Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 08:21, курсовая работа
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня главная задача руководителя состоит в том, чтобы осуществлять организаторскую работу, представляющую собой особый вид творческой деятельности. По мере увеличения сложности объекта управления и уровня должности, роль творческого подхода увеличивается
Введение………………………………………………………………………. 3
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
1. Модель личностно – деловых качеств руководителя………………… 7
2. Личное обаяние…………………………………………………………. 11
II Основные аспекты культуры управления
1. Стиль работы руководителя…………………………………………… 22
2. Формы управленческого общения………………………….….……… 23
3. Морально – психологическая основа авторитета……………..……… 26
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
1. Психологическая информация. ……………………………………..… 34
2. Методы сбора психологической информации……………………..…. 37
3. Психологические требования к принятию решения……………….… 45
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
1. Психологические требования к труду руководителя…………...……. 53
2. Важнейшее условие поддержания высокого
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение………………………………………………………….………. 76
Введение…………………………………………………………
I Психологическая характеристика служебного
поведения руководителя
II Основные аспекты культуры управления
III Управленческое решение и его информационное
обеспечение
IV Психологические аспекты повышения
работоспособности руководителя
морально – психологического состояния. ……………………….…… 62
Заключение……………………………………………………
Приложение 1…………………………………………………………….….. 78
Приложение 2………………………………………………………….…….. 80
Приложение 3………………………………………………………….…….. 83
Библиография………………………………………….…
Древнеримский политический деятель, оратор и писатель Цицерон так говорил о руководителях: «Направлять, приказывать то, что справедливо, полезно, согласно с законами, таковы задачи должностных лиц».
Сегодня
главная задача руководителя
состоит в том, чтобы
Работа руководителя социально-культурной сферы интересна. В крупной организации ему приходится выполнять в течение рабочего дня самую разнообразную деятельность (до двухсот видов). Он часто бывает в других городах и странах, общается с самыми разными людьми – подчиненными, коллегами, партнерами, политиками, общественными деятелями, акционерами и т.п. И к каждому из них необходимо подобрать свой «ключик».
Эта
работа представляет широкие
возможности для развития
В последнее время все чаще отмечается, что многие руководители не соответствуют требованиям времени. Что же не устраивает? Не устраивает главным образом уровень их профессиональной управленческой компетентности; воспользуемся в данном случае термином качество руководителей. Ставя задачу формирования требований к руководителю социально – культурной сферы, необходимо осуществить переход к новому качеству руководителя. Но всякое качество в чем–то конкретно выражается, в чем-то должно проявляться. Старое качество руководителя проявилось, если сказать в обобщенной форме, в руководителе исполнительского типа; новое – должно выразиться в руководителе инициативного типа. Когда же инициативный, творческий тип работника станет преобладающим, то можно будет сказать, что сформировалось новое поколение руководителей, т.е. состоялся руководитель новой формации.
В силу
динамизма перемен в социально
– культурной сфере, в системе
управления экономикой
Под такой моделью, если говорить в самых общих чертах, понимается логически созданный образ руководителя, мысленно или письменно отраженная «конструкция» в виде совокупности наиболее общих требований и качеств, отражающих общественно необходимый уровень профессиональной пригодности работника к выполнению функции управления, требований и качеств, которым должен удовлетворять руководитель новой формации. Общая типовая модель призвана отражать главным образом совокупность единых для всех руководителей требований и качеств.
Попытки разработать основные параметры универсальных моделей руководителей и специалистов предпринимались неоднократно. Такой опыт достаточно широко освещен в литературе, а на практике представлен в виде общепромышленных или отраслевых методик. Одним из простейших и наиболее распространенных видов подобных моделей являются положения о должности и должностные инструкции. Они в общем плане или с известной степенью детализации фиксируют основные функции руководителя или специалиста (что тот или другой должен уметь делать), устанавливают права и ответственность работника, требования к уровню образования и компетентности (что обязан знать руководитель или специалист). В ряде случаев они раскрывают требуемые личностные качества: организаторские способности, моральные качества, а также состояние здоровья и др. Положения о должности и должностные инструкции, таким образом, давно считаются определенной нормативной моделью, отражающей чаще всего своего рода «нижний предел качеств» руководителя для типовых ситуаций; выступают в виде некого стандарта при решении вопросов подбора и расстановки кадров.
Основными задачами курсовой работы являются:
В работе
над курсовой работой
Цель курсовой работы – дать основополагающее представление об основных требованиях, предъявляемых современному руководителю социально-культурной сферы, выдвинуть критерии, по которым оценивают руководителя, и предложить методы работы для более эффективного руководства. Помочь объяснить комплексный характер взаимодействия человека с организацией, разобраться в практической применимости организационных и психологических процессов, выявлять проблемы организационного и психологического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты.
I. Характеристика служебного поведения руководителя социально – культурной сферы.
Многогранный
характер управленческой
Первый блок. Общие качества: незаурядный интеллект, фундаментальные знания, достаточный опыт.
Второй блок. Конкретные качества: научно – профессиональные, организаторские, психофизические, психолого–педагогические, нравственные.
Каждое из названных качеств имеет свою структуру. Например, к нравственным качествам относятся такие характеристики личности, которые выражают ее научное мировоззрение, культуру, моральную мотивацию действий и т. п. Научно – профессиональные качества включают знания и опыт, характеризующие технико-экономическую компетентность, теоретический и практический уровень этой компетентности. К организаторским качествам относиться все то, что связано с умением, подбирать и расставлять кадры, планировать их работу, обеспечивать четкий контроль и т. п. Психофизические качества – соматические и психические данные, которые необходимы работнику управленческой профессии (хорошее здоровье, склонность к системному мышлению, развитость воображения, тренированная память, волевая подготовка).
Третий блок. Специфические личностно – деловые качества.
Известный
психолог Б.М. Теплов
Управленческая
профессия предъявляет высокие
нравственные требования к
Есть
руководители, которые общепризнанны
как профессионально
Тщательное
изучение этого явления
Для того чтобы подчиненные прониклись личной симпатией к руководителю, им недостаточно того, что их руководитель компетентно – деловой, толковый организатор. Например, не все руководители умеют быстро «вписаться» в коллектив, расположить людей к откровенности, считаться с их точками зрения. Некоторые из них безапеляционны в своих рассуждениях, интонация их голоса свидетельствует о неприятии каких – либо возражений.
Умение вести себя с людьми,
располагать их к себе, ладить
с ними требует наличия некотор
У каждого человека, по словам Л.Н. Толстого, есть своя душевная мелодия, если она не услышана, то его нельзя понять, даже располагая о нем самыми подробными сведениями. Чтобы так «слышать» человека, дать ему возможность выразить свою душевную мелодию, надо «обладать в высшей степени способностью привлекать к себе людей…» Психолого-педагогические качества придают «технологическую» выразительность всем другим личностно-деловым качествам руководителя. И это имеет существенное значение для утверждения его авторитета, для повышения эффективности управления в целом.
Можно выделить две
Коммуникабельность – это умение быстро устанавливать контакт с людьми, «входить» в коллектив. Эмпатичность – улавливание настроения людей, выделение их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам. Визуальность – внешняя привлекательность личности. Красноречивость – умение внушать и убеждать словом.
Психоаналитическое качество – это самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков. Стрессоустойчивое качество – физическая тренированность, само внушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
Выделение
в структуре личностно-деловых
качеств руководителя