения эффективности внешнеторговой деятельности ЗАО «Регата»
3.1 Анализ и оптимизация статей импортного контракта
3.2 Совершенствование организации управления внешнеторговой деятельностью на предприятии ЗАО «Регата»
3.3 Перспективные направления развития и совершенствования ВЭД компании «Регата»
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
импорт рынок внешнеэкономический контракт
В современных условиях внешнеэкономическая деятельность является важной составляющей, формирующей структуру, динамику, устойчивость национальной экономики. Сегодня ни одно государство в мире не может успешно развиваться без эффективной системы внешнеэкономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство. На всех исторических этапах развития государства внешнеэкономическая деятельность оказала влияние на решение экономических проблем на различных уровнях: народного хозяйства в целом, отдельных регионов, объединений, предприятий.
Развитие рыночных отношений в современной России создало широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций всех форм собственности. Произошедшие за последние десятилетие изменения в сфере экономического положения страны, характеризующиеся усилением процессов глобализации, либерализацией внешнеэкономической политики страны, устранением внешнеторговых барьеров значительно увеличили масштабы экспортно-импортных операций. Таким образом, на сегодняшний день внешнеэкономическая деятельность является составной частью всей работы большинства предприятий России.
Развитие внешнеэкономической деятельности дает предприятию новые возможности, такие как использование преимуществ международной кооперации производства и свобода в принятии решений для осуществления своих производственных задач (свободный выбор производственных ресурсов, свобода выбора направлений и форм реализации произведенной продукции, производственного партнера по кооперации и др.)
Организуя ВЭД, предприятия обязаны четко определять, какие служебные подразделения выполняют те или иные функции по осуществлению внешнеэкономических операций и каким образом координируется их внешнеэкономическая работа. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне фирмы предполагает решение таких важнейших задач, как разработка стратегических направлений внешнеэкономической политики и поведения фирмы на зарубежных рынках, составление планов внешней торговли и формирование оптимальной структуры органов управления внешнеэкономической деятельностью, учет и контроль эффективности операций на внешних рынках, информационное обеспечение решений в области экономических отношений с иностранными партнерами.
От системы управления ВЭД в первую очередь зависит характер и формы работы предприятия на международном рынке. Отсутствие комплексного подхода к данной проблеме существенно ограничивает возможности развития конкурентоспособности предприятия.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в условиях глобализации мирового хозяйства значительно повышается роль внешнеэкономической сферы как на макро -, так и на микроэкономическом уровне. На современном этапе внешнеэкономические связи являются неотъемлемой частью деятельности отраслей национальной экономики, фирм и организаций. В связи с этим большое значение приобретают вопросы организации внешнеэкономической деятельности на предприятии.
Цель дипломной работы – изучить особенности организации и техники импортных операций на примере ЗАО «Регата», определить результативность внешнеэкономической деятельности предприятия и разработать меры по повышению эффективности в современных экономических условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) рассмотреть теоретическую и нормативно-правовую базу осуществления импортных операций
2) исследовать состояние рынка, на котором действует ЗАО «Регата»
3) провести анализ структуры внешнеэкономической деятельности предприятия
4) изучить практику осуществления внешнеэкономической деятельности ЗАО «Регата»;
5) изучить особенности организации управления внешнеэкономической деятельностью на данном предприятии;
6) рассмотреть этапы проведения внешнеэкономических операций и выявить основные проблем, сдерживающие развитие внешнеэкономической составляющей в деятельности предприятия;
7) оценить основные технико-экономических показатели работы ЗАО «Регата»;
8) проанализировать внешнеторговый контракт ЗАО «Регата» и произвести оптимизацию его статей;
9) разработать рекомендации по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности исследуемого предприятия.
Объектом исследования выступает ЗАО «Регата».
Предметом исследования является система организации и техники импортных операций.
Практическая значимость дипломной работы состоит в исследовании особенностей организации и техники импортных операций ЗАО «Регата» и разработке мер по совершенствованию управления ВЭД, реализация которых будет способствовать повышению ее эффективности.
При написании дипломного проекта использованы методы логического обобщения материала, экономического анализа, графический и табличный методы, приемы группировки показателей и аргументации выводов и предложений.
В работе были использованы: нормативно-правовые акты РФ, учебная литература и практические пособия ведущих отечественных специалистов в области внешнеэкономической деятельности, таких как Стровский Л. Е., Дегтярева О.И., Воронкова О.Н., Пузакова Е.П, Диденко Н.И., Ростовский Ю.М., Гречков В.Ю., и других, отчеты Федеральной службы Государственной статистики и Администрации РО, а также бухгалтерская и финансовая отчетность ЗАО «Регата».
Данная работа состоит из трех основных частей.
В первой части содержаться теоретические основы импортных операций, нормативно – правовая база внешнеторговой деятельности, а также представлен анализ рынка алкогольной продукции, на котором осуществляет деятельность ЗАО «Регата».
Вторая - исследовательская часть, посвящена анализу внешнеэкономической деятельности предприятия ЗАО «Регата». В ней дана общая характеристика деятельности исследуемого предприятия, проведен анализ финансового состояния ЗАО «Регата», изучены особенности организации и управления ВЭД на данном предприятии, рассмотрены этапы реализации импортной сделки по поставке алкогольной продукции.
В третьей части - практической, на основе полученных результатов исследования разработаны рекомендации по практическому совершенствованию внешнеэкономических операций предприятия ЗАО «Регата», проведен анализ импортного контракта и предложены пути его оптимизации.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИМПОРТНЫХ ОПЕРАЦИЙ. ОСОБЕННОСТИ РЫНКА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ РОССИИ И РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1.1 Теоретические основы организации и техники импортных операций
На сегодняшний день импорт товаров и услуг является составной частью внешнеторговой деятельности предприятия. Импортная операция представляет собой коммерческую деятельность, связанную с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну покупателя для последующей их реализации на внутреннем рынке. При этом ввозимый товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем для переработки.
Законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности Российской Федерации» от 13 октября 1995 г. импорт определяется как ввоз товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности (в том числе исключительных прав на них) на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. Факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации, получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Необходимым условием импортной операции является платежеспособность импортера. Ее основными признаками являются заключение контракта с иностранным контрагентом и пересечение товаром границы страны-импортера.
Как любая внешнеэкономическая операция импортная сделка включает в себя три этапа: подготовка, заключение контракта и его исполнение. При этом данные этапы импортной сделки имеют свои особенности.
В основе подготовки предполагаемых закупок должно лежать систематическое изучение и прогнозирование спроса отечественных потребителей в сфере личного и производственного потребления, либо прогнозирование собственного производства и потребления в сопоставлении с реальными экспортными и производственными возможностями фирм-производителей. [3.с.320]
Изучение конъюнктуры рынка для импортера также важно, как и для экспортера и выполняется в целях выявления современных требований к товарам, закупка которых планируется; определения возможных поставщиков с точки зрения качества товаров, технического уровня производства и их финансового положения; определения уровня цен и прогноза его изменения; определить наиболее целесообразный метод закупки: напрямую у производителя, через посредников, используя различные формы встречной торговли и т.д.;
Планирование внешнеторговой операции, на первом этапе исполнения сделки, представляет собой разработку взаимосвязанных по времени и содержанию организационных и коммерческих мероприятий. Оно включает в себя: рассылку запросов поставщикам, агентам, брокерам, организация международных торгов; разработку технических требований на закупаемые товары; согласование требований и условий закупок товаров с потребителями, если внешнеторговая организация является посредником; проведение переговоров или торгов и заключение контрактов; выполнение контрактных обязательств и контроль за выполнением.
Подготовка к исполнению сделки также предусматривает проведение рекламной компании. При импортных операциях реклама играет незначительную роль, а нередко и вообще отсутствует, однако в ряде случаев и импортеры прибегают к ней, чтобы представить себя в деловых кругах в качестве крупных покупателей, выявить потенциальных поставщиков, а также обострить между ними конкуренцию. [2.с.57-59]
Особое внимания на этапе подготовки импортных операций анализу поступающих от иностранных фирм оферт, а также подготовке запросов, заказов иностранным фирмам и их направление адресатам.
Цель запроса - получение от экспортеров конкурентных предложений, поэтому они рассылаются нескольким фирмам разных стран. В них указываются наименование товара, его количество и качество, срок поставки; цена, как правило, не указывается, так как ее определяет продавец. Что касается заказов, то они обычно направляются постоянным контрагентам, поэтому в них указываются лишь индивидуальные условия предстоящей сделки, а в остальном стороны руководствуются условиями либо типовых, либо ранее заключенных контрактов.
Завершает первый этап составление проекта контракта покупателем для передачи иностранному продавцу или изучение представленного продавцом проекта контракта.
При разработке импортного контракта изучается соответствующая нормативно-правовая база заключения международных сделок, возможность использования типовых контрактов, других общих условий поставки отдельных товаров. Текст предлагаемого контракта постатейно ориентирован на интересы импортера, в связи с чем должен содержать расширенное толкование предмета контракта, подробную характеристику качества товара и порядок его проверки, гарантии по качеству, требования к упаковке и маркировке товара, условия сдачи-приемки товара по качеству и количеству. Валютно-финансовые условия контракта должны отражать выгодные для покупателя формы и способы расчета, подробный перечень документов, против которых производится оплата товара покупателем. Статья «Претензии» по своему содержанию должна обеспечивать права импортера на заявление претензий по количеству и качеству, срокам поставки и другим основаниям и действенные способы их удовлетворения. В контракт необходимо включить перечень санкций, применяемых к продавцу за нарушение контрактных обязательств и условия форс-мажора, ограничивающие возможности исполнения обязательств продавцом. [3.с.321]